Индивидуальная адаптированная рабочая программа по литературному чтению


муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Козульская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена на заседании методсовета.
Председатель методсовета ________________ Г.В. Лобзенко
Протокол №__ от ____ УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ
«Козульская СОШ №1»
_______/С.В.Алексеева
Приказ № ____
от « » 2016 г.
Адаптированная рабочая программа
по предмету
литературное чтение
(альтернативное чтение)
2 класс
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Нижегородова Галина Манцуровна
П. Козулька
2016 год
Пояснительная записка
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по предмету литературное чтение (альтернативное чтение) разработана для ученицы 2 класса Дацюк Елены (12 лет, обучение на дому) с ОВЗ (тяжелой степенью умственной отсталости) с учетом ее психологического развития.
Рабочая программа разработана на основе:
Закона «Об образовании» от 29.12. 2013г.,
Письма министерства образования и науки Красноярского края №5429 от 17.06.2013 года;
«Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.
У лиц с тяжёлой умственной отсталостью коэффициент умственного развития от 34 до 20. Тяжёлая умственная отсталость у Лены сопровождается множественными нарушениями развития: тяжёлыми нарушениями речи (Лена не разговаривает), значительными нарушениями поведения, повышенной судорожной готовностью (эписиндром).
Деятельность ее можно охарактеризовать как хаотичную, беспорядочную и неосмысленную, вследствие отсутствия целенаправленных приёмов познавательной деятельности. Для мышления учащихся данной категории характерны беспорядочность представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, узость и конкретность, а подчас недоступность обобщений.
Вследствие перечисленных нарушений познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают также эмоционально-волевая сфера, моторика, личность ребёнка в целом; наблюдаются особенности интеллектуальной сферы учеников: «резкое понижение психического тонуса», негативизм, «ускользание» от внешних раздражителей, невнимательность, психическая пассивность.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ «Козульская СОШ №1» на 2016-2017 учебный год рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Целью обучения предмету «Альтернативное чтение» во 2классе – максимально возможная социальная адаптация детей через формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
В «Программе» выделяют следующие основные задачи:
формировать первоначальные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинах и картинках;
формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся;
формировать способность к коллективной деятельности;
учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Коррекционно-развивающие:
развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения».
Формы организации учебного процесса:
Организация и проведение уроков по предмету литературное чтение строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения, свободные предметные игры, игры на звукоподражание, двигательные и жестовые упражнения, совместные сюжетные игры.
Формы обучения:
- урок с элементами игры;
- урок, с элементами практического занятия;
- экскурсия;
- игра;
Методы и приёмы обучения:
- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
  - методы формирования интереса к учению
- создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
- использование познавательных игр;
- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально- визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- выкладывание пиктограмм;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,
аппликация, резание.
Предметно-развивающая образовательная среда:
Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
Детские книги, раскраски;
Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
Большие дидактические куклы.
Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
Пиктограммы.
Игрушки.
Конструкторы пластмассовые и деревянные;
Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки».
Ожидаемый результат:
В качестве показателей развития учащихся рассматривается уровень усвоения средств общения (речевых и неречевых), понимание выразительных движений и естественных жестов
-передача мысли с помощью символов
- название, показ, подбор пиктограмм: части тела, части головы, члены семьи, игрушки, животные, профессии, явления природы.
Содержание программы по предмету: литературное чтение.
Разделы программы Содержание
Чтение телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале.
Упражнения на подражание выражению лица.
Движение по различным сенсорным дорожкам.
Двигательные упражнения.
Аудиальные и двигательные упражнения типа: «Слушай и делай со мной».
Упражнения на движение мимической мускулатуры по подражанию.
Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Показ частей тела на картинке и себе.
Аудиальные и визуальные упражнения с использованием больших дидактических кукол.
Игровые упражнения с куклой.
Зрительные упражнения с картинками.
