Урок литературы на тему Д.Мамина-Сибиряка Волки


Предмет: литературное чтение
Класс: 7
Тема: Д.Мамин-Сибиряк «Волки»
Цели урока1. Познакомить учащихся с творчеством Д. Мамина – Сибиряка2. Развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление.3. Формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности.4. Повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения.5. Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей.Тип урока: урок знакомства с новым материалом.Метод: стратегия «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (кластеры, «проблема на ладони », «Моё отношение к волкам».)  Наглядность: портрет Д.Н. Мамина - Сибиряка, иллюстрации к рассказу, музыка. 
ХОД УРОКА I Организационный этап. II Проверка домашнего задания (Опережающее задание: подготовить сообщение о волках. III Актуализация знаний. Мозговой штурм
1.-Какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим слово «волк»? (ученики записывают ассоциации на своих листах: голодный, лютый, злой, мстительный, кровожадный, хищник). 
1-я группа 2-я группа
По признаку: По действию:
2.Какие пословицы знаете о волках?
Пословицы : -Волка ноги кормят. - Волков бояться -в лес не ходить.
-Не доверяй волку овечье стадо. -Волка встречай по- волчьи.
- Сколько волка не корми , всё равно он в лес смотрит.
3. Проект «Волки».
Над проектом работал Максутов А.
Волк – хищное млекопитающее семейства псовых. Длина тела волка может достигать 160 см, масса тела до 62 кг. Волк обитает в самых разных местах, но предпочитает степи, полупустыни, тундру. Для волков типичен семейный образ жизни: они живут стаями. Человек, который никогда не видел волка, может сказать, что он похож на немецкую овчарку. Да, волку свойственны многие качества собаки: он точно так же силён и настойчив, внешние чувства у него так же хорошо развиты, кроме того, он весьма умён. На самом деле его очень трудно спутать с собакой. Волк отличается и повадками и образом жизни.Волк приспосабливается к любым условиям. Волк очень быстр и может преодолевать расстояние в несколько километров. Чем голоднее волк, тем свирепее он становится. Держатся волки поодиночке, парами, которые образуются на всю жизнь. У самок очень развит материнский инстинкт. Если семейству грозит какая - нибудь опасность, то волчица переносит в пасти поочерёдно своих детёнышей в другое, более укромное место. Молодые волки растут до 3 - лет. Всё это время мать охраняет их, заботится, учит охотиться. На четвёртый год волки уже начинают самостоятельную жизнь. Волк может часами выслеживать свою жертву, идти по её следу. (кинофильм» Шал».) Он не только хорошо чует следы, но даже чувствует запах на большом расстоянии. Иногда это преследование может продолжаться несколько дней, а уж когда он достигает жертвы, то действует быстро: Волк неожиданно нападает на него и сразу перегрызает горло. III. Тема урока: Д. Мамин – Сибиряк. «ВОЛКИ». - Что вы знаете об этом писателе? 
 Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя
1. Презентация «Мамин-Сибиряк»
Подготовила Мусагалиева К.
Сведения об авторе. (Об авторе рассказывает подготовленный ученик.) Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным, Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Особая страница его творчества - рассказы для детей.За рассказы «Зимовье на студёной» и «Емеля и охотник» он получил золотую медаль и премию.«Это счастье писать для детей» - говорил он.).IV. Словарная работа.Пасть – азу,сторожка – орман күзетшісі тұратын үй,не шелохнулся – қалт етпеді,братия - товарищи (жолдастары),доброта – мейірбандық, ізгілік, рақымдылық,заботливость – қамқоршылық, қамқорлық.
V. Знакомство с рассказом Д. Мамина – Сибиряка «Волки», понять идейное содержание произведения и проанализировать его.Чтение рассказа учениками по цыпочке.Ответить на вопросы:
1-я группа1. Почему рассказ назван «Волки», а не «волк»?2. Кто главный герой рассказа?3. Какое чувство вызывает у вас старый волк?
2-я группа1. Найдите места, где волк вызывает особое чувство .
2. Как вы думаете, о чем этот рассказ?
3. Какова идея рассказа?
VI.Самостоятельная работа по группам
1-я и 2-я группа: 
1)составить план рассказа 2)сделать рисунок к рассказу.
План 1.Встреча с волком. 2.Смирный волк. 3.В гостях у лесника. 4.До своих -то они жалостливые. 5.А ведь ругают люди волков, VII.На какие смысловые части можно разделить рассказ?
1) Как выглядел старый волк?
2)Как относится молодой волк к старому?
VIII. Составление диаграммы Венна.А теперь, ребята, давайте составим диаграмму Венна. Найдём сходство и различие волка и собаки.Различие:1. Не привыкает к людям -------------- 1. Живёт дома.2. Месть ------------------------------------- 2. Охраняет дом.3. Живёт в лесу. --------------------------- 3. Друг человека.Сходство: Внешность, Воет, мясо, любовь к детёнышам.Вывод: Хотя собака живёт дома, а волк в лесу, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски.IX.Рефлексия: - О чём вы сегодня узнали на уроке? - Изменилось ли ваше отношение к волкам? - Было ли вам интересно на уроке? 
X.Домашнее задание.Пересказ рассказа «Волки».