Индивидуальная рабочая программа по чтению (VIII вид)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению для обучающихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для умственно отсталых детей разработана по авторской программе по русскому языку: А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, С.Ю. Ильина, Э.В. Якубовская под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: «Просвещение», 2013.
Учебным планом выделен 1 час, всего 34 часа.
Обучение чтению в 6 классе направлено на решение следующих задач:
- формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;
- развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи как средства общения;
- воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.
Для решения поставленных задач в программе выделены следующие подразделы: « Примерная тематика чтения», «Навыки чтения», «Работа с текстом», «Основные требования к умениям учащихся».
В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям.
Требования, предъявляемые к качествам, характеризующим навык полноценного чтения (правильность, беглость, осознанность и выразительность), отражены в разделе «Навыки чтения».
Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими предложениями.
Дети с нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения.
Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного. С этой целью в программе выделен раздел «Работа над текстом».
Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения. Таким образом, в этот период главное в работе над текстом - анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев и т. д.
Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.
На уроках чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
  В  6  классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 6  класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Структура программы объяснительного чтения и тематика изучаемых на этом этапе художественных произведений учитывают особенности психического развития учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида: недостаточность запаса представлений об окружающей действительности, трудности актуализации имеющихся знаний, несовершенство речевого развития и т.д. Содержание большинства художественных текстов является близким и понятным, поскольку оно обращено к имеющемуся у детей личному опыту.   
    ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся должны уметь:
-Читать вслух правильно по слогам и целым словом, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
- отвечать на вопросы учителя по предметному содержанию произведения;
-давать элементарную оценку поступкам героев;
- заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Примерная тематика чтения
Устное народное творчество. Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры – игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного). Сказки. Мир добра и зла.
Люблю русскую природу. Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться окружающий мир. Светские и религиозные праздники связи с разными временами года.
Удивительные животные. Рассказы, стихи, сказки, басни жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных качеств.
Человек, будь человеком! Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем.
Смешное и веселое. Юмористические произведения разных жанров.
Вечный свет подвига. Художественные произведения
о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем.
Писатели мира - детям. Сказки и рассказы зарубежных авторов о жизни детей, об их приключениях, о животных.
Навыки чтения.
Правильное, сознательное, выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания с соблюдением норм литературного произношения.
Чтение про себя при выполнении различных заданий уже проанализированного текста. Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах.
Работа с текстом.
Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.
Развитие умения ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи произведения. Соотнесение темы с заглавием текста.
Деление текста на части по данному плану, озаглавливание выделенных частей текста.
Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц. Выражение элементарной оценки их поступков.
Полный и частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений в соответствии с текстом оригинала с предварительным их выделением.
Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения с помощью учителя. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение.
Называние характерных черт героев произведения (выбор для этой цели из текста авторских слов), установление авторского отношения к своим героям (осуждает или одобряет их поступки).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/пНазвание раздела, темы Коли-чество часов
В. Песков «Отечество». 1
М. Ножкин «Россия». 1
М. Пришвин «Моя Родина». 1