Нахождение игрушки по картинкам.
Аудиальные и зрительные упражнения типа: «Слушай стишок и показывай картинку».
Зрительные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками.
Двигательные упражнения вместе с учителем и самостоятельно.
Аудиальные и двигательные упражнения типа: «Слушай и делай со мной».
Игровые ситуации на узнавание игрушек по рассказу (один – два признака)
Аудиальное чтение. Слушание аудиозаписей и узнавание разнообразных звуков.
Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка, бубен.
Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками для развития аудиального восприятия.
Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг.
Календарно-тематическое планирование по предмету литературное чтение
№ дата тема урока характеристика деятельности учащихся основные понятия
Первое полугодие
1 Чтение изображений на картинках и пиктограммах.
Это – Я. Игра «Найди картинку», «Кукла». Соотносят части свои тела с изображением на картинке, выполняют движения, изображённые на картинке.
Показывают на кукле части тела, соотносят с картинкой и пиктограммой, составляют предложения: Кукла подняла руки, и т.д. Название частей тела и лица, название движений.
Предложения «кукла делает»
2 Аудиальное чтение. Это – Я. Стихотворение «Водичка, водичка…» Показывают, называют, соотносят части тела с картинками и пиктограммами, разучивают стихотворение. Текст стихотворения, название частей тела и лица.
3 Чтение телесных и мимических движений. Мои игрушки. Игра «Мишка ходит по тропинке». Изображают медведя, подражают медвежьему рёву, передвигаются по сенсорным дорожкам под ритм барабана, бубна. Название игрушек: мишка, зайка, лисичка, слон, барабан, бубен.
4 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мои игрушки. Игра «Мы игрушки». Стихотворение А.Барто «Мишка», «Мишка косолапый» Выполняют действия игрушками по подражанию, по картинкам и пиктограммам, по словесной инструкции.
Повторяют названия игрушек, частей тела игрушек, разучивают стихотворение. Название движений, построение предложений «игрушка делает».
Название игрушек, движений, текст стихотворения.
5 Чтение телесных и мимических движений. Явления природы. «Осень». Игра «Подбери картинку» Изображают явления природы, увиденные на экскурсии по показу, называют их. (Ветер, дождь, солнце, холодно, тепло…) выбирают из двух, нужную картинку с изображением заданных явлений природы. Ветер, дождь, солнце, холодно, тепло, урожай овощей и фруктов.
6 Аудиальное чтение. Явления природы. «Звуки природы». Стихотворение «Дождик», «Листопад». Повторяют явления природы осенью, соотносят с картинками и пиктограммами, разучивают стихотворение «Дождик» Название явлений природы, текст стихотворения.
7 Чтение телесных и мимических движений. Моя семья. Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя. Показывают на фотографии и называют членов семьи, имитируют действия по показу: накрывают на стол, изображают эмоции по показу: радуется, грустит. Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, радость, грусть.
8 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Моя семья. Игра «Что делает мама? (папа, бабушка, дедушка)» Показывают на фотографии и называют членов семьи, называют имена, соотносят с картинками, называют действия, изображённые на картинках, настроение. Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, радость, грусть.
9 Аудиальное чтение. Моя семья. Рассказ «Семья», потешка «Я пеку…», рассказ «Вечером». Слушают предложения о действиях членов семьи. Находят ответы на вопросы по картинке. Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, название действий.
10 Чтение телесных и мимических движений. Мой дом. Мебель. Уход за мебелью. Знакомятся с предметами мебели, повторяют название помещений, играют, расставляют мебель на кухне. Название предметов мебели.
11 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мой дом. Кухонная посуда. Уход за посудой. Бытовые приборы в доме. Повторяют правила ухода за посудой. Подбирают картинки и пиктограммы, составляют предложения к картинкам. Названия предметов посуды и действий.
