Нормативно-правовое регулирование школьных служб примирения


«Нормативно-правовое регулирование
школьных служб примирения»
Берёзовский ГО
2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…………………………3
Нормативно-правовое регулирование школьных служб примирения…………..….4-9
1.. Законы Российской Федерации и региональные документы, регламентирующие создания ШСП…………………………………………………………………………...4
2. Федеральные концепции, стратегии, планы и рекомендации по восстановительному правосудию………………………………………………………………………………7
Локальные нормативные документы, регламентирующие работу медиатора и
Школьной службы примирения……………………………………………….……….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….……13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………….15
ПРИЛОЖЕНИ 1 приказ о создании ШСП…..………………………………………....18
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 положение………………………………………………………….19
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 функциональные обязанности членов ШСП.……………………24
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 информационное сопровождение работы....………………….…25
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 порядок работы медиаторов....…………………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 журнал регистрации случаев...………………………………….…27
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 регистрационная карточка...………………………………..….…..29
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 примирительный договор….……………………………………....31
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 заявление ……………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 согласие родителей...………………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 заявление о рассмотрении проблемной ситуации………………35
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время во всем мире много говорят об увеличении конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях, о различных методах и способах их урегулирования. От успехов в этом направлении зависит не только благоприятный климат в образовательной среде, способствующий усвоению знаний со стороны учащихся, но и развитие личности, ее социальная адаптация.
Однако продуктивность вмешательства в разрешения конфликтов, возможна только в том случае, если третья сторона является нейтральной, беспристрастной, авторитетной для конфликтующих сторон.
ШСП позволяет решать конфликтные ситуации в процессе восстановительной медиации с помощью беспристрастной третьей стороны.
Таким образом, развитие ШСП является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.
Создание и функционирование ШСП требует знаний теоретических, нормативно-правовых аспектов, а также практических навыков. Практические навыки приобретаются в ходе работы в ШСП, а знание нормативно-правовых аспектов необходимы на первых стадиях создания ШСП.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ
Законы Российской Федерации и региональные документы,
регламентирующие создания ШСП
На сегодняшний день Указ Президента РФ № 761 от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» является основополагающим документом в развитии восстановительного правосудия в реагировании на правонарушения несовершеннолетних, ядром которого является медиация правонарушителя и жертвы, и школьных служб примирения.
В соответствии с Указом Президента РФ № 761 от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «в образовательных организациях рекомендуется создавать ШСП», нацеленные на решение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.[7]
Также правовой основой создания и деятельности ШСП является: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д. [14, 6], службы примирения работают на достижение этих результатов, но не ограничиваются ими
Также надо отметить, что в 273-ФЗ в статье 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» указывается, что в организации, осуществляющей
образовательную деятельность, создается «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений». «Служба школьной медиации» и «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» должны быть разными структурными подразделениями образовательного учреждения, но по некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции, что должно быть зафиксировано локальными актами образовательного учреждения. [14, 53]
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», согласно пункту 2 «настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений». [15]
Статья № 76 УК РФ указывает, что: «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред» [13, 31]. То есть примирительный договор дает суду основание для прекращения дела (но не обязывает суд его прекратить, оставляя это на усмотрение судьи).
Если рассматривать деятельность службы примирения, как элемент образовательного процесса, то служба может способствовать выполнению Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
ФГОС ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): (…) как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов». [16]
«Стандарты восстановительной медиации», утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г. Данный документ носит рекомендательный характер и является основой для работы в ШСП в рамках восстановительного подхода.[10]
При создании службы школьной медиации правомерно ориентироваться на Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ ст. 27 п. 2 определяющая, что «Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (методические и учебно-методические подразделения, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения)». [14, 31]
2. Федеральные концепции, стратегии, планы и рекомендации по восстановительному правосудию
Одним из первых российских стратегических документов, указывающих на важность развития и реализации технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур, является утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [11], в которой одним из приоритетных направлений развития социальных институтов и социальной политики государства определяется «формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур».
Указ Президента РФ № 761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», который определил ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения:
- приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия;
- наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);
- организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;
- внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.[7]
Этот документ дополнительно указывает на важность создания службы примирения в ближайший период.
«Концепция развития до 2017 года сети служб медиации для восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность», утвержденная Распоряжением Правительства России от 30.06.2014 № 1430-р., данный документ определяет основные цели, задачи и направления действий по созданию сети служб медиации, организации их работы, подготовке кадров, внедрению с их помощью медиативной и восстановительной практики в работу с детьми и подростками, вовлечение всех государственных и общественных институтов, участвующих в воспитании и формировании личности от семьи до высшей школы, включая органы и организации, привлекаемые в случаях, когда имеет место правонарушение, а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в сфере обеспечения защиты прав и интересов детей.[12]
