КТП элективный курс Экология. Город. Здоровье. 11 класс.


Приложение
Календарно-тематическое планирование 11 класс.
№ п/п Тема урока Количество часов Элементы
содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля Внутри-
и межпредмет ные связи Материально-техническое обеспечение Дата ЕГЭ
проведения фактическая Человек и биосфера.3 часа.
1/1 Культурно-исторические истоки экологического кризиса 1 Знать: культурно-исторические истоки экологического кризиса.
Уметь: применять знания в реальных экологических ситуациях: собирать и анализировать экологическую информацию. Фронтальный опрос Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы Медиа
проектор 2/2 Биосферные функции человека 1 Знать: глобальные функции человека-поддержание биосферных процессов. Биологические, психические и социальные функции человека.
Уметь: применять знания в реальных экологических ситуациях. Фронтальный опрос Работать с дополнительными источниками информации. Медиа
проектор 3/3 Учение о ноосфере 1 Знать: учение о ноосфере. В. И. Вернадский о биосферных функциях человечества. Учение о ноосфере.
Уметь: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экологических проблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Фронтальный опрос Работать с разнообразными источниками информации Медиа
проектор На пути к новой цивилизации. 6 часов.
4/1 Проблема гармонизации социоэкосистем: социальная экология, ее принципы. Экологические законы Барри Коммонера. 1 Социальная экология, ее принципы. Экологические законы Барри Коммонера. Знать: суть проблемы гармонизации социоэкосистем: социальная экология, ее принципы. Экологические законы Барри Коммонера
Уметь: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экологических проблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Индивидуальная работа. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономики и права решение экологической проблемы.
Медиа проектор 5/2 Концепция устойчивого социально-экологического развития 1 Знать: суть концепции устойчивого социально-экологического развития.
Уметь: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экологических проблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии
Фронтальный опрос Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений. Медиа
проектор 6/3 Поиски альтернативных путей общественного развития 1 Модели мира и сценарии мирового развития. Учение о ноосфере. Знать: поиски альтернативных путей общественного развития. Модели мира и сценарии мирового развития. Действие Римского клуба и комиссии ООН по окружающей среде. Развитие идей В. И. Вернадского о ноосфере Н. Н. Моисеевым.
Уметь: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экологических проблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии.
Индивидуальная работа. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Медиа
проектор 7/4 Экологизация экономики. 1 Экологизация экономики — процесс внедрения и реализации принципов рационального природопользования и минимизации негативного воздействия на экологические объекты при осуществлении антропогенной деятельности. Направления экологизации:
технологий по очистке выходных компонентов от вредных примесей (экстенсивный подход);
экологически чистые технологии интенсивный подход). Знать: суть экологизации экономики.
Уметь: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экологических проблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии.
Фронтальный опрос Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений. Медиа
проектор 8/5 Инженерная экология. 1 Инженерная экология как комплексная научная дисциплина, изучающая взаимодействие промышленного производства с окружающей природной средой и обеспечивающая создание, и рациональное функционирование природно-промышленных систем различного ранга. Знать: суть инженерной экология.
Уметь: понимать важность рационального функционирования природно-промышленных систем, собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать проблему инженерной экологии и обосновывать способы решения данной проблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Индивидуальная работа. Работать с разнообразными источниками информации Медиа
Проектор.
9/6 Освоение космоса и проблемы экологии. 1 Экология атмосферы, гидросферы, педосферы Знать: особенности освоения космоса, его влияние на космическую природу и биосферу земли. Экологические проблемы космодромов.
Уметь: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать экологическую проблему освоения космоса и обосновывать способы решения экологической проблем освоения космоса, используя данные и положения экологии, естествознания,и технологии.
Фронтальный опрос Работать с разнообразными источниками информации Медиа проектор Экология и производство. 5 часов.
10
/1 Проблема очистки среды от антропогенных загрязнителей. Система контроля за параметрами окружающей среды. 1 Методы контроля и охраны окружающей среды. Знать: суть проблемы очистки среды от антропогенных загрязнителей, систему контроля за параметрами окружающей среды, очистку окружающей среды от антропогенных отходов.
Уметь: собирать и анализировать экологическую информацию, технологии. Фронтальный опрос Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономики и права решение экологической проблемы Медиа проектор 11/2 Мониторинг экологической информации
Практическая работа№1 «Составление карт экологических прогнозов последствий воздействия человека на природу (по месту своего проживания)» 1 Составление прогноза последствий взаимодействия человека с природой. Стратегия управления потреблением природных ресурсов с позиции устойчивого развития. Знать: смысл мониторинга состояния окружающей природной среды.
Уметь: собирать и анализировать экологическую информацию, составлять карты экологических прогнозов, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы ее решения. местности Н. Индивидуальная работа. Работать со статистическими данными Медиа
проектор 12/3 Биотехнология. 1 Биотехноло́гия как дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии. Знать: определение Биотехнология, роль генной инженерии в селекции растений и животных.
