Музейный урок «Великая Отечественная война в истории нашего села»


Музейный урок.Тема: «Великая Отечественная война в истории нашего села».
Автор: Ю.Н.Чеколодкова, учитель истории и обществознания МБОУ «Чаадаевская СОШ» Муромского района Владимирской области.
Пояснительная записка.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. Воспитание патриотизма немыслимо без изучения детьми истории своей страны, причем не книжного, а живого и эмоционального.
Нравственными идеалами для ребенка должны стать люди – реальные, близкие, те, которые жили там, где живем мы, где жива о них добрая память. Воспитание малышей на истории, культуре и традициях родного края – путь поистине интересный и справедливый. История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя из жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.
Методы и приемы, использованные на уроке: словесный рассказ, беседа, наглядный (экспозиции музея), путешествие по страницам истории родного края (элементы экскурсии).
Место проведения: зал Боевой Славы школьного музея.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Цель: приобщить подрастающее поколение к пониманию неразрывности исторической судьбы родного края и нашей Родины;
Задачи: повторить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза;
продолжить формирование знаний о своей малой Родине, героических подвигах жителей родного села;
развивать творческие и организаторские способности;
повышать мотивацию учащихся к пониманию духовно-нравственных и патриотических аспектов в жизни человека.
Ход урока.
Вступление.
Учитель: Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины.Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.Сегодня мы будем говорить о том, какой вклад в историю этой войны, внесли наши земляки.Экскурсовод (учащийся): 22 июня 1941года.Созидательный труд в районе был нарушен фашистским вторжением. О начале войны жители узнали около 12 часов дня. Уже начало войны коснулось каждого. Уходили на фронт колхозники, служащие, учителя и выпускники школы.
222 солдата и 19 офицеров не вернулись с фронта в родное село.
За свои подвиги, боевые заслуги перед Отечеством наши земляки награждались орденами и медалями.
В настоящее время продолжают собираться материалы о наших земляках, которые приняли непосредственное участие на боевом и трудовом фронтах Великой Отечественной войны. Сформирована Книга Памяти воинов села – участниках ВОв, которая постоянно пополняется новыми страницами.
Учитель: Какое событие является символом начала ВОВ? (оборона Брестской крепости).
Защитник Брестской крепости.
Ученик (сообщение): Разбитая крепость над Бугом стоит, В ней камни, омытые кровью. Мы верим, навеки народ сохранит Бессмертную славу героев..."
Речь идет о Брестской крепости, первой встретившей немцев. 22 июня в 3:15 по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов. Майор Гаврилов с 22 июня по 23 июля 1941 руководил обороной Восточного форта Брестской крепости. Ему удалось сплотить вокруг себя всех уцелевших бойцов и командиров разных частей и подразделений, закрыть наиболее уязвимые места для прорыва врага. 23 июля от взрыва снаряда в каземате получил тяжёлое ранение и в бессознательном состоянии был пленён. Годы войны провёл в гитлеровских концлагерях Хаммельбурга и Ревенсбурга, испытав все ужасы плена. Освобождён советскими войсками в мае 1945 года.
В самом начале войны, когда крепость была внезапно разбужена грохотом канонады, когда кругом рвались снаряды и бомбы и люди, неожиданно проснувшиеся среди огня и смерти, не могли в первый момент не поддаться известной растерянности, - как в это самое время полковой комиссар Ефим Фомин, оказавшийся в расположении своей части, принял на себя командование, которые находились в центральной крепости. Комиссар собрал и организовал бойцов и тут же поручил заместителю политрука Матевосяну возглавить первую контратаку. Это был первый серьезный удар по противнику - Матевосян и его бойцы уничтожили отряд автоматчиков, прорвавшийся в центр цитадели. С этого удара, собственно говоря, и начинается героическая оборона Брестской крепости.