12 Аудиальное чтение. Мой дом. К.Чуковский «Федорино горе». Слушают отрывки сказки, изображают посуду, сопряжённо рассказывают с опорой на картинки. Текст сказки «Федорино горе»
13 Чтение телесных и мимических движений. Я в школе. Игра-имитация «Где мы были?» Имитируют действия в школе, определяют: урок или перемена, определяют какой урок, отвечают с помощью картинок и пиктограмм. Слова по теме «Школа»
14 Аудиальное чтение. Я в школе. Школьные принадлежности. Рассказ «В школе» Составляют предложения: «У меня карандаш…»
«На парте ручка.»
Слушают рассказ, отвечают на вопросы с помощью картинок и пиктограмм. Название предметов школьных принадлежностей
15 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Явления природы. Составление картины «Зима». Составляют картину «Зима», называют признаки зимы, зимующих птиц.
Рассматривают картинки и составляют предложения Похолодало, снег, ветер, сугроб.
16 Аудиальное чтение. Явления природы. Стихотворение «Зима». Игра «Что зимой не бывает» Слушают, рассматривают картинки, заучивают стихотворение. Играют в дидактическую игру. Похолодало, снег, ветер, сугроб.
Второе полугодие
1 Чтение телесных и мимических движений. Это – Я. Игра «У меня есть», Игра «Руками беру, носом нюхаю». Показывают по подражанию и словесной инструкции части тела и лица.
Имитируют движения частями тела, называют движения и части тела. Названия частей тела и лица и движений.
2 Чтение изображений на картинках и пиктограммах.
Это – Я. Части тела. Игра «Что делает девочка?» Показывают, называют, находят у себя части тела и лица, изображённые на картинке и пиктограмме. Повторяют движения частями тела и лица (мимика) по картинке, называют движения. Названия частей тела и лица и движений.
3 Аудиальное чтение. Это – Я. Песенка «Где же наши ручки?». Стихотворение «Умываемся», «Режим дня» Слушают, повторяют движения по показу, разучивают текст песни. Слушают, повторяют движения по показу, разучивают текст стихотворения. Составляют предложения по образцу «Я ем. Я сплю. Я учусь». Подбирают картинки и пиктограммы к предложениям Названия частей тела и лица и движений.
4 Чтение телесных и мимических движений. Мои игрушки. «Что делает Мишка?». Игра «Отгадай игрушку» Читают движения, которые выполняет мишка, называют движения, стараются дать словесную инструкцию мишке и другим детям. Изображают движения игрушки, отображают её характерные признаки (части игрушки), называют игрушку. Название движений.
Название игрушек, основных признаков и действий
5 Чтение телесных и мимических движений. Мои игрушки. Игрушки - транспорт. Называют игрушку, действия машинки, части. Изображают движение машинки, называют признаки движения быстро-медленно. Название игрушек-транспортных средств: машинка, паровоз, трактор.
6 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мои игрушки. Посудка. Кукольная одежда. Рассказ «Моя кукла». Проигрывают простые сюжеты, изображённые на картинке. Накрывают чайный стол для игрушек. Подбирают пиктограммы к действиям игрушек. Одевают куклу, опираясь на образец, называют предметы одежды, составляют предложения: «Я одеваю кукле шапку» Название предметов посуды.
Названия игрушек, предметов одежды, кукла.
7 Аудиальное чтение. Мои игрушки. «Мои машинки», «железная дорога». Стихотворение «Самолет». Слушают рассказ в аудиозаписи, рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы, с помощью пиктограмм. Слушают стихотворение «Самолёт», подбирают картинку. Машинка, гараж, части машины, цвета.
Паровоз, выгоны, железная дорога, машинист. Текст стихотворения.
8 Чтение телесных и мимических движений. Я в школе. «Где мы были мы не скажем…». Учебные принадлежности. Смотрят на движения учителя и определяют, какой урок, называют действия.
