КТП элективный курс Экология. Город. Здоровье. 10 класс


Приложение
Календарно-тематическое планирование 10 класс.
№ п/п Тема урока Количество часов Элементы
содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля Внутри-
и межпредмет ные связи Материально-техническое обеспечение Дата ЕГЭ
проведения фактическая Раздел 1. Экологические связи человека» 6 часов.
1/1 Тема 1. Человек –часть природы.
Человек как биосоциальный вид. 1 Экологическое сходство и отличие человечества от других популяций. Знать: Человек как биосоциальный вид. Экологическое сходство и отличие человечества от других популяций.
Уметь: находить сходство и различия, сравнивать, анализировать Фронтальный опрос Устанавливать взаимосвязь человека и природы. Медиа
проектор 2/2 Особенности пищевых и информационных связей человека 1 Экологическая емкость среды обитания, пищевые и информационные связи. Знать: Особенности пищевых и информационных связей человека. Экологическая емкость среды обитания человечества. Экосоциальные связи с окружающим миром. Уметь: сравнивать, анализировать, работать с разнообразными источниками информации Фронтальный опрос Работать с разнообразными источниками информации Медиа
проектор 3/3 Использование орудий и энергии 1 Этапы развития человечества, использование орудия и огня. Знать: Использование орудий и энергии
Уметь: определять орудии труда и энергии разных этапов развития человечества. Фронтальный опрос Работать с разнообразными источниками информации Медиа
проектор 4/4 История развития экологических связей человека. Древние гоминиды. Человек разумный. 1 Древние гоминиды. Человек Разумный. Этапы взаимодействия общества и природы. Знать: История развития экологических связей человека. Древние гоминиды. Человек разумный.
Уметь: определять исторический этапы взаимодействия общества и природы: биогенный этап (палеозой), аграрный и т.д. Тест Работать с разнообразными источниками информации, составлять сравнительные таблицы. Медиа проектор 5/5 История развития экологических связей человечества: современность, будущее. 1 Экологические проблемы и пути их решения. Перспективы развития социальных связей человечества в будущем. Знать: Историю развития экологических связей человечества: современность, будущее.
Уметь: использовать знания в реальных экологических ситуациях: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экологических проблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии.
перспективы развития социальных связей человечества в будущем. Фронтальный опрос Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений. Медиа
проектор 6/6 Зачет по разделу 1. Экологические связи человека» 1 Уметь: обобщать и систематизировать полученные знания. Индивидуальные задания Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Раздел 2. Экология города и области и здоровье человека. 8 часов
7/1 Экология Тюмени и Тюменской области. 1 Экологические особенности в Тюменской области. Город как урбосистема. Городская среда. Знать: экологические особенности Тюменской области и их влияние на жизнь населения: смертность и продолжительность жизни, рождаемость и обновление поколений, численность и возрастная структура населения России и Тюменской области.
Уметь: анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией Фронтальный опрос Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений «Город как урбосистема» Медиа
проектор 8/2 Влияние экологии на рост численности человечества. 1 Смертность, продолжительность жизни. Рождаемость и обновления поколений. Численность и возрастная структура населения России и Тюменской области. Концепции стабилизации и снижения численности населения. Знать: Социально – экологические особенности демографии. Человек в Тюменской области. Смертность и продолжительность жизни. Рождаемость и обновление поколений. Численность и возрастная структура населения России и Тюменской области. Индивидуальная работа. Работать с разнообразными источниками информации Медиа
Проектор.
9/3 Экология города и здоровье. 1 Демографический максимализм, финализм, фатализм. Условия труда, жизни в городе. Знать: влияние экологии города на здоровье человека.
Уметь: обобщать , делать выводы. Фронтальный опрос Работать с разнообразными источниками информации Медиа проектор 10
/4 Семья. Социальные и медицинские аспекты репродуктивной функции. 1 Семья и ее социальные функции: воспитательные, хозяйственно-бытовые, экономические, социальный контроль, социально-статусовые, досуговые, эмоциональные. Типы семей: нуклеарная, молодая семья, неполная семья, внебрачная семья, семья в повторном браке. Знать: Семья и ее социальные функции: воспитательные, хозяйственно-бытовые, экономические, социальный контроль, социально-статусные, досуговые, эмоциональные. Типы семей, нуклеарная, молодая семья, неполная семья, внебрачная семья, семья в повторном браке.
