Положение 10-11 класс элективный курс Экология. Город. Здоровье.


Муниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 67
ГОРОДА ТЮМЕНИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕСТСКОГО СОЮЗА БОРИСА КОНСТАНТИНОВИЧА ТАНЫГИНА
-5461012954000( МАОУ СОШ № 67 города Тюмени)
Рассмотрено на заседании МО: Согласовано УТВЕРЖДАЮ:
Протокол № от Заместитель директора по УВР Директор МАОУ СОШ №67
Руководитель:___________ _______________________ ____________________
Рабочая программа
Предмет Элективный курс Экология. Город. Здоровье.
Класс ____________10-11__________________
Количество часов в неделю ______1_____
Количество часов за год 10 класс___34________
Количество часов за год 11 класс___34________
Количество часов за 10-11 класс___68________
Программа: В. И. Курносова «Социальная экология», Издательство Амурского ИППК, г. Благовещенск, 2005 года (региональный компонент)
Программа авторского курса «Металлы и здоровье человека», М.В. Высоцкая.,2-е изд., стереотип.-Волгоград: Учитель,2008
Программа авторского курса «Мир, в котором я живу: Экология среды обитания человека.», М.В. Высоцкая.,2-е изд., стереотип.-Волгоград: Учитель,2008
Методические пособия Пономарева О. Н., Чернова Н. М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии.10 (11) класс. –М.: Дрофа, 2001
Ф.И.О. учитель Архипова Ольга Николаевна
Учебный год________________2015/2016 гг.________________________________________

Пояснительная записка
Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде - одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире, и в первую очередь в экономически развитых странах, в последние два десятилетия так обострилось внимание к проблемам окружающей среды. Они приобрели экономическое, социальное и политическое звучание. Возросла роль экологии и в современной науке. Происходит экологизация общественных дисциплин: вопросами экологии начали заниматься экономисты, юристы, социологи, философы, историки, архитекторы. Проблемы экологического и природоохранного образования вызывают большой интерес у педагогов, стремящихся подготовить к вступлению во взрослую жизнь экологически грамотное поколение. В то же время многие природоведы и биологи, зная цену экологической безграмотности, повернулись лицом к обществоведению, педагогике и экономике.
Особое положение в экологизации науки и общественного сознания занимает экология человека, или антропоэкология. Экологию человека можно определить как науку о закономерностях взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными, бытовыми факторами, включая культуру, обычаи, религию и пр., с целью определить причины и направленность эколого-социально-демографических процессов. Какие же мотивы движут исследователями-экологами кроме удовлетворения собственной любознательности? Ответ на этот вопрос прост. Цель экологии человека (как, впрочем, и всей науки) - обеспечить общество (в широком смысле этого слова - от гражданина и общественных организаций до законодателей и руководителей всех рангов) информацией, необходимой для оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях.
Элективный курс «Экология. Город. Здоровье» предложен учащимся не случайно.
Современный город — средоточие экономических, социальных, экологических проблем, и неудивительно, что интерес к нему как к объекту изучения постоянно возрастает. В настоящее время различные вопросы экологии городской среды включены в программу подготовки специалистов в некоторых технических вузах и университетах России, что соответствует уровню западных стран. Поэтому изучение основ экологии города в общеобразовательной школе через элективные курсы имеет важное значение не только в плане развития общей экологической культуры, но и в плане подготовки к дальнейшему изучению данного научного направления при переходе к профильному обучению, так и обучению в колледжах, вузах.
Данная программа предполагает изучение экологии в различных аспектах: биологических, географических, гигиенических, эстетических, инженерно- технологических и основывается на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьника (проектной деятельности), способствующей воспитанию инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Элективный курс включает эколого-краеведческую деятельность, способствующую выявлению особенностей отношения природы, истории и культуры родного края.
Ученические исследования по экологии города сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента, изучение литературы, подготовку докладов, проведение социологических опросов по проблемам экологии, требуют умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм.