Немцы отмечали героизм и стойкость защитников крепости. В июле 1941 года командир 45-й немецкой пехотной дивизии генерал Шлиппер в “Донесении о занятии Брест-Литовска” сообщал:“Русские в Брест-Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к сопротивлению”.Отдельные защитники крепости, скрываясь в подвалах и казематах укреплений, продолжали оказывать сопротивление. По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа. На стене одного из казематов была обнаружена надпись: “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.”.Противнику не досталось ни одно из знамен воинских частей, сражавшихся в крепости. Например, знамя 393-го отдельного артиллерийского дивизиона закопали в Восточном форте старший сержант Семенюк, рядовые Фольварков и Тарасов. Уже после войны, 26 сентября 1956 года оно было откопано Семенюком. В братской могиле на территории крепости захоронены останки 850 ее защитников.
8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено почетное звание “Крепость-герой” с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.
Учитель: Сколько судеб мы вспоминаем, когда приходим в музей и смотрим на старые, выцветшие фотографии и документы... На скромной фотографии в зале военной славы – Дмитрий Петрович Левин – защитник Брестской крепости и партизанский комиссар.

Экскурсовод: Дмитрий Петрович Лёвин родился в 1909 году селе Чаадаево, Муромского района, Владимирской области. До 1931 года работал в колхозе, затем был призван в Советскую Армию. В1932 году вступил в партию. В 1937 году окончил курсы политруков. В 1932 году участвовал в освобождении Западной Белоруссии и Белопанской Польши.Война 1941 – 1945 гг. застала Д.П. в Бресте в 131 артиллерийском полку в должности инструктора пропаганды полка. С февраля 1942 года Д.П. Левин в действующей Армии, затем тяжёлое ранение и госпиталь.В июле 1942 года в 1-ю Белорусскую партизанскую бригаду, которая действовала тылу врага на Витебщине, политотделом 4-й ударной Армии был Командирован для усиления партийно-политической работы среди партизан и населения на оккупированной территории Дмитрий Петрович Лёвин. По прибытию Лёвин был назначен комиссаром крупного партизанского отряда им. Курмилева и членом Суражского подпольного райкома партии. Здесь появились незаурядные способности нового комиссара отряда, который имел за плечами опыт боевой и политической работы в воинских частях действующей Армии.Однажды партизанский отряд им. Курмилёва вырывался из окружения, уничтожив при этом до 90 гитлеровцев, но прорваться к основным силам партизанской бригады не смогли. Курмилёвцы были прижаты к линии фронта. На участке деревень Сапраны-Пунище. Чтобы спасти от разгрома комиссар отряда Д.П Лёвин принял дерзкий план: с боем прорвать линию фронта и соединиться Советскими войсками, стоящие на подступах к Витебску.
В начале августа партизанский отряд им. Курмилёва в районе деревень Шитики-Тимохи прорвали линию обороны противника и вышли на Большую землю. В момент прорыва смертью храбрых погиб Д.П. Лёвин, командир взвода Андрей Малышев. Тяжело раненые партизаны Алексей Фёдоров, Борис Галлеев, Нина Ковалёва, Мария Липская были подобраны нашей разведкой и доставлены в госпиталь.Таков кратко славный боевой путь партизанского отряда им. Курмилёва 1-й Белорусской партизанской бригады – где комиссаром был Ваш земляк Д.П. Лёвин.
Учитель: Одна из героических страниц войны – операция «Багратион» по освобождению Белоруссии от фашистов. В нашем селе остался всего один участник войны – Сумин Александр Федорович - участник этой битвы. О нем нам расскажет внук ветерана – Сумин Владимир.

Последний ветеран села...
(рассказ ученика с мультимедийной презентацией).
