Народный фольклор села Першино – бесценное культурное наследие наших предков.

Народный фольклор села Першино – бесценное культурное наследие наших предков.
Устное народное творчество – великая народная мудрость.
Устное народное творчество, родившееся в глубине веков, выражает мечту народа о счастье, радостном труде, веру народа в победу добра и справедливости. Богатство народного искусства многообразно, неисчерпаемо и как следует, не изучено. А ведь фольклор несет в себе великую народную мудрость. Все чаще россияне, в том числе и молодежь, обращаются к бесценному культурному наследию предков, находя в нем духовное и эстетическое наслаждение.
Истинных носителей культуры, юмора в сельской глубинке, как и в селе Першино, остается все меньше. И нам надо успеть записать, сохранить то, что еще живо в народе, о чем помнят наши бабушки и дедушки.
В нашем селе уже почти не сохранилось народного сибирского говора, утерян обрядовый фольклор. Но еще бытуют пословицы и поговорки, поверья и побасенки, легенды и русские народные игры, частушки и старинные песни.
Исследовательская работа по сбору фольклора похожа на тайну и таит много открытий. Самое главное открытие для меня – это фольклор жителей села Першино. Особенно богат и разнообразен детский игровой фольклор, который постоянно развивается.
Народный фольклор жителей села Першино.
Мною были записаны и обработаны побасенки, короткие занимательные рассказы от жителей села Першино.
Как мужик пьяного проучил.
Была раньше поскотина в лес, огороженная жердями. Если кто – то из крестьян проезжал через нее, то открывал жердяные ворота, а потом закрывал их.
Пьяный мужик едет на телеге, уснул. Лошадь встала перед воротами. Подъехал тут на лошади другой мужик. Распряг чужую лошадь, завел за ворота и закрыл, а лошадь снова запряг. Проснулся мужик и видит, что лошадь по одну сторону ворот стоит, а телега по другую. И ни с места мужик, лишь воскликнул: «Черт тебя туда завел!». А «черт» в ответ: «Сам не знаю, как она туда попала».
Записано от Гилева Г.И.
Как воробей кобылу полюбил.
Воробей полюбил кобылу. Стал он добиваться ее расположения. Прыг – скок перед ней, хорохорится. Попросила кобыла у воробья ведро овса. Три дня воробей не пил, не ел, по зернышку овес собирал. Еле ведро с овсом донес до любимой. Кобыла наелась досыта, заржала, запрыгала, хвостом замахала, да бедного воробья хвостом и прибила.
Правду говорят в народе: «Любить можно, но осторожно».
Записано от Панфилова Л.В.
Сено – солома.
«Солдат, стой! На – пра – во!» В правой руке солома.
« На – ле – во!» В левой руке сено. «Кругом. Сено – солома. Вперед и с песней марш!». «Боже, царя храни!».
Записано от Созонова П.К.
Вкусные щи.
Пришел пьяный мужик домой, а жены в избе нет. Захотелось ему покушать. Видит, на загнете (выступ печи) стоит чугунок. Взял ложку, стал хлебать, куском хлеба макать. Входит в избу жена. Мужик ей: «Славные у тебя сегодня щи получились, только соли маловато». Жена: «Я сегодня кашу варила». Посмотрела, а муж выхлебал все ополоски после мытья посуды, которые были приготовлены для скотины.
Записано от Осинцева С.И.
Древнейшим жанром фольклора являются пословицы и поговорки – устные краткие изречения на самые разные темы. Их собрано много в нашем селе, вот некоторые из них:
Был «двоедан», да весь обобран.
Одной рукой грешит, другой грехи отмаливает.
Бог в лесу деревья не выровнял, а всех людей не уравнять.
Отмолчишься, как в саду отсидишься.
Удача не блоха, в своем очкуре не поймаешь (очкур – широкий пояс).
На веку – как на долгом волоку.
Деньги с неба не сыплются.
Вам не подраться, а нам не посмеяться.
У воды жить, да не напиться.
В речи селян часто встречаются поговорки, которые изречения, выражающие чувства говорящего:
Не до жиру, быть бы живу.
Надулся, как мышь на крупу.
Что крестьяне, то и обезьяне.
Первое слово дороже второго.
Не тобой положено, не тобой возьмется.
Опять за рыбу деньги!
Особенно любят в селе шуточные пословицы и поговорки, вставляемы в речь.
А в кармане пусто, выросла капуста.
Щи – хоть белье полощи.
Чай – посолили невзначай.
Еще нос не дорос.
Весело живут – нигде не пропадут.
Муж «объелся» груш.
Цветет и луком пахнет.
Думали свежи, а вы все те же.
Была сила, когда мать в животе носила.
Бригада «ух» работает до двух.
К ним примыкают и шутки – прибаутки, балагурщина, любимые в нашем селе.
Забодай тебя комар. Заелись, лавровый лист в супе не едят. И Васька не чешись и Петька не корябайся. Сорок восемь – половина просим. Сорок один – никому не дадим. И не говори, кума, у самой муж пьяница. Ох вы, рыжие – бесстыжие. Эх, ма, да не дома, не у бабки в гостьях. А кому какое дело, в нос картошка залетела. Как жизнь молодая (старикам)? Шошка, Ерошка да Колупонь с ними.
В семьях першинцев бытуют шутки:
«Где мои очки? Они гулять ушли». «Где мои носки? А они какого цвета были? Черного. В баню мыться ушли». «Где мое платье? А оно какого цвета было? Серого. Оно перекрашиваться в другой цвет ушло». «Девки, вставайте, женихи все ворота исписали». «Вставай, вставай, штанишки одевай». «Бери ложку, бери хлеб и садимся за обед». «Давай с тобой поспорим, мои штаны распорем. Тебе новые сошьем».