Общие цели и задачи курса:
-привлечь внимание учащихся к экологическим, экономико-политическим, нравственно – этическим и другим проблемам, существующим в стране, мире;
-раскрыть значение городской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в городе и влияющего на его здоровье;
-научить учащихся различать основные компоненты городской среды (воздух, вода, почва, растительность, архитектура) и описывать их действие на человека;
-овладеть методами слежения и оценки состояния городской среды (урбоэкологического мониторинга), уметь применять эти методы на практике для выявления факторов, потенциально опасных для здоровья человека, оказывающих негативное воздействие на городскую флору, фауну, почву, атмосферу воздуха;
-проводить урбоэкологический мониторинг конкретного участка городской среды обрабатывать и наглядно представлять полученные результаты;
-осуществлять экспертную оценку мер, принимаемыми городскими властями для поддержания городской среды в благоприятном для жизни горожан состоянии и вырабатывать рекомендации по их улучшению;
-познакомить с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;
-научить учащихся работать с различными источниками информации: тезировать, реферировать, конспектировать, работать в Интернете, с периодическими изданиями;
-способствовать приобретению учащимися навыков проведения социометрических исследований;
-содействовать социализации учащихся, выработке у них навыков коллективной мыслительной деятельности, работы в группах;
-способствовать самоактуализации природных задатков учащихся, содействовать творческому развитию личности, формирование креативного и рефлексивного мышления, приобретению навыков публично выступать, аргументировать свою точку зрения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
-основные аспекты, определяющие условия жизни человека в городской среде;
-особенности проживания в городской и сельской местности, положительные и отрицательные стороны проживания в городе;
-влияние природных условий на расселение и занятия людей;
-экологические проблемы современного города: атмосферные выбросы, городские сточные воды, твердые и концентрированные отходы, энергопотребление и т.д.
-проблемы безопасности городов, типы популяционного здоровья;
-перспективы развития города, основные направления экологизации городов, поселков;
-экологические проблемы освоения космоса;
-экологические связи человечества;
-историю развития экологических связей;
-экологические особенности Тюменской области, г. Тюмени;
-социальные и медицинские аспекты репродуктивной функции;
- миграционные процессы в Тюменской области: вынужденная и плановая миграция, демографические перспективы;
-правила рационального использования ресурсов.
Учащиеся должны уметь:
-выявлять экологические проблемы города, области, страны, мира;
-оценивать условия жизни в городах, поселках, проводить мониторинги городской среды;
-строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений, выдвигать гипотезы и их обосновывать;
-прогнозировать дальнейшие пути изменения городской среды в лучшую или худшую стороны, разрабатывать и находить конкретные меры по ее улучшению;
-использовать полученные знания в своей реальной, общественной и практической деятельности;
-осуществлять поиск информации, ее отбор, анализ и систематизацию, интеграцию новой информации с личным опытом; различение фактов и их интерпретаций в информационном потоке;
-развивать творческие, исследовательские взаимосвязи с учащимися через моделирование индивидуальной и коллективной деятельности в полном ее цикле: анализ ситуации и выявление проблем, постановка целей и задач, направленных на их разрешение, планирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов, рефлексия и самооценка;
- проводить социологические опросы;
-выполнять по инструкции практические работы.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа
•Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
•Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
•Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
•Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
•Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
•Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10
Сведения о программе
Данная рабочая программа составлена на основе авторских программ:
В. И. Курносова «Социальная экология», Издательство Амурского ИППК, г. Благовещенск, 2005 года (региональный компонент)
Программа авторского курса «Металлы и здоровье человека», М.В. Высоцкая.,2-е изд., стереотип.-Волгоград: Учитель,2008
Программа авторского курса «Мир, в котором я живу: Экология среды обитания человека.», М.В. Высоцкая.,2-е изд., стереотип.-Волгоград: Учитель,2008


Учебно-тематический план элективного курса 10 класса
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов (всего) Из них (количество часов)
Зачеты
Практические работы.
1 Экологические связи человека. 6 1 2 .Экология города и области и здоровье человека. 8 1 3 Экологические проблемы и их решения. 14 1 4 Практикум. 6 5
итого 34 3 5
Основное содержание тем курса 10 класса (34 часа)
Человек –часть природы (6 часов).
Человек как биосоциальный вид. Экологическое сходство и отличие человечества от других популяций. Особенности пищевых и информационных связей человека. Экологическая емкость среды обитания человечества. Экосоциальные связи с окружающим миром. Использование орудий труда и источников энергии. Исторические этапы взаимодействия общества и природы: биогенный этап (палеолит), аграрный (неолит), индустриальный (XVII в до середины XX в.) и постиндустриальный (наше время). Перспективы развития социальных связей человечества в будущем. Социально – демографическая политика.