Родился Александр Федорович 28 ноября 1926 года в селе Чаадаево Муромского района тогда Нижегородской области в дружной трудовой семье. В семье было двое детей: сын Александр и дочь Мария. По тем временам, семья небольшая: семьи, в основном, были многодетные. В 1934 году семилетний Александр пошел учиться в 1 класс Чаадаевской школы. В 1941 году закончил 6 классов. Чаадаевская школа тогда была «семилеткой».Не многие семьи могли себе позволить дать ребенку «семилетнее образование», ведь за него приходилось платить. После окончания школы Александр, как и многие его ровесники, пошел работать в колхоз «на лошадь».Когда началась война, ему было 15 лет. «Когда началась война, - вспоминает Александр Федорович, - в селе о ней пока ничего не знали. Об объявлении войны нам сказали те, кто приехал в тот день из города». «До того, как меня призвали на фронт, - вспоминает Александр Федорович, - я работал в колхозе на лошади: летом пахарем, пахал поле, а зимой ездил в числе других колхозников за реку Оку строить аэродром в Севаслейке. Как все». В октябре 1943 года 17-летним парнем Александр Федорович попадает на Первый Белорусский фронт в 282 зенитную артиллерийскую дивизию рядовым орудийным номером 85-ти мм пушки. В этой дивизии он и прослужит всю войну, освобождая Белоруссию.
«В зенитной артиллерии мы стреляли по самолетам, - вспоминает Александр Федорович, - нас тогда вовсю бомбили, большинство ночью, где-то с 23 до 4 часов утра. Приходилось частенько переезжать с одной огневой точки на другую».
В апреле 1944 года дивизия попала под бомбежку, батарея Александра Федоровича была разбита, многие ребята погибли. «За время войны приходилось и стрелять, и рыть окопы, и хоронить однополчан». Победы, одержанные Красной Армией в 1943-1944 гг., делали реальной перспективу разгрома фашистской Германии силами Советского Союза, без помощи союзников. Основной удар был нанесен в Белоруссии. Наступательная операция «Багратион» началась 23 июня 1944 г. на севере Белоруссии ударом войск 1-го Прибалтийского фронта ( командующий генерал И.Х. Баграмян) и 3-го Белорусского фронта (командующий генерал И.Д. Черняховский). 24 июня на юге Белоруссии перешел в наступление 1-й Белорусский фронт ( командующий генерал К.К. Рокоссовский). Окружив немецкие войска под Витебском, Бобруйском, Оршей и Могилёвом, советские армии устремились на запад. Развивая наступление, танковые корпуса 1-го и 3-го Белорусских фронтов 3 июля 1944 г. освободили столицу Белоруссии Минск. А.Ф.Сумин принимал участие в этих боях в составе батареи зенитного артиллерийского полка, освобождал города: Могилев, Бобруйск, Барановичи. К концу 1944 года Белоруссия была освобождена от немецких оккупантов, но Александр Федорович продолжал службу на Первом Белорусском фронте и именно там встретил Победу. «Утром 9 мая, - вспоминает Александр Федорович, - нам объявили, что война закончилась. Мы как раз были на огневой, куда к нам пришел командир и сказал, что закончилась война. Мы все обрадовались, все кричали: «Ура!»». Вернулся домой Александр Федорович не в мае . С ноября 1945 года по июнь 1946 года он был переведен на Кавказ в 982 истребительный авиационный полк стрелком. «Когда закончилась война, нас хотели отправить в Японию, потом передумали; посадили в состав и повезли на Кавказ. Прибыли мы тогда в город Баку, там пробыли в карантине. Через несколько месяцев нас отправили в Тбилиси, где я дослуживал в авиационном полку: готовил самолеты к боевой готовности, заправлял ленты в пулеметы». Александр Федорович был уволен в запас 23 июня 1946 года по болезни. Он награжден Орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За Победу над Германией», юбилейными медалями.
На фронтах войны.
Учитель: Письма, газеты, боевые листки сохранили память о войне. Письма писались обычным простым карандашом. Но, как оказалось, карандаш намного практичнее и эффективнее перьевой ручки. Бережно хранятся в семьях участников войны эти пожелтевшие, обтрепавшиеся треугольнички. Ведь это – живая память о том страшном времени.