Таким образом, результатами реализации Концепции должно быть:
- новая, более эффективная система помощи семье и детям, защиты, обеспечения и гарантирования прав и интересов детей всех возрастов и групп, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также вступивших в конфликт с законом;
- эффективная система профилактической и коррекционной работы с детьми, включающая институты социально-психологической помощи ребёнку, совершившему общественно опасные деяния, но не достигшему возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в осознании и заглаживании вины перед потерпевшим;
- оздоровление психологической обстановки в образовательных организациях в результате внедрения метода школьной медиации;
- повышение эффективности работы всех органов и организаций по защите прав и интересов детей, оптимизация их структуры, повышение квалификации всех, кто работает с детьми;
- снижение общего количества и остроты конфликтов, в которые вовлекаются дети, количества и тяжести правонарушений, в том числе повторных, и их последствий для других лиц и общества, уменьшение асоциальных проявлений среди детей и подростков.
«Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», направленным письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № BK-54/07вн, согласно которым для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:
- информировать работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;
- мотивировать работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «Школьная медиация»;
- провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей);
- организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;
- обучить сотрудников образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу «Школьная медиация»;
- установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.[9]
Таким образом, российское законодательство имеет достаточно сформулированную правовую основу обеспечения организации и функционирования школьных служб примирения.
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ МЕДИАТОРА И ШСП
Основными нормативно-правовыми документами ШСП являются:
- Указ президента РФ № 761 от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.;
- Статья № 76 УК РФ;
- «Стандарты восстановительной медиации», утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.;
- «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации для восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность», утвержденная Распоряжением Правительства России от 30.06.2014 № 1430-р.;
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», направленным письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № BK-54/07вн.
Исследование нормативно правовых документов Федерального уровня показало, что для организации ведения работы ШСП в образовательных организациях, необходимо создать локально-нормативную базу в образовательной организации определяющею перечень документов создания и работы ШСП внутри школы.[4;258]
Таким образом, для организации работы ШСП в МБОУ СОШ № … были разработаны локальные нормативно-правовые документы образовательной организации:
- Приказ директора образовательного учреждения о создании и организации работы ШСП и назначении руководителя (Прил. 1);
- Положение о ШСП (Прил. Б);
- Функциональные обязанности руководителя и членов ШСП (Прил. В);
- План работы ШСП (Прил. Г);
- Порядок работы медиатора (Прил. Д);
- Журнал регистрации конфликтов (Прил. Е);
- Регистрационная карта (Прил. Ж);
- Примирительный договор (Прил. З);
- Форма мониторинга деятельности ШСП (Прил. И);
- Учебная программа подготовки медиаторов ШСП (Прил. К).
При составлении данных документов учитывался закон «О персональных данных» 152-ФЗ. При необходимости в дальнейшей работе родителям и законным представителям будут даваться разрешения на сбор персональных данных, их систематизацию и обработку, в том числе в виде электронных баз данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Увеличение конфликтных ситуаций в современном обществе привело к созданию и организации служб примирения.
В современных Российских школах в последнее время уровень конфликтов превысил допустимые пределы. Для решения данной проблемы в образовательных организациях необходима создание ресурса, который способствовал бы снижению данного уровня. Данным ресурсом выступает ШСП.
Создание и ведение работы по данному направлению необходимо нормативно-правовое регулирование данной деятельности.
Рассматривая деятельность службы примирения, как элемент образовательного процесса необходимо отметить, что в основе деятельности лежит ряд следующих нормативно-правовых актов:
- Указ президента РФ № 761 от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.;
- Статья № 76 УК РФ;
- «Стандарты восстановительной медиации», утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.;
- «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации для восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность», утвержденная Распоряжением Правительства России от 30.06.2014 № 1430-р.;
- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», направленным письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № BK-54/07вн.
Опираясь на нормативно-правовую документацию Федерального уровня для организации работы ШСП в образовательных организациях били разработаны внутренние локальные акты:
- Приказ директора образовательного учреждения о создании и организации работы ШСП и назначении руководителя;
- Положение о ШСП;
- Функциональные обязанности руководителя и членов ШСП;
- План работы ШСП;
- Порядок работы медиатора;
- Журнал регистрации конфликтов;
- Регистрационная карта;
- Примирительный договор;
- Форма мониторинга деятельности ШСП;
- Учебная программа подготовки медиаторов ШСП.
Таким образом, необходимо отметить, что создание и организация работы в направлении ШСП будет достигнута при условии правильно разработанной локальной нормативно-правовой базы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВЕСТНИК ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ № 12, 2015 (Роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в развитии восстановительного правосудия в России).
Восстановительная медиация в России: правовое обеспечение и стратегия развития. // Сборник материалов. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2013
Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов). – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 152 с.
Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство/под общей редакцией Л.М. Карнозовой Издание второе, доработанное. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 306 с.
Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
Как создать службу примирения?: сборник материалов/ [Петрозаводская городская общественная детская организация Юниорский союз «Дорога», проект «Медиация в действии. Развитие системы разрешения конфликтов»; авт.-сост.: Д. В. Рогаткин и др.; пер. с фин. яз.: Владимир Давыдов, Ирина Кюллёнен]. - Петрозаводск: [б. и.], 2014: [Типография РА «Ва Банк»]. - 95 с.: ил.- Библиогр. в подстроч. примеч.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761).