В селе мною услышаны следующие шуточки:
«Какие вы мокрые! - Чай, не сахарные, не растаем».
«Утром чай, в обед чаек, вечером чаище».
«Не закрывай свет, не стекло, не просвечиваешь».
«Бабка Марья умерла. - Да ничего, поправится».
«Живы будем – не умрем».
«Не первый раз замужем».
«Я хлеб уронила. - Ничего, не поваляешь, не поешь».
«Почему стоя ешь? - Так больше влезет».
«Не маши руками. Руки не крылья – не улетишь».
«Что смотришь? – На то и глаза, смотреть».
«Что стоишь? – На то и ноги, чтобы стоять».
«Кушай, кумушка, не стесняйся. – Да, тогда я в двери не влезу».
«Пей, пей, кумушка седьмую чашку чая, я ведь не считаю».
«Ешь, пей, не стесняйся. На деньги куплено, а в магазине все дорого».
«Приятный аппетит – нажевано летит».
В семьях сохранились народные игры. Например « Крючки, замочки, пуговицы, дырочки». Если кто – то из родных видел недостатки в одежде другого, например, прорехи или полу оторвавшуюся пуговицу, то подходил к неряхе и говорил: «Поиграем в дырочки», - и разрывали одежду на месте дырки или прорехи. Так не совсем гуманным способом в детях воспитывали аккуратность, умение шить. В 1950 – ые годы игра это переместилась на улицу, превратившись в совсем не шуточную забаву детей. В семьях играли в игру «Бери и помни». Двое игроков разламывают вместе косточку – вилочку от птицы со словами: «Бери и помни». Если кто – то из игроков подает другому какую – то вещь, то должен не забыть сказать: «Беру и помню». Игра воспитывала внимание и может продолжаться несколько дней.
Старинная хороводная игра «А мы просо сеяли» состояла из семнадцати куплетов. Бытовала она и в деревне Першино, только текст ее не найден. Играющие делились на две шеренги и, взявшись за руки, наступали по очереди одна на другую и пели:
А мы просо сеяли, сеяли,
А дым – ладом, сеяли, сеяли.
А мы просо вытопчем, вытопчем.
А дым – ладом вытопчем, вытопчем.
Игра заканчивалась словами:
« В нашем полку прибыло, прибыло». Одна шеренга уводила у другой красную девицу.
«А нам надо девицу, девицу. А дым – ладом, красную, красную».
В селе Першино Гибало Ф.А. записала от Водиловой А.Д. старинную игру «Каршун – маршун». На Петров день за околицей молодежь играла в эту игру.
Поют: Каршун – маршун,
Цыпленка унес. И с ножками, и с сапожками.
Каршун – маршун, бог в помощь.
Один из участников игры каршун – маршун.
Каршун – маршун, ты что делаешь?
Ямочки копаю.
А зачем тебе ямочки?
Класть камешки.
А камушки тебе на что?
Иголочки точить.
А для чего тебе иголочки?
Мешочки шить.
А мешочки зачем?
Соль сыпать.
А соль тебе на что?
Щи солить.
А зачем тебе щи?
Твоим деткам глаза залить.
За что?
Они у меня всю капусту порвали.
Как порвали? А ты бы забор городил, не такой, а вон какой (показывают).
А я городил не такой, а вот какой (показывает), а они все равно порвали (каршун ловит игроков).
В литературе описана подобная игра с названием «Ворон», но с другим текстом. Сохранились в нашей местности игры с вопросами. Примерный вариант игры:
«Куда ходил? На кудыкину гору собирать помидоры.
С кем подружился? С куропаткой.
Куда пошёл? На базар.
Что на дороге нашёл? Драный носок.
С кем подрался? С уткой.
Что на базаре купил? Емельку.
Что ел? Валенок.
Что пил? Клюкву.
На чём спал? На козе».
Дети сами придумывали смешные ответы на вопросы. В селе распространены ответы шутки на вопросы, когда не хочется с кем-то общаться или хочется уйти от ответа, а то и просто пошутить:
«Дай-полай». «Откуда - от верблюда», «Кто там? - Сто грамм, а если двести, то выпьем вместе», «Какой? - Такой - сякой, намазано - сухой». «Я нечаянно. – За нечаянно бьют отчаянно». « Дурак. – От дурака и слышу». «Дурак. – Дурак недавно, а ты давно». «Потом. – Потом суп с котом». «Куда пошел? – На кудыкину гору мышей ловить, тебя кормить».
На последний вопрос нельзя было давать точный ответ, так как в деревне Першино существует поверье, что нельзя спрашивать «Куда пошел?», чтобы не спугнуть удачу в пути, в деле.
Со старинных времен также сохранились заклички, с которыми наши предки, славяне обращались к солнцу, дождю:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Хлеба каравай.
Весь день поливай. (Гуща – каша из ячменя с горохом).
Дождик, дождик, перестань.
Я поеду на ростань.
Богу молиться,
Царю поклониться.
Царь – сирота.
Открывай ворота
Ключиком, замочком,
Шелковым платочком.
Когда бабушка плела внучке косу, то приговаривала при этом:
Расти коса до пояса.
Не вырони ни волоса,
Расти коса до пят, Женихи торопят,
Жених из городу.
Невеста из терему.
Расти коса толста, кудрява,
Длинна, хороша.
Детский игровой фольклор села Першино.
Детский игровой фольклор детей нашего села разнообразен. Особенно распространены считалки. Они интересны тем, что не имеют аналогов во взрослом фольклоре. Дети знают старинные считалки « Аты – баты », «На золотом крыльце сидели», «Вышел месяц из тумана», считалку про зайчика. Существует короткая версия этой считалки:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Не попал.
Серый зайчик убежал.
Среди детей популярны и «заумные» считалки:
Шишел – мышел сам пошел.
Три копеечки нашел.

