Маленькие волшебники страны Оригами


Е.А.Ложкина, воспитатель первой категории, школа№97, детский сад «Гармония»
Маленькие волшебники страны Оригами.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский
Существует множество средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста: пальчиковые игры, игры с природным материалом, мелкой мозаикой и конструкторами, штриховка и т.д. Одним из эффективных средств развития мелкой моторики является оригами. Что такое Оригами? Может, спросит нас кто-то. Оригами – это искусство превращения плоского листа бумаги в игрушку. А волшебник - ты! Оригами делает волшебниками всех, кто прикасается к нему. Каждый складывал из обычного тетрадного листа самолетик, пускал кораблик по весенним ручейкам, делал пилотку из газет, чтобы защититься от солнца, и даже не подозревал, что это то самое оригами. Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги, которое зародилось в Японии в 15-16 вв. Мир оригами необычайно широк и разнообразен. Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые и дети. Секрет очень прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия, позволяют создать увлекательный, не на что не похожий мир.
Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания увлекательное и полезное занятие для детей. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использоваться как подарки друг другу на день рождения, к празднику своим близким, друзьям. Ребенок радуется, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик взлетает ввысь.
Данная техника привлекла меня разнообразием и яркостью образов, возможностью всестороннего развития детей. Начиная работать в этой технике с детьми, я использовала её для развития ручной умелости, внимания, памяти, фантазии и трудолюбия детей.
Оригами дает простор для развития мелких разнообразных движений. Очень важно и то, что при складывании фигурок, одновременно работают обе руки. И это помогает развитию творческих задатков ребенка.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, т.к. заставляет сосредоточиться, чтобы получить желаемый результат, что является подготовкой к обучению в школе.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления у детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животного, дети включаются в игру – драматизацию, по знакомым сказкам, становятся сказочными героями, проявляют творчество и фантазию. Дети могут самостоятельно обыгрывать знакомые стихи, потешки и сказки.
Занимаясь с детьми конструированием в технике оригами и учитывая возрастные особенности детей, я пришла к определенным выводам:
Средний дошкольный возраст является подготовительным этапом к занятиям оригами.
Хотя к данному возрасту увеличивается работоспособность и ручная умелость, но нервная система детей легко возбудима и это сказывается в слабой их сосредоточенности, некоторой неуравновешенности. Ещё не оформленная и не полностью развитая костно-мышечная ткань туловища, а так же рук не позволяет пятилетнему ребенку легко выполнять мелкие и точные движения – штриховку, плетение, вырезание, многократное сгибание. Такие занятия для ребенка – большой труд. Длительно и часто заниматься этими видами деятельности вредно и утомительно. Имея большой практический опыт работы с малышами, считаю, что занятия ручным трудом, а также пальчиковой гимнастикой и пальчиковыми играми с детьми среднего дошкольного возраста особенно благоприятны для развития мелких и точных движений рук.
Новый вид деятельности для детей 5-6 лет – Оригами.
Систематические занятия оригами являются благоприятным условием для успешного развития у детей сосредоточенности, наблюдательности, внимания. Дети постепенно овладевают своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управляют не только мелкой, но и крупной мускулатурой, развиваются мыслительные процессы, речь.
Занятия Оригами с детьми 6-7 лет усложняются с использованием разных видов базовых форм.
У 6-7 летних детей начинает развиваться произвольная память, совершенствуется вся мыслительная деятельность, включенная в процесс восприятия. На практических занятиях дети учатся анализировать предложенные им предметы, выделять общие для них признаки и находить индивидуальные особенности.
При обучении детей складыванию поделок в технике оригами необходимо соблюдать следующие правила:
Заготовку для поделок - делает взрослый (т.е. воспитатель).
Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
Выбираем бумагу, – она должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
Показ изготовления производится на столе, не должно быть лишних переворотов изделия.
Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение, показ второго приема – выполнение детьми и т.д.
Линии сгибов тщательно проглаживаются.
Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
В результате многолетней практической работы с дошкольниками, мною были определены следующие формы работы:
Организация совместной практической деятельности -кружок «Волшебный квадратик», «Загадки от Лисенка».
Оформление выставок готовых поделок – игрушек для родителей.
Проведение выставки «Волшебный мир Оригами» (совместное творчество детей и родителей к праздникам «Семейное кафе», «Новоселье группы». «День мамы», «День театра»).
В работе со старшими дошкольниками целесообразно использовать методические приемы:
Знакомство с материалом (обследования на ощупь, действие с материалом);
Показ и объяснение (четкий алгоритм действий, т.е. расчлененный показ);
Анализ промежуточных результатов и побуждение детей к самоконтролю (дети сравнивают свою работу с образцом, проговаривая вслух, что сделали и что надо сделать);
Взаимоконтроль (учу видеть ошибку у себя и у другого);
Игровые приемы (использование игрового персонажа «Волшебный квадратик»);
Театрализованная деятельность:
показ сказок с использованием игрушек, сделанных в технике оригами;
разучивание стихов, считалок, загадок.