Создание и поддержка служб примирения в регионах (сборник материалов) / Сост. Л.М. Карнозова, А.Ю. Коновалов. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2016. – 174 с.
«Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», направленным письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № BK-54/07вн.
Стандарты восстановительной медиации, утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.
КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. – Москва: Эксмо, 2016. – 160 с. – (Законы и кодексы).
Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" от 27.07.2010 N 193-ФЗ.
Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012. – 90 с.
Школьные службы примирения и профилактика межэтнических конфликтов./Под общей редакцией Н.Л. Хананашвили. М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 2012 – 146 с.
http://base.garant.ruhttp://www.школьные-службы-примирения.рфПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИКАЗ
«____» __________ 20____ г. № _____
О создании школьной службы примирения
На основании Международной конвенции «О правах человека и ребёнка», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», с целью снижения числа правонарушений и конфликтных ситуации среди несовершеннолетних, содействия профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать школьную службу примирения.
2. Назначить руководителем школьной службы примирения …., учителя ….
3. Утвердить:
3.1. Положение о школьной службе примирения (Прил. 1).
3.2. Функциональные обязанности руководителя и членов школьной службы примирения (Прил. 2).
4. Руководителю ШСП …..:
4.1. Сформировать школьную службу примирения;
4.2. Разработать план работы школьной службы примирения на 2016-2017 учебный год (Прил. 3);
4.3. Определить порядок работы медиатора (Прил. 4);
4.4. Разработать журнал регистрации конфликтов (Прил.5);
4.5. Разработать форму регистрационной карты (Прил. 6);
4.6. Разработать форму примирительного договора (Прил. 7);
4.7. Разработать форму мониторинга деятельности школьной службы примирения (Прил. 8);
4.8. Разработать учебную программу подготовки медиаторов школьной службы примирения (Прил. 9).
5. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.
Директор: …..
С приказом ознакомлен:
______________ ….
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к приказу №____ от «___»__________20___ г.
Положение
о школьной службе примирения в МБОУ СОШ № 1
1. Общие положения
1.1. Школьная служба примирения является объединением обучающихся и педагогов, действующей в МБОУ СОШ № 1 на основе добровольческих усилий обучающихся (воспитанников).
1.2. Школьная служба примирения действует на основании действующего законодательства, Устава школы, настоящего Положения и Стандартов восстановительной медиации.
2. Цели и задачи школьной службы примирения
2.1. Целью школьной службы примирения является:
2.1.1. Распространение среди обучающихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
2.1.2. Помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
2.1.3. Снижение количества административного реагирования на правонарушения.
2.2. Задачами школьной службы примирения являются:
2.2.1. Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
2.2.2. Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов;
2.2.3. Информирование учеников, родителей и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.
3. Принципы деятельности школьной службы примирения
3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий школьной службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования школьной службы примирения
4.1. В состав службы примирения могут входить школьники 8-11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.
4.2. Руководителем службы может быть социальный педагог, педагог-психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству школьной службой примирения приказом директора школы.
4.3. Вопросы членства в школьной службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым школьной службой примирения самостоятельно.
5. Порядок работы школьной службы примирения
5.1. Школьная служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, обучающихся, администрации школы, членов службы примирения, родителей.
5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
5.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.
5.6. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
5.7. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.
5.8. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре.
5.10. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.
5.11. Школьная служба примирения осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
5.12. При необходимости школьная служба примирения информирует участников примирительной программы о возможных услугах других специалистов (социального педагога, педагога-психолога).
5.13. Деятельность школьной службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.
5.14. Руководитель школьной службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
6. Организация деятельности школьной службы примирения
6.1. Школьной службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
6.2. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.
6.3. Школьная служба примирения имеет право пользоваться услугами педагога-психолога, социального педагога и других специалистов школы.
6.4. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу примирения.
6.5. Раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
6.6. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
6.7. Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению школьной службы примирения или органов школьного самоуправления.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к приказу №____ от «___»__________20___ г.
Функциональные обязанности членов школьной службы примирения
1. Функциональные обязанности руководителя ШСП:
- формирует состав ШСП;
- осуществлять общее руководство деятельности ШСП;
- проектировать работу ШСП;
- организует методическую и практическую подготовку медиаторов;
- координирует примирительные программы с участием взрослых;
- осуществлять взаимодействие с администрацией школы, органами внутренних дел и другими службами;
- проводит совместно с членами ШСП мероприятия по распространению опыта деятельности;
- отвечает за качество и эффективную деятельность службы;
- анализирует работу ШСП, ежегодно отчитывается перед администрацией школы.
2. Функциональные обязанности членов ШСП:
- изучают поступающие материалы, собирают дополнительную информацию;
- определяют тип программы примирения;
- проводят предварительные встречи с конфликтующими сторонами;
- проводят итоговую примирительную встречу;
- информируют заявителя, руководителя службы о результатах проведенной работы;
- ведут записи об итогах встреч;
- осуществляют рекламу ШСП.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
к приказу №____ от «___»__________20___ г.
Информационное сопровождение работы
службы школьной медиации
на 2016 - 2017 учебный год
 