Подбирают к действию изображения предметов: Рисую красками, кистью. Название учебных предметов, действий
Названия учебных принадлежностей
9 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Я в школе. Я ученик, я - ученица. Рассказ «На уроке». Стихотворение «Школьница» Играют в игры на полорелевую идентификацию, называя друг друга: Это девочка, это мальчик. Слушают рассказ в аудиозаписи, рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы, с помощью пиктограмм. Слушают стихотворение, подбирают пиктограммы, Ученик, ученица, девочка, мальчик.
Текст рассказа
Текст стихотворения.
10 Чтение телесных и мимических движений. Мир людей. «Куклина больница», «Кондуктор» Выполняют действия по подражанию и образцу – лечат куклу. Изображают поездку в автобусе, подражают работе кондуктора и пассажиров. Врач, атрибуты профессии врача.
Кондуктор, шофёр, атрибуты профессии.
11 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мир людей. «В кабинете врача» Рассматривают и называют предметы, которыми пользуется врач, называют действия. Халат, шприц, таблетки, лекарство, боль
12 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мир людей. Шофёр. Игра «Светофор». Знаки дорожного движения. Рассматривают и называют предметы, которыми пользуется шофёр, называют действия. Называют цвет сигнала светофора, подбирают картинку с действием на этот сигнал, находят на рисунках, пиктограммах действия пешеходов и шофёра и называют их, находят на рисунках, пиктограммах действия пешеходов и шофёра и называют их. Виды транспорта, действия шофёра, дорога, руль, знаки ДД.
Названия сигналов светофора и действий по сигналам.
13 Аудиальное чтение. Мир людей. Стихотворение «Шофер». Рассказ «Шофёр». Ролевая игра «В автобусе» Слушают стихотворение, рассказ, пересказывают по картинкам. Играют в ролевую игру, называют свои движения речевыми и неречевыми средствами. Текст стихотворения. Названия сигналов светофора, знаков дорожного движения и действий по ним.
14 Чтение телесных и мимических движений. Мир животных. Кошка. Собака. Лошадь Имитируют движениями движения кошки, по подражанию, картинке, пиктограмме. Рассматривают картинку, называют части тела, действия. Изображают собаку, кошку, лошадь (движения, лай). Кот, кошка, котёнок, ест, умывается, потягивается.
Собака, пёс, щенок, действия собаки. Лошадь, конь, жеребёнок, действия лошади.
15 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мир животных. Птицы. Воробей. Ворона. Рассматривают картинку, называют части тела, действия. Изображают воробья, ворону Воробей, действия воробья, вороны.
16 Аудиальное чтение. Мир животных. «Кто, где живет?» рассказ. «Кто так?» Слушают рассказ, отвечают на вопросы с опорой на картинки. Слушают неречевые звуки животных и называют животное. Текст рассказа, название животных. Название животных, звуков (мяу, гав), действий.
17 Чтение телесных и мимических движений. Явления природы. Признаки весны. Игра «Цветок» Движениями и мимикой изображают явления природы, называют их.
Движениями и мимикой показывают росток, бутон, цвет, увядание (под музыку), определяют, когда музыка должна быть весёлой, когда грустной. Весенние явления природы.
Росток, бутон, цвет, увядание, радостно, грустно.
18 Аудиальное чтение. Явления природы. Звуки природы. Рассказ «Весна». Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Явления природы. Слушают различные звуки природы, называют, подбирают картинки и пиктограммы. Слушают рассказ, отвечают на вопросы с опорой на картинки и пиктограммы.Играют с флюгером, определяют ветер, подбирают картинки: сильный ветер, ветерок. Пиктограмма «ветер». Рассматривают картинки, подбирают пиктограммы, называют тучи и дождь, солнце и облака. Ветер, дует, свистит. Тучи, капли, дождь.
Солнце, облака, светит. Текст рассказа.
Условия реализации программы:
УМК для 2-о класса на 2016-2017 учебный год.
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008
. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007.