Урок литературного чтения : Законы фольклора в литературе. Особенности авторской сказки Д Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – косые глаза, короткий хвост, длинные уши.»



Тема: Законы фольклора в литературе. Особенности авторской сказки Д Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – косые глаза, короткий хвост, длинные уши.»
Цели:
Личностные: прививать любовь к животным, к природе.
Предметные: познакомить детей с творчеством Д.Н.Мамина – Сибиряка;
Метапредметные: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.
Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись песни «Спор Маши и Вити»,
учебник «Литературное чтение 2 класс» В. Ю Свиридова, Н.А.Чуракова , проектор, анимации.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Послушаем песню «Спор Маши и Вити» и скажите, о чём они спорят (слушание аудиозаписи,
II. Введение в тему.
1.Предварительная беседа.
-О чем ведут спор Маша и Витя?
-А что же такое сказка?
-Сказка - это когда происходят чудеса.
-А вот как говорится об этом в словаре .
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.
В сказках всегда назидательный смысл.
Сказка – повествовательное народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях,
преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Мы сегодня продолжаем изучать раздел. Прочитайте его название.
- Что значит «литературные сказки»?
-Давайте определим цель нашего сегодняшнего урока.



-
-Давайте, ребята вспомним, на какие группы разделены сказки?
-Сказки разделили на 2 группы: народные и литературные, или авторские
- Как их различить?
- Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их начали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка - это сказка особая. У нее есть автор.
-А чем отличается сказка народная от литературной? (беседа и работа по таблице ,

Народные

Литературные


1. Автор – народ.
2. Существует в устной форме
3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах(создатель может вносить изменения).
4. Время создания определить невозможно.
5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:
волшебная;
бытовая;
- о животных.


1. Автор – конкретное лицо.
2. Создаётся в письменной форме.
3.Внесение изменений не допускается.
4. Время создания сказки известно.
5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.



-Ребята, мы познакомились с некоторыми авторскими сказками, давайте вспомним авторов сказок. Посмотрите на слайд и соедините название сказки с автором произведения
- Ребята, а с чего начинается сказка?
- Дома вы готовили присказки. Давайте послушаем, как вы приготовили домашнее задание.
Сегодня мы познакомимся еще с одной литературной сказкой. Д.Н.Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
-Что мы можем узнать по названию сказки? Кто главный герой сказки?
-Главным героем будет заяц.
III. Изучение новой темы.
1.Знакомство с творчеством автора
- Эту сказку написал Д.Н. Мамин - Сибиряк. Он родился в небольшом заводском поселке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. В доме была прекрасно подобранная библиотека. В 1892 году умерла в родах его двадцатишестилетняя горячо любимая жена, оставив писателю тяжелобольную дочь - Аленушку. Подвиг отцовства, о котором вспоминают все современники, сказался в особо пристальном внимании к детскому миру, в создании своеобразной философии детства Он говорил: «Дети - будущее человечества: в них будущие возможности,а книга- это «живая нить, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром .К сказкам природы примыкает цикл «Аленушкиных сказок». Эти сказки создавались от случая к случаю с 1894 до 1897 года и первоначально не предназначались для опубликования - они сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Впоследствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их. Каждая сказка- это своеобразный урок. Помни, что даже маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берет», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нем может оказаться первым в настоящем большом мире, и наоборот. Имей в виду, что пока двое ссорятся, третий обязательно извлечет из этого пользу. А главное - надо уметь любить жизнь. В центре «Аленушкиных сказок» - животные, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется.
2.Чтение сказки учителем .
-Усаживайтесь поудобнее и слушайте сказку. ( Чтение до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк - тут как тут»)
- Как вы думаете, что же будет дальше? (предположения детей.)
-Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше.
- Оправдались ли наши предположения?
3.Физкультминутка.
-А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

3. Работа после чтения.
- Понравилась ли вам сказка? Чем?
-Сказка понравилась. Она веселая, интересная. В ней много смешных моментов.
- Каким изображен заяц в начале сказки?
- Родился зайчик в лесу и все боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега - у зайчика душа в пятки.
- Как понимаете выражение «душа в пятки убежала»? Когда так говорят?
- Это значит, он очень сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит».
- Прочитайте выразительно, как хвастался заяц. (Дети читают отрывки.)
- Сравните глаголы, с помощью которых автор описывает действия зайцев.
-Старые зайцы собрались, маленькие сбежались, старые зайчихи приплелись. Хихикнули маленькие зайчата, засмеялись старушки - зайчихи, улыбнулись старые зайцы.
- Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы?
- Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только все хвастается.
- Прочитайте отрывок, в котором автор говорит, что «язык у хвастуна точно примерз». (Дети читают этот отрывок.)
- Как вы понимаете это выражение?
- Он не мог говорить, язык у него точно замерз от страха, ведь он увидел волка.
- Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать?
-Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я... я... я...».
3. Беседа по прочитанному произведению; обобщение.
- Расскажите, что же случилось с героями сказки дальше? (Дети рассказывают.)
- Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке? (чтение пословиц и беседа по ним)
- Как автор говорит о том, как заяц побежал?
-Задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
- И к нашей сказке можно отнести пословицу: «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит
-Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.
- К кому из героев произведения можно применить поговорку «У страха глаза велики»?
- Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.
- Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым?
IV. Закрепление изученного.
-А сейчас посмотрим сказку, постарайтесь не только услышать, но и увидеть происходящее в этой сказке. (Аудиозапись отрывка сказки).
-Ребята, а в действительности легко ли живётся зайцам?
-Им живётся трудно. У них много врагов.
-Вот и поэтому нам нужно бережно относиться не только к зайцам, но ко всем животным.
-Какие фразеологические обороты вам известны, где встречаются слова «волк» и «заяц»?
-Проголодаться как волк, волком выть, погнаться за двумя зайцами.
-А как вы понимаете: волк в овечьей шкуре; волком смотреть; заячья душа;
петлять как заяц? (Объясняют смысл фразеологических оборотов)
V. Домашнее задание
На слайде
VI. Итог урока.Рефлексия.
- Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке?
- Что же на уроке тебя удивило?
-Меня удивил храбрый заяц.
-Какой урок ты взял из этой сказки?
-Не надо бояться никаких трудностей.
-Правильно, ребята, никогда не забывайте, что смелость «города берёт». Спасибо за урок.