Экскурсовод 1: В этом зале очень много экспонатов, которые отражают ту страшную для нашего народа войну. Вот - смертница – медальон с личными данными солдата для того, чтобы он не оставался безвестным в случае гибели или ранения.

У каждого солдата были всегда с собой зеленая кружка и ложка. Ложка алюминиевая, очень легкая, некоторые владельцы ложек их подписывали. Как вы думаете, что ели солдаты во время Великой Отечественной войны? У солдат был суточный паек, в разных родах войск были разные нормы, более калорийным был паек летчиков и моряков. В основном в паек входили: хлеб ржаной и пшеничный (летом 800 г., зимой 900 г.), супы с мясом, рыбой, овощные, каши и макаронные изделия. Во время наступлений выдавали сухой паек, в котором были консервы, сало, хлеб и концентрированные супы и каши. Часто положенные нормы не выполнялись из-за нехватки продуктов или невозможности их доставки к месту боя.
Так же у каждого советского солдата был санитарный индивидуальный пакет, с помощью которого он мог бы в любой момент перевязать себе легкую рану.Советские офицеры носили бумаги, карты, документы в специальной сумке-планшете. В полевых условиях он был для командира и сейфом для документов, и письменным столом. Но он же делал офицера приметной мишенью для противника. Так уже было заведено, что при первой опасности содержимое планшета старательно уничтожалось.
Село Чаадаево в годы войны.
Учитель: Раскрывая страницу истории войны 1941-1945г, будет неправильно, если я ничего не скажу о тыле – опоре солдат. Ведь вона - это не только тяжелые, кровопролитные бои, решающие сражения. Это и тяжелый и изнурительный, непрекращающийся труд людей в тылу. Мужчины ушли на войну, а их место заняли их жены, старики, те, кто не смог уйти на фронт, и даже дети. В нашем колхозе работала женская тракторная бригада, которая пахала поля и других близлежащих колхозов.

(фрагмент экскурсии «Село Чаадаево в годы войны»).
Экскурсовод 1: Как и по всей стране тяжелым было положение и в Муромском районе. Жены, проводившие мужей на фронт, сели на трактора. Механизаторами по призыву стали совсем молодые девушки. Работали тогда в две смены, успевали повсюду». Необходимо отметить ударную работу женской тракторной бригады В Чаадаевском колхозе им. Первого мая под руководством бригадира Батановой Татьяны Ильиничны. Батанова Т. И. родилась в деревне Санниково, в крестьянской семье, где и закончила начальную школу. С 1933 года начала работать в колхозе им. Первого мая. Среди членов бригады была Сухова Мария Ивановна, в годы Великой Отечественной войны села за руль трактора и хорошо овладела этой специальностью. Как вспоминает Мария Ивановна, работали в 2 смены, часто ночью. Вместе со своими девушками они пахали, культивировали. За честную добросовестную работу ее наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» .Большую помощь оказывали колхозу и школьники. И действительно, теперь даже и представить себе трудно, как школьники справлялись в военное лихолетье с таким объемом совсем не детской работы. Было все: обмороженные руки, ноги , слезы отчаянья, свинцовая усталость в теле . Не было одного – невыполненного задания. Из воспоминаний Второго секретаря райкома ВЛКСМ в военные годы Евгении Шустовой: « Иду по полю борисовского колхоза. Вдали движется лошадь с плугом, а пахаря не видно. Подошла поближе. Наконец, вижу, что за лошадью идет совсем небольшого росточка подросток. Это Слава Малышев. Он только что окончил семь классов и вступил в комсомол. Паренек на ходу бросил слово «Здравствуйте», но не остановился. Ему некогда разговаривать. Надо норму выполнять. Ведь он работает вместо мужчин, ушедших на фронт. Трудится от темна до темна, за себя и за бойцов, которые сражаются с врагом. Так надо». Да, надо, долг. И вот такие Славы, Пети, Коли ходили за плугом, садились на трактор, брались за косу. И спокойно, без слов и упреков, позабыв мальчишеские шалости, выполняли свой гражданский долг. Это было так естественно, как есть, пить, дышать . Рано взрослели в те годы мальчишки и девчонки. В Чаадаеве, например, лучшим ездовым считался 15- летний Дворцов. Ежедневно он совершал по 26 поездок в мороз, метель, распутицу. И еще одна беда пришла в села: катастрофически не хватало лошадей, которые очень нужны были фронту. И тогда было принято решение – использовать как тягловую силу - быков и коров.