Уметь: анализировать, сравнивать Знания в реальных экологических ситуациях: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экологических проблем своей местности. Фронтальный опрос Использовать данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Медиа проектор 11/5 Планирование семьи 1 Репродуктивное поведение и его типы (многодетное, среднедетное, малодетное). Регулирование рождаемости, внутрисемейный контроль над рождаемостью, планирование семьи. Знать: Репродуктивное поведение и его типы (многодетное, среднедетное, малодетное). Регулирование рождаемости. Внутрисемйный контроль над рождаемостью, планирование семьи.
Уметь: собирать и анализировать информацию.
Индивидуальная работа. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль права в решение проблемы. Медиа
проектор 12/6 Миграционные процессы в Тюменской области: вынужденная и плановая миграция
Демографические перспективы 1 Определение «миграция». Миграционные процессы в стране и в области. Знать: Миграционные процессы в стране и Тюменской области: вынужденная и плановая миграция. Демографические перспективы Тюменской области.
Уметь: в реальных экологических ситуациях: собирать и анализировать экологическую информацию.
Фронтальный опрос Формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экологических проблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии.
Анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией Медиа
проектор 13/7 Зачет по разделу 2. Экология города и области и здоровье человека. 1 Уметь: использовать полученные знания. Индивидуальная работа, тест. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы Медиа
проектор 14/8 Урок обобщения и повторения знаний по разделу 2. Экология города и области и здоровье человека. 1 Уметь: обобщать полученные знания. Фронтальный опрос. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы Медиа
проектор Раздел 3. Экологические проблемы и их решение14 часов.
15/1 Социоэкосистемы и основные этапы их эволюции. 1 Социоэкология - наука о структуре и законах функционирования социоэкосистемы. Понятие социоэкосистемы.
История взаимоотношений человеческого общества и природы Четыре этапа развития глобальной социоэкосистемы нашей планеты.
Классификация и структура социоэкосистем. Функционирование социоэкосистем. Зависимость социоэкосистем от вещественно-энергетического баланса Знать: Социоэкосистемы и основные этапы их эволюции. Уметь: выделять основные этапы, работать со статистической информацией Фронтальный опрос. Работать с разнообразными источниками информации Медиа
проектор 16/2 Экологическая проблема: понятие, состав, содержание 1 Экологическая проблема изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Знать: сущность экологической проблемы. Основные составляющие экологической проблемы. народонаселение.
Уметь: анализировать, сравнивать Знания в реальных экологических ситуациях: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экологических проблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии.
Индивидуальная работа. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономики и права решение экологической проблемы Медиа
проектор 17/3 Проблема ресурсов и получение энергии 1 Ресурсы и их классификация. Получении энергии из углеводородных энергоносителей (уголь, нефть, газ). Знать: проблемы ресурсов и получение энергии.
Уметь: прогнозировать, использовать знания в реальных экологических ситуациях: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экологических проблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии.
Фронтальный опрос. Работать с разнообразными источниками информации Медиа
проектор 18/4 Загрязнение среды как глобальная проблема 1 Основные причины загрязнения природной среды: демографический кризис, масштаб деятельности человека, нерациональное использование первичных природных ресурсов, технократическое мышление. Знать: определение загрязнение среды как глобальная проблема. Ухудшения здоровья населения, обеднение биологического разнообразия. Негативные последствия современного природопользования в Тюменской области, их оценка.
Уметь: обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы Фронтальный опрос. Работать с разнообразными источниками информации Медиа
проектор 19/5 Состояние природопользования в Тюменской области 1 Рациональное использование ресурсов. Знать: современное состояние и охраны атмосферы в мире, России, своей области. Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр. Использование и охрана растений и животных Тюменской области. Красная книга РФ
Уметь: обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы Фронтальный опрос. Анализировать материал и давать характеристику природопользования в Тюменской области. Медиа
проектор 20/6 Рациональное использование и охрана водных ресурсов 1 Рациональное использование водных ресурсов. Знать: рациональное использование и охрана водных ресурсов Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр. Использование и охрана растений и животных Тюменской области. Красная книга РФ
Уметь: обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы Фронтальный опрос. Формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения используя данные и положения экологии, естествознания, географии, технологии.
Анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией Медиа
проектор 21/7 Экология водных ресурсов области 1 Признаки загрязнения водных ресурсов: появление плавающих веществ на поверхности воды и отложение на дне осадка; изменение физических свойств воды- прозрачности и цветности, появление запахов и привкусов; изменение химического состава воды (реакции, количества органических и минеральных примесей, уменьшение растворенного в воде кислорода, появление ядовитых веществ и др.); изменение видов и количества бактерий и появление болезнетворных бактерий за счет поступления их со сточными водами. Знать: определение экология водных ресурсов области. Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр. Использование и охрана растений и животных Тюменской области. Красная книга РФ. Индивидуальные задания. Формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экологических проблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии.
Анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией Медиа
проектор,
иллюстрации 22/8 Использование и охрана недр страны и области 1 Недра как объект использования и охраны. Виды пользования недрами. Государственное управление в области недропользования и охраны недр. Знать: использование и охрана недр страны и области. Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр.
Уметь: обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы. Фронтальный опрос. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Медиа
проектор. 23/9 Почвенные ресурсы, их использование и охрана 1 Эрозия почв, виды эрозий, охрана почв. Знать: почвенные ресурсы, их использование и охрана. Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр. Фронтальный опрос. Использование информационных ресурсов для подготовки сообщений. Медиа
проектор 24/10 Современное состояние и охрана растительности 1 Роль фито организмов в жизни планеты. Растения как определяющее звено цепи питания.
Леса, их вырубка.
Охрана растительности-
Красная книга. Знать: современное состояние и охрану растительности. Использование и охрана растений и животных Тюменской области. Красная книга РФ
Уметь: обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы. Индивидуальная работа. Анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией. Медиа
проектор 25/11 Охрана растений в Тюменской области 1 Решение Комиссии по охране и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов, постановление администрации Тюменской области от 23.04.99. № 80 «О Красной книге Тюменской области и обеспечении работы по ее ведению» категории редкости.
Знать: охрана растений в Тюменской области. Использование и охрана растений Тюменской области. Красная книга РФ
Уметь: обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы Индивидуальная работа с карточками. Анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией Медиа
проектор 26/12 Рациональное использование и охрана животных в России, Тюменской области 1 Решение Комиссии по охране и восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов, постановление администрации Тюменской области от 23.04.99. № 80 «О Красной книге Тюменской области и обеспечении работы по ее ведению» категории редкости. Знать: рациональное использование и охрана животных в России, Тюменской области. Использование и охрана животных Тюменской области. Красная книга РФ
Уметь: обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы Фронтальный опрос. Использование информационных ресурсов для подготовки сообщений. Медиа
проектор 27/13 Охраняемые территории области, красная книга РФ, Тюменской области 1 Заказники, заповедники, национальные парки, красная книга. Знать: Охраняемые территории области, красная книга РФ, Тюменской области. Доклады. Использование информационных ресурсов для подготовки докладов. Медиа
проектор 28/14 Контрольная работа по разделу 3. Экологические проблемы и их решение 1 Пути решения экологических проблем. Уметь: обобщать и систематизировать знания, работать с индивидуальными заданиями Тест. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы Раздел 4. Практикум. 7 часов.
29/1 Практическая работа № 1 «Изучение и моделирование глобальных экологических проблем» 1 Определение «глобальная экологическая проблема». Уметь: пользуясь научной литературой моделировать глобальные экологические проблемы и находить выход из них. Практическая работа Моделировать проблемы , изучать, подбирать научные сведения используя различные источники информации. Медиа
проектор 30/2 Практическая работа № 2«Определения антропогенных загрязнений окружающей среды в г. Тюмени» 1 Характеристика
антропогенных загрязнений водной среды г. Тюмени. Уметь: выявлять и определять антропогенные загрязнения окружающей среды г. Тюмени. Практическая работа Анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией Медиа
проектор 31/3 Практическая работа № 3«Определения антропогенных загрязнений окружающей среды в Тюменской области» 1 Характеристика
антропогенных загрязнений водной среды в Тюменской области Уметь: выявлять и определять антропогенные загрязнения окружающей среды Тюменской области. Практическая работа Анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией Медиа
проектор 32/4 Практическая работа № 4 «Социологический анализ семьи» 1 Семья как социальный институт и как социальная группа, ее основные функции. Уметь: используя научную литературу составлять социологический анализ семьи. Практическая работа Анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией Медиа
проектор 33/5 Практическая работа №5 «Влияние антропогенных загрязнений на здоровье человека» 1 Антропогенное загрязнение и его влияние на здоровье человека. Уметь: работать с научной литературой, находить и обосновывать влияние антропогенных загрязнений на здоровье человека. Практическая работа Анализировать, сравнивать, работать со статистической информацией Медиа
Проектор,
иллюстрации 34/6 Анализ итогов практикума. Обобщение по курсу. 1 Уметь: анализировать и оценивать выполнение практических работ. Фронтальный опрос. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Медиа
проектор 35/7 Обобщение по курсу. Уметь: обобщать полученные знания Фронтальный опрос. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Итого 35 часов.