 
№ Мероприятие
Родительские собрание, мероприятия с детьми, стенды, семинары и т.д.
Форма
Категория и количество участников
Дата и место проведения
Результат
 
Куратор службы школьной медиации                             ____________________
ОУ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
к приказу №____ от «___»__________20___ г.
Порядок работы медиатора
Этап 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Этап 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
2 фаза. Понимание ситуации
3 фаза. Поиск вариантов выхода
4 фаза. Подготовка к встрече
Этап 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами
2 фаза. Организация диалога между сторонами
3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.
4 фаза. Обсуждение будущего
5 фаза. Заключение соглашения
6 фаза. Рефлексия встречи
Этап 4. АНАЛЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
к приказу №____ от «___»__________20___ г.
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ
«…»
ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ
ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ВСТРЕЧ
Начат:_______________________
Окончен_____________________
Ответственный____________________________________________
2016

Содержание Дата поступления запроса
От кого поступил запрос
Ведущий медиатор
Дата примирительной встречи
Результат
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
к приказу №____ от «___»__________20___ г.
Регистрационная карточка
Дата ситуации Дата передачи дела координатору: 1. Источник информации об участниках конфликтной ситуации Ф.И.О., должность, передавшего информацию Совершалась ли ранее обидчиком подобные действия? □□ Состоит ли на учете? □
Собираются ли стороны или администрация обращаться в правоохранительные органы? □

2.Тип конфликта Имя и фамилия обидчика
или стороны конфликта Имя и фамилия пострадавшего
или стороны конфликта
Класс Телефон Класс Телефон Имя и фамилия родителя Имя и фамилия родителя
телефон телефон Описание ситуации Фамилия и имя медиаторов Фамилия и имя остальных участников программы 3.Какая программа проводилась? Число взрослых участников программы Число школьников, участвовавших в программе Дата проведения программы Не проведена (причина): 4. Результат программы Был ли сторонами выполнен договор □ Повторялось ли подобное (в течение месяца) □
5. Причина, по которой восстановительная программа не имела положительного результата (т.е. ситуация не изменилась либо произошло углубление конфликта)
Комментарии
Дата сдачи отчета ПРИЛОЖЕНИЕ 8
к приказу №____ от «___»__________20___ г.
Примирительный договор
Участники восстановительной программы (медиации, круга сообщества, школьной конференции, семейной конференции) в лице:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
провели личную встречу, на которой обсудили ситуацию, состоящую в том, что
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
и пришли к следующим выводам (договоренностям):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверять выполнение условий договора и уведомлять медиаторов об их завершении будет
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Встреча для аналитической беседы состоится (место, дата, время)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Мы напоминаем, что копия данного договора может быть передана администрации и другим заинтересованным в решении лицам. Обсуждавшееся на примирительной встрече медиатор никому сообщать не будет.
2. Если это соглашение не будет выполнено, а у нас останутся проблемы, мы согласны вернуться на медиацию.
Фамилии, имена и подписи участников встречи
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 9
Директору _____________________
образовательное учреждение

_________________________________
ФИО директора
______________________________
(Ф.И.ученика)

_________________________________
класс
заявление
Прошу Вас принять меня в школьную службу примирения в качестве медиатора.
Дата ______________ подпись _______

Приложение 10

Директору _____________________
образовательное учреждение

_________________________________
ФИО директора
______________________________
(Ф.И.ученика)

_________________________________
класс
согласие.
я не возражаю против участия моего(ей) сына (дочери) в работе школьной службы примирения в качестве медиатора.
Дата ______________ подпись ________

Приложение 11
В школьную службу примирения
_____________________________
(Ф.И.О.)
Заявление
прошу рассмотреть проблемную ситуацию: ________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дата происшедшего _________________________________________________________
Имя и фамилия обидчика или стороны конфликта: ______________________________________________________________________
Имя и фамилия пострадавшего или стороны конфликта: _______________________________________________________________________
Согласен (не согласен) на примирительную встречу.
Дата _______________ подпись _____________________________