Экскурсовод 2: Так и жили колхозники военные годы, забывая об отдыхе. Жили одной заботой дать армии больше продуктов, чтобы не голодали бойцы на фронте, чтобы было у них больше сил для борьбы с ненавистным врагом. С Большим энтузиазмом работали и полеводческие бригады. Из воспоминаний Макаровой Евдокии Ивановны - уроженки села Борисова, ветерана труда, которая в 1941 году работала в полеводческой бригаде в колхозе «Труд» селе Борисова: «В колхозе выращивали на полях картофель, овес, пшеницу, пололи, затем собирали урожай. Работали от темна до темна. Звеньевой в годы войны была Антонова Мария Ивановна, а всего в звене- 40 человек».
В районном соревновании полеводческих звеньев часто завоевывало первенство звено Елизаветы Лисовой из Чаадаевского колхоза. Из воспоминаний Елизаветы Лисовой: «Было мне тогда чуть больше двадцати лет. Проводила мужа на фронт, да так его больше и не увидела. А на руках трехлетняя дочка осталась. Правду о нас тогда писали, что мы первенство «санками» завоевали. Тракторов да погрузчиков не было. Сами грузили, сами на себе и отвозили удобрения в поля. Недаром частушка ходила: «Я и баба, и мужик, я и лошадь, я и бык…»». Колхозники не щадя своих сил приближали как могли победу, порой испытывая страшную нужду и голод. Вспоминает Суздальцева: «Помню, пришла я однажды в Сельцо. В поле женщин не оказалось.
- Что случилось? Где они?
- Иди на бурты, - подсказала одна старушка, проходящая мимо,- там председатель картошку раздает…
И правда. У бурта стоял председатель по списку, по едокам раздавал ведрами разложившийся за зиму картофель, который уже не мог пойти для посадки. Такой продукт теперь бы выбросили, а тогда промывали, пекли лепешки или как их называли «Шлеп- на шлеп».».
А самая страшная беда - похоронки. А почтальона в те годы встречали в каждой семье с радостью и тревогой: что-то принес он на этот раз, а вдруг страшное горе.
А вечерами, уложив детишек, женщины при свете керосиновых ламп, а то и лучины, как в давние времена, вязали варежки, носки, вышивали кисеты. Посылали посылки на фронт. Нередко в села приходили с фронта от солдат и офицеров благодарственные письма за посылки с подарками.
Активное участие в подготовке подарков принимали школьники района. Всего за годы войны Муромцы послали на фронт около двадцати тысяч теплых вещей и пятьдесят тысяч подарков.
Широко в районе проводился сбор средств на постройку самолетов, танков. Колхозники вносили деньги на авио - эскадрилью имени Валерия Чкалова, учителя - на самолет «Муромский учитель». На районной новогодней елке 9 января 1942 года решено было построить самолет «Счастливое детство» и танк «Пионер». Местная газета того времени напечатала такое сообщение: «Учащиеся Чадаевской средней школы с радостью узнали, что танк «Пионер» уже громит врага и внесли 228 рублей на строительство самолета «Счастливое детство».
Первого мая 1943 года в газете «Муромский рабочий» было опубликована телеграмма Верховного Главнокомандующего товарища Сталина, адресованная секретарю Муромского района ВКП(б) и председателю исполкома райсовета. В ней говорилось: «Передайте колхозникам и колхозницам Муромского района, собравшим, кроме ренее внесенных двух миллионов рублей, дополнительно два миллиона на строительство авиаэскадрильи «Валерий Чкалов, давшим в фонд Красной Армии сельскохозяйственные продукты и теплые вещи, мой братский привет и благодарность Красной Армии».