Чирики, с бухты барахты,
Чаро, биро, два кабира.
Солнце, бронзе, луковка,
Золотая пуговка.
В 1970 – 80 ых гг. распространенной среди детей была считалка «Ехала машина темным лесом». Вот один из ее вариантов:
Ехала машина темным лесом
За какаим - то интересом.
Инти – инти – интирес.
Выходи на букву «эс».
Буква «эс» не подошла,
Вышла бабушка - яга.
А за бабушкой – ягой
Вышел месяц молодой.
Баба – яга, баба – очень распрастраненный персонаж считалок:
Баба ела и гадала
И велела эту взять.
Рыба, рыба, рыба – кит,
Рыба правду говорит.
Не обошли внимание и кикимору:
Таря – маря в лес ходила,
Шишки ела, нам велела.
А мы шишек не едим.
Таре – маре отдадим.

Таря – баря в лес ходила,
Шишки ела, нам велела.
Мы не хочем, захохочем.
Многие старинные считалки дети переделывают на современный лад:
Вышел Дэцел из тумана,
Вынул пейджер из кармана.
Пейджер пискнул, Дэцел сдох,
Потому что Дэцел лох.
Детям очень нравятся дразнилки. Оказывается, они дают большой воспитательный эффект, в сравнении с назиданиями взрослых. В них много юмора, сатиры, выдумки и фантазии. Дразнилки развивают сообразительность, умение постоять за себя, не обижаться по пустякам.
Коля, коленька, дружок,
Съел у бабы пирожок.
Бабушка ругается.
Коля отпирается.
Васька – кисель,
На лавку сел.
Все варенье съел,
Всю посуду перебил.
Отец голову крутил.