Экология города и области и здоровье человека (8 часов).
Социально-экологические особенности демографии. Человек в Тюменской области. Смертность, продолжительность жизни. Рождаемость и обновления поколений. Численность и возрастная структура населения России и Тюменской области. Концепции стабилизации и снижения численности населения: демографический максимализм, финализм, фатализм. Условия труда и жизни и обитания народа. Этнический состав населения Тюменской области. Семья как социальная ячейка общества. Семья и ее социальные функции: воспитательные, хозяйственно-бытовые, экономические, социальный контроль, социально- статусовые, досуговые, эмоциональные. Типы семей: нуклеарная, молодая семья, неполная семья, внебрачная семья, семья в повторном браке. Репродуктивное поведение и его типы (многодетное, среднедетное, малодетное). Регулирование рождаемости, внутрисемейный контроль над рождаемостью, планирование семьи. Миграционные процессы и проблемы демографии. Миграционные процессы в стране и в Тюменской области: вынужденная, плановая миграции населения. Демографические перспективы Тюменской области и России.
Экологические проблемы и их решения (14 часов)
Человек и окружающая природная среда. Соцэкосистемы. Сущность экологических проблем. Основные составляющие экологической проблем. Народонаселение. Проблемы ресурсов и энергии. Загрязнение среды как глобальная проблема. Ухудшение здоровья население, обеднения биологического разнообразия. Негативные последствия современного природопользования в Тюменской области, их оценка. Современное состояние и охраны атмосферы в мире, России, своей области. Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр. Использование и охрана растений и животных Тюменской области, Красная книга РФ.
Практикум (6 часов)
Практические работы:
1. Практическая работа № 1 «Изучение и моделирование глобальных экологических проблем»
2.Практическая работа № 2«Определения антропогенных загрязнений окружающей среды в г. Тюмени»
3.Практическая работа № 3«Определения антропогенных загрязнений окружающей среды в Тюменской области»
4.Практическая работа № 4 «Социологический анализ семьи»
5.Практическая работа №5 «Влияние антропогенных загрязнений на здоровье человека»
Зачеты:
1.Зачет №1 «Экологические связи человека».
2.Зачет №2 «Экология города и области и здоровье человека.»
3. Зачет №3 «Экологические проблемы и их решение».
Учебно-тематический план элективного курса 11 класс.
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов (всего) Из них (количество часов)
Зачеты
Практические работы.
1 Человек и биосфера. 3 2 На пути к новой цивилизации. 6 3 Экология и производство. 5 1 1
4 Экология среды обитания человека. 7 4
5 Производственная среда и профессиональные заболевания. 4 1
6 Металлы и здоровье человека. 5 2
7 Экологическое движение на современном этапе.4 часа. 4 1 итого 34 2 8
Основное содержание тем курса 11 класс (34 часа)
Человечество и биосфера (3 часа).
Глобальная функция человека – поддержание биосферных процессов. Биологические, психические и социальные функции человека. В.И. Вернадский о биосферных функциях человечества. Учение о ноосфере.
На пути новой цивилизации (6 часов)
Проблема гармонизации соцэкосистем. Правила взаимодействия человека и природы Барри Коммонера. Альтернативные пути развития. Концепция устойчивого социально-экологического развития. Модели «мира» и сценарии мирового развития. Деятельность Римского клуба и комиссий ОНН по окружающей среде. Развитие идей В.И. Вернадского о ноосфере Н.Н. Моисеевым. Социально-экономические и социально-политические аспекты экологии. Культура и мораль новой цивилизации. Экологическая культура и этика. Экологизации экономики. Инженерная экология. Особенности освоения космоса, его влияния на космическую природу и биосферу Земли.
Экология и производство (5 часов)
Очистка окружающей среды от антропогенных отходов. Пути решения проблем отходов. Мониторинг состояния окружающей природной среды. Безотходное экологическое производство. Проблемы утилизации отходов. Рециклинг. Экологические товарные знаки. Урбоэкология, экологические проблемы города, экология села, своего населенного пункта, своего жилища. Рациональное размещение и экологизация производства в Тюменской области.
Экология среды обитания человека (7 часов).