Таким образом, несмотря на нужду и голод, на многие лишения, колхозники нашего села внесли немалый вклад в победу над врагом.
Школа в годы войны.
Учитель: Несмотря на тяжелейшие условия, голод, школа в селе Чаадаево работала. Учебный год начинался в Чаадаевской средней школе с 1 октября. В сентябре 1941 года целый месяц в здании школы жили солдаты. В летний период до 1 октября дети работали в колхозе по месту жительства родителей: собирали картофель, копали вручную пашню, работали в лугах. Школа в годы Великой отечественной войны располагалась в трёх зданиях: на улице Лакина, в здании храма, в бараке.

Ученик: В школе было печное отопление. Дрова для печей заготавливали ученики старших классов с учителями-мужчинами: ездили в лес, пилили, кололи, приносили в кассы. По периметру школы росли рябины. Четыре из них сохранились до наших дней. Была и своя спортплощадка (на месте сегодняшнего трансформатора). Был оборудован и тир в ближайшем овраге, где учеников учили стрелять из мелкокалиберной винтовки на уроках НВП. Писали перьевыми ручками. Чернильницы сначала носили с собой в специально сшитых сумочках, а позднее их встраивали в парты. Такие чернильницы назывались «непроливашки». Учебников тоже на всех не хватало. Выдавался один учебник на 25 учеников. Всего в школе обучалось 600 учеников. Кормили детей в школе бесплатно, они только приносили из дома посуду. В основном варили кашу, картофельное пюре, давали чай, хлеб, который приносили из пекарни. Широко в районе проводился сбор средств на постройку самолетов, танков. Учащиеся Чадаевской средней школы внесли 228 рублей на строительство самолета «Счастливое детство». Во время суровых испытаний советского народа Иосиф Павлович Плащинский начал учительствовать в Чаадаевской средней школе, а потом долгие годы был ее директором. Он любил детей. Это можно подтвердить примерами. Иосиф Павлович сам знакомился с семьями учащихся, посещал родителей на дому, давал советы, как исправить те или иные промахи в воспитании. Все его уважали: и ученики, и родители. Всегда был уравновешен и корректно обращался к ученикам. Он не имел привычки отчитывать ученика, а просто говорил: «Ты способен и нужно выполнять». Школьники очень любили учителя географии Якстина Петра Петровича. Вот что вспоминает о нем Ершова Т.И.: «Петр Петрович может как-то умело подойти к ученику. Если что забудешь, он не ставит сразу двойку, а заставит подумать. А как он рассказывает новый материал! Заслушаешься!» Тутова Зинаида Васильевна вспоминает свою первую учительницу - Вантееву Анну Михайловну – жительницу села Чаадаево. Также в школе села Чаадаево в годы ВОв работали: Катукова Евгения Васильевна – преподаватель математики и завуч с 1942 года; Чумазина Валентина Ивановна – учительница начальных классов. Большую роль в развитии школьников играла художественная самодеятельность, которую возглавляла С.Э. Плащинская, руководитель ДК. Кроме драматического, работало много других кружков: биологический, стрелковый, юннатский, математический, который возглавляла Шадрина Надежда Ивановна. В годы Вов в Чаадаевской школе активно работали пионерская и комсомольская организации. Старшей пионервожатой долгое время была Клавдия Петровна Шишкина. Тимуровские отряды оказывали помощь многодетным семьям. Комсомольскую организацию возглавляла Шадрина Надежда Ивановна. Несмотря на тяжелейшие условия, голод, школа в селе Чаадаево работала и стремилась не только уберечь от опасности, обогреть, накормить детей, но и не переставала думать о человеке, который будет жить после войны.
Итоги.
Великая Отечественная война потребовала от народа невиданных жертв и страданий.Она была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины.В это же время она явилась и героической вехой этого периода истории.Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги наших земляков, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.