ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ ДЛЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА.


ТЕМА УРОКА: ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ ДЛЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА.
КРЫМОВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС.
Цель урока:
Образовательная
- углубление и расширение знаний школьников о реках на примере краеведческого материала;
Развивающая
- научить показывать реки по физической карте Крыма и наносить на контурную карту Крыма;
Воспитательная
- развивать географическое мышление, познавательный интерес, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе и любовь к родному краю.
Оборудование: Физическая карта Крыма, физическая карта полушарий, контурные карты Крыма, иллюстрации рек, водопадов.
Формы работы с учащимися: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие детей, проверка к подготовке урока.
Актуализация опорных знаний и умений.
Ребята, вспомните путешествие капельки воды и скажите, в каких агрегатных состояниях мы можем увидеть капельку воды?
Назовите свойства воды.
Что мы называем гидросферой?
Мотивация учебной деятельности.
Ты просишь пить, тебя никто не слышит,
И бредишь ты, и видишь до утра
Тот самый край,
«Где все обильем дышит,
Где реки льются чище серебра».
С. Смирнов
Учитель: Вода – природный компонент. Воду называют самым драгоценным минералом на Земле. «Водица – всему царица, - говорит русская народная пословица. И, действительно без воды тяжело жить, переубеждать вас в этом нет смысла. Однако человечество не до конца это осознало.
«Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»
Антуан де Сент – Экзюпери.
Изучение нового материала.
Учитель: На Земле много рек. У каждой свое имя, своя удача. Текут они сквозь села и города, гордо несут свои воды вдаль. У каждой реки своя дорога, и было бы безумством пытаться повернуть ее назад. Земля и вода живут по своим законам – законам природы, с которыми люди обязаны считаться. И большие и малые реки словно обращаются к человеку: « Люби нас такими, какие мы есть».
Вода – источник жизни,
Источник светлых дней.
Взгляни безукоризненно
В стремительный ручей,
Напиться хочет каждый,
Ты реки береги,
Озера, океаны
И малые пруды.
Ребята, а давайте разгадаем загадки.
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. ( река)
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. ( река)
Вопросы:
1.Давайте вспомним, что такое река?
2.По физической карте полушарий покажите реку Енисей, Обь, Волга.
Определите по карте, где могут брать начало реки.
Куда впадают реки?
В Крыму насчитывается 1657 рек и временных водотоков общей длинной - 5996 км. Около 150 из них реки. Это главным образом реки – карлики до 10 км. длины. «Нешироки, неглубоки крымоводные потоки», - шутят крымские гидрологи.
Золотая от тепла,
К морю – издалечка –
Ничего себе – текла
Тоненькая речка.
Тут летела кувырком,
Там плясала с ходу.
Ей - родник за родником-
Отдавали воду.
Гулко булькала она
В каменистой гати.
И была чиста до дна,
Как слеза дитяти.
С. Смирнов.
Вопрос. А какая река, по вашему мнению, достойна большей любви – большая или маленькая? ( ребята отвечают, что даже маленькая речка отдает нам свою воду и достойна уважения. А наш Крымский полуостров беден водными ресурсами, пресной воды не хватало и воду в древности, собирали и хранили в емкостях, бассейнах. Люди дорожили горными источниками и называли их - «святые источники»).Беседа по вопросам, работа с физической картой Крыма:
Какая самая главная река Крымского полуострова? ( Самая главная река полуострова – Салгир. Она начинается в горной части Крыма при слиянии рек Ангары и Краснопещерной и впадает в Сиваш);Какие притоки имеет Салгир? (Самый крупный приток – Биюк- Карасу).
А какие реки вы еще знаете? ( Река Альма – самая протяженная после Салгира река, Река Бельбек, Черная – наиболее многоводные реки Крыма, река Дерекойка – самая многоводная река Южнобережья и т.д.)
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на карту! Откуда берут начало наши крымские реки? Они берут начало в Крымских горах, поэтому в верховьях – это настоящие горные реки: многоводные, быстрые, чистые, труднопроходимые, с водопадами.
«Несется вниз струя живая… скользит со скал фатой венчальной и вдруг, и пеной и дождем свергаясь в черный водоем, бушует влагою хрустальной…»
Так описывает самый высокий водопад в Крыму Учан - Су на одноименной реке Учан -Су русский поэт И.А. Бунин.
Вопросы.
Какие крымские водопады вы знаете? (водопад Головкинского , водопад Джур – Джур на реке Восточный Улу – Узень, водопад Хрустальный на реке Сары – Узень, водопад Кизил – Коба на реке Краснопещерной).
Как образуется водопад? (горные породы, по которым река прокладывает свое русло, могут быть твердыми и мягкими. Если твердые породы выходят в виде крутого уступа, вода падает вниз, образуя водопад).Вопрос: С какими историческими событиями связаны наши реки? ( заслушиваются сообщения учеников, выполнившие опережающее задание).
С рекой Салгир связана историческая достопримечательность Симферополя - "Суворовское место". Весной 1777 г. передовой отряд русской армии, которым командовал генерал-поручик Александр Васильевич Суворов, стоял укреплённым лагерем на высоком левом берегу реки и использовал Салгир как водный оборонительный рубеж. На этом месте теперь установлен памятник генералиссимусу Суворову, а его имя увековечено памятной скрижали в честь 200 - летия Симферополя
Во время Великой Отечественной войны в верховьях Бурульчи базировались партизанские отряды. Крымский поэт Анатолий Милявский посвятил партизанской реке стихи:
Ты по камням струишься журча,Неприметна в ущелье лесистом,В беге лёгком, прозрачном и чистом,Партизанка-река Бурульча.Ты петляла у горной гряды,Выводила нас к тайным полянам,Помогала уйти партизанам
От овчарок смывая следы.Ты молола зерно на муку,Ты движок нам вращала для света,Ты в металл отливала строкуПартизанской газеты.
С рекой Альмой связано Альминское сражение между русскими войсками и объединенными силами англо- франко- турецких войск. В сражении участвовало 35 тысяч русских солдат и 60 тысяч солдат противника, несмотря на то, что сражение было полностью проиграно русскими войсками, которые отступили к Бахчисараю, открыв войскам союзника путь к Севастополю. Оно одновременно приостановило продвижение союзников к Севастополю, что позволило избежать взятия остановленного без войск города штурмом сходу и подготовиться к его обороне.
Закрепление изученного материала.
Самая главная река Крыма.
Самая глубоководная река.
Самая многоводная река.
Самый высокий водопад Крыма.
Самый многоводный водопад.
Назовите реку – тезку знаменитой сибирской реки.
Итог урока:
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Что понравилось?
- Что удивило?
- Что оставило равнодушным?
Домашнее задание: повторить номенклатуру рек Крыма, нанести на контурную карту основные реки и водохранилища.