В. Бианки «Сентябрь». 1
И. Бунин «Лес, точно терем расписной». 1
И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще». 1
В. Бианки «Октябрь». 1
С. Михалков «Будь человеком». 1
Б. Заходер «Петя мечтает». 1
В. Бианки «Ноябрь». 1
По Д. Биссету «Слон и муравей», «Кузнечик Денди». 1
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». 1
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». 1
Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву .1
В. Бианки «Декабрь». Е. Благинина «Новогодние загадки». А. Никитин «Встреча зимы». 1
Е. Холмогорова. «Серебряный лебедь», «Боевое крещение». 1
Здравствуйте. Е.Гальперина. 1
По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». 1
Е. Пермяк «Тайна цены». Сказка или быль. 1
В. Бианки «Январь». 1
«Теплый снег». А. Дорохов. 1
Пушкин. Д. Хармс 1
В. Бианки «Февраль». 1
И. Никитин «Весело сияет» (отрывок). И. Суриков «Белый снег пушистый». 1
А. Чехов «Ванька». 1
В. Бианки «Март». 1
Е. Баронина. Рассказы про зверей. 1
«Как после мартовских метелей…» А. Твардовский. «И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…» А. Плещеев. 1
В. Бианки «Апрель». В. Жуковский «Жаворонок». 1
С. Смирнов «Первые приметы». В. Песков «Весна идёт». 1
«Наши песни спеты на войне». М. Дудин. 1
Г. Скребицкий «Весенняя песня». 1
Зорькина песня. В. Астафьев. 1
В. Бианки «Май». «Нынче ветер, как мальчишка, весел…» Н. Рыленков. 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/пТема урока Кол-во часов Дата прове-денияОборудова-ние Приме-чание
В. Песков «Отечество». 1 Учебное пособие, иллюстрации к уроку. М. Ножкин «Россия». 1 Учебное пособие, иллюстрации к уроку. М. Пришвин «Моя Родина». 1 Иллюстрации к произведению, учебник. В. Бианки «Сентябрь». 1 Иллюстрации к произведению, учебник, презентация. И. Бунин «Лес, точно терем расписной». 1 Иллюстрации к произведению, учебник. И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще». 1 Иллюстрации к произведению, учебник. В. Бианки «Октябрь». 1 Иллюстрации к произведению, учебник, презентация. С. Михалков «Будь человеком». 1 Иллюстрации к произведению, учебник. Б. Заходер «Петя мечтает». 1 Иллюстрации к произведению, учебник. В. Бианки «Ноябрь». 1 Иллюстрации к произведению, учебник, презентация. По Д. Биссету «Слон и муравей», «Кузнечик Денди». 1 Иллюстрации к произведению, учебник. Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». 1 Иллюстрации к произведению, учебник. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». 1 Иллюстрации к произведению, учебник. Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву .1 Иллюстрации к произведению, учебник. В. Бианки «Декабрь». Е. Благинина «Новогодние загадки». А. Никитин «Встреча зимы». 1 Иллюстрации к произведению, учебник, презентация. Е. Холмогорова. «Серебряный лебедь», «Боевое крещение». 1 Иллюстрации к произведению, учебник. Здравствуйте. Е.Гальперина. 1 Иллюстрации к произведению, учебник. По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». 1 Иллюстрации к произведению, учебник. Е. Пермяк «Тайна цены». Сказка или быль. 1 Иллюстрации к произведению, учебник. В. Бианки «Январь». 1 Иллюстрации к произведению, учебник, презентация. «Теплый снег». А. Дорохов. 1 Иллюстрации к произведению, учебник. Пушкин. Д. Хармс 1 Иллюстрации к произведению, учебник, презентация. В. Бианки «Февраль». 1 Иллюстрации к произведению, учебник. И. Никитин «Весело сияет» (отрывок). И. Суриков «Белый снег пушистый». 1 Иллюстрации к произведению, учебник. А. Чехов «Ванька». 1 Иллюстрации к произведению, учебник. В. Бианки «Март». 1 Иллюстрации к произведению, учебник, презентация. Е. Баронина. Рассказы про зверей. 1 Иллюстрации к произведению, учебник. «Как после мартовских метелей…» А. Твардовский. «И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…» А. Плещеев. 1 Иллюстрации к произведению, учебник. В. Бианки «Апрель». В. Жуковский «Жаворонок». 1 Иллюстрации к произведению, учебник, презентация. С. Смирнов «Первые приметы». В. Песков «Весна идёт». 1 Иллюстрации к произведению, учебник. «Наши песни спеты на войне». М. Дудин. 1 Иллюстрации к произведению, учебник. Г. Скребицкий «Весенняя песня». 1 Иллюстрации к произведению, учебник, mp3-запись «Голоса птиц». Зорькина песня. В. Астафьев. 1 Иллюстрации к произведению, учебник. В. Бианки «Май». «Нынче ветер, как мальчишка, весел…» Н. Рыленков. 1 Иллюстрации к произведению, учебник, презентация. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Список литературы
Гусева Г.М. Уроки чтения в 6 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 2007.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы) под ред. М.И. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2013г.
Прокопенко М.Е. Русский язык. Чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения, 2009 г.
Чтение. 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина: М., «Просвещение», 2016 г.