Ванька – встанька,
Дай прикурить.
Если куришь,
Не получишь хлеба,
Не вырастишь до неба.

Вор – воришка,
Украл топоришко.
Люди увидали,
Землей закидали.
А это как бы «антидразнилка»:
Петя, Петя, петушок,
Не дразнился б ты, дружок.
А то хвост оторвут
И тебе не отдадут.
Потешки и пестушки – игры с маленькими детьми, основанные на смешных и забавных текстах:
Баранки, баранки, скок.
Расти большой. Не будь лапшой.

Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.
А на закуску?
Вареную гузку.

Тюх, тюх,
Тюх, тюх,
Тюх - тютюшенки,
Высокохонько!
Низехонько!
В детском фольклоре встречаются молчанки со словами:
Чок, чок, чок,
Зубы на крючок.
Кто слово скажет –
Тому щелчок.
Есть и страшилки, которые стали популярны в 2000 – ые годы:
Маленький мальчик
Купил пулемет.
Больше в деревне
Никто не живет.
4.Песенный жанр фольклора.
Из песенного жанра в селе обожают петь частушки, которые получили распространение с конца 19 века. Произошли они от старинных игровых, шуточных и других песен плясового характера. У нас распространены частушки с обращением «боля», «ягодиночка» к любимому парню:
Хорошо тебе, рябина,
У тебя кудрявый листю
Хорошо тебе, подруга.
У тя боля гармонист.

Кабы не было войны.
Не было бы горя.
Кабы не было войныю
Не забыла болю.

Трактор идет,
Тракториночка.
А на тракторе сидит
Ягодиночка.

Ягодиночка, родимый,
Что ты смотришь на меня?
Или я тебе не нравлюсь?
Или ты забыл меня?
В особый раздел были выделены частушки о баянисте, о трактористе, а также частушки на тему «яблочко» и «цыганочка.

Эх, яблочко,
Куда катишься?
Попадешь за корму,
Не воротишься.
Эх, яблочко,
Куда катишься?
Хорошо живется нам
При советской власти.

Я цыганочку плясала,
Увидал меня отец.
На работу, так ленива,
А плясать, так молодец.
Особенно нравятся всем частушки небылицы и нескладушки:
На прилавке у купца
Случилось приключение.
Заорала колбаса,
Затопало печенье.

Лаптем щи она хлебала,
Из калоши чай пила.
Косу граблями чесала,
В лампу теста налила.

А с высокого забора
Я возьму да упаду.
А кому какое дело,
Куда брызги полетят.
Особый большой цикл представляют частушки – на военную тему, записанные от участников ансамбля «Родники» Мясниковой М.Е., Кригер Ф.В., Рязановой Е.Р., Утковой А.П., Хорзовой Н.И.
Милый в армию уехал,
Выдали винтовочку.
А меня девчоночку
Не лесозаготовочку.

Выйду на гору крутую,
Всю Германию видать,
Вижу милого убитого,
Кого я буду ждать?

Эх, подружка моя Поля,
Где наши залеточки?
На них серые шинели.
Зеленые пилоточки.

Мы с подругой лес рубили
На бревно уселися.
Про любовь заговорили,
Обе наревелися.
Во фронтовой тетради участника войны Гилева П.И., дошедшего с боями до города Берлина, мы нашли частушки «Удалые – боевые», которые он пел на фронте:
Мы споем, дружок, на пару,
Вспомним дни, что прожиты.
Как давали немцам жару
По – гвардейски, досыта!
В его тетради были прочитаны фронтовые песни на мотив известных песен «Первый прыжок», «Огонек», «Смерть десантника», «Варежки». В местный сборник вошли более двухсот частушек, в том числе и старинные страдания, записанные от Водиловой А.Д.:
Ой, где – то светит огонек,
Дальняя дорога.
Когда миленький не идет,
На душе тревога.

Давай, милый, посидим,
Хоть сегодня вечером
Ох, до чего ж меня высушил,
Аж, качает ветерком.
В Першино и окрестных деревнях, особенно на посиделках и в праздники, любили петь старинные русские песни. Из них хороши танцевальные песни; «Шимка мальнька», «Во ку, во – кузнице(песня переделка), «Ковыль – ковылечек», плясовая песня с припевом «Калина – малина», «Отдавали молоду». От местной певуньи Горбуновой А.И. были записаны свадебные обрядовые песни:



























.







15