Экологические проблемы города и села, пути их решения. Особенности зональностей: промышленной, жилой, коммунально-складской, пригородной. Экологическая проблемы бытового мусора. Экологическая проблема эксплуатации автомобилей. Микроклимат жилища. Препараты бытовой химии и их безопасное использование. Питьевая вода-ее качество.
Производственная среда и профессиональные заболевания (4 часа)
Влияние метеорологических условий на организм человека. Ионизирующие и электромагнитные излучения и их влияние на здоровье человека. Воздействие токсических веществ на здоровье человека. Виды токсических веществ. Токсическое вещество. Влияние токсических веществ на организм человека. Зависимость степени выраженности воздействия от концентрации веществ и периодичности воздействия. Биотехнический процесс, генная инженерия, методы работы с клеточными культурами. Медико-биологический контроль как способ предотвращения распространения биоматериала с опасными свойствами.
Металлы и здоровье человека (5 часов).
Тяжелые металлы – бомба замедленного действия. Последствия неблагоприятного воздействия металлов, влияние на репродуктивное здоровье и интеллект.Пути воздействия ванадия на организм. Последствия воздействия ванадия. Пути воздействия свинца на организм. Последствия воздействия свинца. Причины наличия тяжелых металлов в почве. Последствия наличия тяжелых металлов в почве для здоровья человека. Последствия воздействия солей металлов на белки.
Экологическое движение на современном этапе (4 часа)
Общая характеристика экологического движения в России, в Тюменской области, г. Тюмени. Общественные природоохранные организации в Тюменской области. Становление международного экологического сотрудничества. Международное экологическое сотрудничество на современном этапе. Международные природоохранные организации.
Практические работы:
Практическая работа№1 «Составление карт экологических прогнозов последствий воздействия человека на природу (по месту своего проживания)»
Практическая работа №2 «Изучение особенностей восприятия различных районов нашего города»
Практическая работа №3 «Изучение влияния автомобильного транспорта на окружающую среду города»
Практическая работа №4 «Измерение и оценка параметров микроклимата квартиры»
Практическая работа № 5 «Состав и качество питьевой воды.»
Практическая работа № 6 «Субъективная оценка теплового самочувствия на рабочем месте»
Практическая работа №7 «Определение тяжелых металлов в почве.»
Практическая работа №8 «Влияние тяжелых металлов на активность каталазы»
Зачеты:
1. Зачет №1 по теме «Экология и производство»
2. Зачет №2. «Экология. Город. Здоровье».
Литература и средства обучения
-УМК для учащихся 10-11 классов:
•Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии: Учеб. Для 10-11 кл.-М.: Дрофа, 1999 (стр. 162-269)
•Авторский электронный УМК, автор Орехова О. Н., 2011 год
•Мамедов Н. М., Суравегина И. Т., Глазачев С .Н. «Основы общей экологии» -М.: «МДС» 1998 (стр. 199-258)
•Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. «Экология 9-11 кл.»-М.:Школа-Пресс, 1996 (стр. 322-450)
• Высоцкая М.Н. «Экология 9 класс: элективные курсы»-Волгоград:Учитель,2008
-Дополнительная литература:
•Козлова Т. А., Сухова Т. С., Сивоглазов В.И. «Экология: книга для учителя.-М.: Школа-Пресс, 1996
•Пономарева О. Н., Чернова Н. М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии.10 (11) класс. –М.: Дрофа, 2001
•Брякина М. В. «Экология 11 класс, часть1,2: Комплексные поурочные планы. –Волгоград: Учитель-АСТ, 2003
•Яо Л. М. Социальная экология : учебное пособие/ Л.М. Яо. – Казань : Изд-во Казан.гос. технол. ун-та, 2007. – 280 с.
•Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.,2000.
•Кормилицин В.И. и др. Основы экологии — М.: Интерсталь, 1997.
•Лосев А.В., Повадкин Г. Г. Социальная экология. М., Владос, 1998.
•Марков Ю. Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы. Новосибирск, 2001.
•Маркович Д.Ж. Социальная экология. М.: Школа-пресс, 1997.
•Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М., Мысль, 1990.
•Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., Россия молодая, 1994.
•Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология – М., «Академия», 2000.

Интернет-ресурсы:
http://www.art-con.ru/
http://ecology.alpud.ru/
http://bugabooks.com/book/237-socialnaya-yekologiya/55-sredstva-massovoj-informacii-v-oblasti-zashhity-prirody.html