Совместная деятельность педагогов и родителей способствует закреплению практических умений и навыков детей, развитию творческой личности. Это является важным условием подготовки ребенка к успешному обучению в школе.
Направления работы с родителями:
Индивидуальные консультации с родителями по вопросам организации занятий с детьми;
Родительское собрание «Семейные традиции»;
Показ русских народных и волшебных сказок;
Организация выставок совместного творчества детей и родителей «Волшебный мир оригами».
Конспект совместной практической деятельности для детей старшего дошкольного возраста
кружок «Волшебный квадратик»Воспитатель: Ложкина Елена Александровна.
Тема: «Загадочное письмо».
Цели:
1) Продолжать учить детей:
складывать квадрат из прямоугольного листа бумаги;
выполнять элемент «складка — молния»;
складывать из квадрата образ — цветок;
закрепить умение владения ножницами.
2) Развивать диалогическую речь и интонационную выразительность.3) Развивать внимание, память, воображение, эстетический вкус, мелкую моторику.Наглядный и раздаточный материал: Волшебный Квадратик – персонаж занятия, «письмо», цветные листы бумаги двух размеров, клей – карандаш, ножницы, персонажи к сказке «Теремок», выполненные в технике оригами.
Ход практической деятельности:1) Орг. момент:Встреча детей с Волшебным Квадратиком.Воспитатель: У нас сегодня в гостях…(Волшебный Квадратик)Квадратик: Здравствуйте, ребята. Я очень рад вас снова видеть. Сегодня к вам в группу пришло письмо – очень удивительное письмо! (демонстрация письма).Давайте, скорее, откроем его и прочитаем! Но оно не открывается, что же делать? Ах, да я вспомнил, почтальон шепнул мне на ушко, что открыть его мы сможем, только тогда, когда выполним 3 задания.2) Практическая деятельность: 1. Ребята, вы помните сказку «Теремок»? На полянке, у теремка цвели очень красивые цветы. Но подул сильный ветер, и все лепестки разлетелись, остались только стебельки. Вот они, я их к вам принес.- Ребята, вы догадались, какое первое задание?- Правильно. Давайте сделаем из разноцветной бумаги цветы и украсим поляну около теремка.Изготовление «цветка» в технике оригами с комментариями воспитателя.- Молодцы! Какие красивые цветы у вас получились. Давайте украсим полянку около нашего теремка.Квадратик: Попробуем открыть замочек? (открывают)2. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Я сейчас загадаю загадки, но вы отгадки не говорите, а покажите. Это будет ваше второе задание.
а) Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна. (медведь)б) Хвост пушистый, Мех золотистый В лесу живет В деревне кур крадет. (лиса)в) Живет в норке, Грызет корки. Короткие ножки Боится кошки. (мышь)г) Летом в болоте Вы ее найдете. Зеленая квакушка Кто это? (лягушка)д) Не ездок, а со шпорами, Не будильник, а всех будит. (петух)На столе перед ширмой, после того, как дети отгадали загадку, ставится на подставку персонаж сказки «Теремок».- Молодцы, все загадки отгадали. Попробуем открыть замочек? (открывают)3. Ребята, вы уже, наверно, догадались из какой сказки эти герои? Но мне кажется, что кого-то не хватает (перечисляют: муха, комар, ёжик, заяц, волк.)- Я вам предлагаю рассказать сказку «Теремок». Это и будет последнее – третье задание. А наших гостей приглашаем в наш маленький зрительный зал.- Но чтобы открыть последний замочек, надо постараться быть настоящими героями сказки. Ребята, вспомните, что у каждого героя свой голос, интонация и поведение.Итак, сказка начинается!3) Театрализованное представление «Теремок».- Молодцы! Попробуем открыть замочек? (открывают)4) Итог:Чтение письма( в конверте – письмо от детей младшей группы, которые ждут сказку.)- Ребята, я открою вам один секрет – во время следующей нашей встречи мы будем делать одного из героев сказки «Теремок» в подарок для малышей.Воспитатель, от имени Квадратика, оценивает практические умения детей, качество изготовления поделок – аккуратность, точность движений; а так же интонационную выразительность и артистизм детей.


Используемая литература:- Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» Ярославь, 1998г- Е. Ф. Черенкова «Простейшие модели оригами»Москва, 2007г- С. Соколова «Театр оригами», «Сказка оригами»Москва, 2007г- Т.Б, Сержантова «Оригами для всей семьи»Москва, 2008г.- Л.Ю. Арсентьева «250 фантазийных моделей»Москва, 2007г.- Н.Г. Соловьева « Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами» Москва, 2004