Уметь: собирать и анализировать экологическую информацию.
Фронтальный опрос. Анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией Медиа
проектор 13/4 Безотходное экологическое производство. Рециклинг. 1 Рециклинг или безотходное производство как способ организации и функционирования производств, рациональное и комплексное использование сырья и энергии в цикле «сырьевые ресурсы - производство - вторичные сырьевые ресурсы». Знать: суть безотходного экологического производства. Понимать проблему утилизации отходов, рециклинг.
Уметь: собирать и анализировать экологическую информацию о пользе рециклинга. Индивидуальная работа. Анализировать, работать со статистической информацией. Медиа
проектор 14/5 Экологические товарные знаки. 1 Значение знаков экологической маркировки. Право их использования.
Знать: суть экологических товарные знаков.
Уметь: находить экологические товарные знаки на упаковках и расшифровывать их. Фронтальный опрос. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы Медиа
проектор Экология среды обитания человека.7 часов.
15/1 Экологические проблемы города и села. 1 Сравнительная характеристика городской и сельской среды, их экологические проблемы. Знать: суть урбоэкологии, экологических проблем города, экологию села, своего населенного пункта, своего жилища. Уметь: собирать и анализировать экологическую информацию о проблемах города и села, формулировать экологическую проблему городов и сел на конкретном примере. Фронтальный опрос. Работать с разнообразными источниками информации Медиа
проектор 16/2 Городской ландшафт и его зоны. Практическая работа №2 «Изучение особенностей восприятия различных районов нашего города» 1 Принципы формирования городского ландшафта. Направления ландшафта: санитарно-гигиенические условия и пространственная организация. Зональность. Знать: особенности зональностей: промышленной, жилой, коммунально-складской, пригородной.
Уметь: проводить социальный опрос у жителей района, обрабатывать анкеты и анализировать результаты. Практическая работа. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономики и права решение экологической проблемы Медиа
проектор 17/3 Экологическая проблемы бытового мусора. 1 Бытовой мусор и его утилизация: захоронение, сжигание. Сортировка и переработка. Знать: суть экологической проблемы бытового мусора. Приводить примеры способов утилизации ТБО, жидких и твердых спецотходов.
Уметь: анализировать ситуацию с переработкой и утилизацией ТБО. Фронтальный опрос. Работать с разнообразными источниками информации Медиа
проектор 18/4 Экологическая проблема эксплуатации автомобилей. Практическая работа №3 «Изучение влияния автомобильного транспорта на окружающую среду города» 1 Проблемы защиты от шума. Отходы автотранспортных предприятий. Характеристика загрязнений автомобилей. Оценка экологической безопасности эксплуатации автомобилей. Знать: основные экологические проблемы эксплуатации автомобилей.
Уметь: проводить социальные опросы, обобщать полученные результаты. Практическая работа Работать с разнообразными источниками информации Медиа
проектор 19/5 Микроклимат жилища.
Практическая работа №4 «Измерение и оценка параметров микроклимата квартиры» 1 Формирование микроклимата помещений. Влияние строительных материалов, комнатных растений, домашних животных, хозяйственной деятельности человека на микроклимат жилища. Знать: что влияет на постоянство или нестабильность микроклимата в помещениях.
Уметь: проводить измерения и оценивать параметры микроклимата квартиры». Практическая работа Анализировать материал и давать характеристику природопользования в Тюменской области. Медиа
проектор 20/6 Препараты бытовой химии и их безопасное использование. 1 Правила работы с бытовой химией, ее хранение и использование. Знать: правила работы с бытовой химией, ее хранение и использование.
Уметь: соблюдать правила безопасного использования бытовой химии. Фронтальный опрос. Применять знания полученные на уроках химии для обобщения полученной информации. Медиа
проектор 21/7 Питьевая вода. Практическая работа № 5 «Состав и качество питьевой воды.» 1 Химические свойства питьевой воды. Методики исследования качества питьевой воды в квартире» Знать: Химические свойства воды.
Уметь: проводить простые исследования качества питьевой воды. Практическая работа Формулировать экологическую проблему питьевой воды ,работать с информацией. Медиа
проектор,
фильтровальная бумага, колба, стеклянная палочка, исследуемая вода, газета с текстом, Производственная среда и профессиональные заболевания. 4 часа.
22/1 Метеорологические условия производства. Практическая работа № 6 «Субъективная оценка теплового самочувствия на рабочем месте» 1 Понятие метеорологические условия, их влияние на организм человека. Знать: влияние метеорологических условий на организм человека.
Уметь: проводить субъективную теплового самочувствия на рабочем месте. Обрабатывать результаты, делать выводы. Практическая работа. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Медиа
проектор. 23/2 Ионизирующие и электромагнитные излучения. 1 Ионизирующие, электромагнитные излучения, влияние на здоровье человека. Знать: виды излучений.
Уметь: применять полученные знания в повседневной жизни. Фронтальный опрос. Использование информационных ресурсов для подготовки сообщений. Медиа
проектор 24/3 Воздействие токсических веществ на здоровье человека. 1 Определение Токсическое вещество. Влияние токсических веществ на организм человека. Зависимость степени выраженности воздействия от концентрации веществ и периодичности воздействия. Знать: последствия воздействия токсических веществ на организм человека.
Уметь: применять полученные знания в повседневной жизни. Индивидуальная работа. Анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией. Медиа
проектор 25/4 Плюсы и минусы биотехнических процессов. 1 Биотехнический процесс, генная инженерия, методы работы с клеточными культурами. Медико-биологический контроль как способ предотвращения распространения биоматериала с опасными свойствами. Знать: суть биотехнических процессов.
Уметь: сравнивать риски и делать выводы. Индивидуальная работа с карточками. Анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией Медиа
проектор Металлы и здоровье человека. 5 часов.
26/1 Тяжелые металлы и здоровье человека. 1 Тяжелые металлы – бомба замедленного действия. Последствия неблагоприятного воздействия металлов, влияние на репродуктивное здоровье и интеллект. Знать: токсичное воздействие ртути, кадмия, кобальта, алюминия и последствия для здоровья человека, и животных.
Уметь: делать выводы, применять полученные знания в жизни. Фронтальный опрос. Использование информационных ресурсов для подготовки сообщений. Медиа
проектор 27/2 Атмосферная пыль-источник ванадия. 1 Пути воздействия ванадия на организм. Последствия воздействия ванадия. Знать: последствия воздействия ванадия.
Уметь: делать выводы, применять полученные знания в жизни. Фронтальный опрос. Использование информационных ресурсов для подготовки докладов. Медиа
проектор 28/3 Загрязнение окружающей среды свинцом и здоровье детей. 1 Пути воздействия свинца на организм. Последствия воздействия свинца. Знать: последствия воздействия свинца.
Уметь: делать выводы, применять полученные знания в жизни. Тест. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы 29/4 Тяжелые металлы в почве. Практическая работа №7
«Определение тяжелых металлов в почве.» 1 Причины наличия тяжелых металлов в почве. Последствия наличия тяжелых металлов в почве для здоровья человека. Знать: последствия
Наличия тяжелых металлов в почве для здоровья человека.
Уметь: проводить простые опыты, анализировать результаты. Практическая работа Моделировать проблемы, изучать, подбирать научные сведения используя различные источники информации. Медиа
Проектор, образцы почв, растворы: аммиак, азотная и соляная кислота, йод калия, хромат калия, калька, штатив с пробирками, термометр, стеклянный стакан, фарфоровая ступка с пестиком. 30/5 Воздействие на белки солей металлов. Практическая работа №8 «Влияние тяжелых металлов на активность каталазы» 1 Последствия воздействия солей металлов на белки. Знать: Последствия воздействия солей металлов на белки.
Уметь: анализировать полученные результаты. Практическая работа Анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией Медиа
проектор, стеклянные пробирки,картофель,3% раствор перекиси водорода, медный купорос, нитрат свинца, пипетка, специальный стакан. Экологическое движение на современном этапе.4 часа.
31/1 Экологическая информатика.
Средства массовой информации в области защиты природы 1 Определение экологической информатики, участие средств массовой информации в защите природы. Знать: что такое экологическая информатика, средства массовой информации в области защиты природы.
Уметь: написать статью о защите природы. Фронтальный опрос. Использовать данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии, работать с дополнительными источниками информации Медиа
проектор 32/2 Экологическое движение в России, в Тюменской области и г. Тюмени. 1 «ЭкоДело» интернет–ресурс сибирских и дальневосточных экологических организаций. Цель: популяризация деятельности общественного экологического движения и формирования благоприятной среды для его развития. Тюменское областное региональное отделение ООДЭД «Зелёная планета»
Тюменское областное общественное детское движение «ЧИР», г. Тюмень
Знать: экологическое движение в России, в Тюменской области и г. Тюмени
Уметь: собирать и анализировать экологическую информацию. Индивидуальная работа. Анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией Медиа
проектор 33/3 Международное экологическое сотрудничество на современном этапе 1 ГРИНПИС -независимая международная общественная организация, ставящая целью предотвращение деградации окружающей среды, ООН, ЮНЕСКО. Знать о международном экологическом сотрудничество на современном этапе
Уметь: обобщать полученные знания и делать выводы. Фронтальный опрос. Анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией Медиа
Проектор,
иллюстрации 34/4 Обобщающий урок. «Экология. Город. Здоровье» 1 Фронтальный опрос. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Медиа
проектор Итого: 34 часа.