Программа внеурочной деятельности по художественному направлению Маленькие волшебники





Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению

"Маленькие волшебники"


Составитель рабочей программы:
учитель Е.В. Крылова



























Санкт-Петербург
2016

Пояснительная записка
Образовательная программа "Маленькие волшебники" имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предполагает общекультурный уровень освоения, основываясь на программе Н. Сокольниковой "Планета знаний".
Нормативно-правовой базой данной программы являются:
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – РФ (вступил в силу 01.09.2013)
Федеральный компонент государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Основная образовательные программы начального общего образования Образовательного учреждения (ГБОУ Школа №104 им. М.С. Харченко, г. Санкт-Петербург)
Положение об организации внеурочной деятельности в начальной школе ГБО № 104.
Письмо МинОбрНауки РФ № 03-296 от 12 мая 2011года « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
В ходе выполнения программы предусматривается работа на основе наблюдения и переживания окружающей реальности. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источников развития образного мышления.
Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к пониманию многообразия явлений художественной культуры в окружающей каждого человека жизни.
Художественная деятельность учеников на занятии включает в себя разнообразные формы: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению), изучение художественного наследия, прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Актуальность программы в том, что занятия стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в изобразительном творчестве, желание создавать красоту вокруг себя. Развитие данных качеств с детского возраста станет фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребенка в будущем.
Педагогическая целесообразность программы в том, что занятия способствуют развитию образного, аналитического мышления. Интеллектуальный потенциал ребенка раскрывается под влиянием художественных занятий, развивается речь. Занятия оказывают положительное успокаивающее действие на нервную систему ребенка, являясь источником положительных эмоций.
Цель образовательной программы (ОП):
Формирование художественно-творческой активности.
дети учатся:
- творчески использовать познаваемые материалы искусств;
- активизировать жизненную наблюдательность и фантазию при исполнении заданий.
Задачи:
Обучающие
- научить искать, видеть красоту предметного мира;
- внимательно вглядываться в окружающий мир, рассматривать его;
- дать представление о многообразии видимого мира;
- научить осознано использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

Развивающие
- развить образное видение;
- развить аналитическое мышление.
Воспитательные
- воспитывать эмоциональный отклик на красоту окружающего мира
Сроки реализации
Программа ориентирована на детей 10 -11 лет с желанием приобщиться к миру прекрасного. Программа рассчитана на 1 год.
Форма занятий:
- практическая
Форма организация деятельности учащихся на занятиях:
- индивидуально-групповая
Методы обучения:
- вербальный;
- наглядный;
- практический;
- эвристический, поисковый;
- ИКТ;
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу обучения воспитанники:
- имеют представления о разнообразии графических материалов;
- приобретут знания об основных цветах и их производных;
- приобретут навыки композиционного, цветового построения;
Реализация программы предусматривает участие учеников в городских, региональных, районных выставках.

Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю.





















Учебно-тематический план
4 год обучения


п/п
Название раздела (темы)
Кол-во часов


Аппликация
4


Живопись
11


Графика
14


Скульптура
5


Итого
34





































Содержание
4-го года обучения
Живопись (Живописный портрет. )
Теория: Введение в программу. Техника безопасности на занятиях. Знакомство с основными пропорциями фигуры. Линейный набросок. Цвет как выражение характера, настроения. Влияние живописного фона на создание образа.
Практика: закрепление навыков работы красками, создание цветового богатства в портретной композиции.

Графика (Линейная перспектива. Воздушная перспектива.)
Теория: Соотношение первого и заднего плана в композиции. Основы ведения рисунка. Набросок, эскиз. Композиция, пропорции, линия, точка, пятно. Передача в графике объема, перспективы.
Практика: закрепление навыков работы светотеневой лепки формы. Выразительность графических свойств художественных материалов.

Скульптура (Рельеф. Лепка по эскизу)
Теория: Материалы: пластилин, стеки, палочки. Фактурное разнообразие. Формообразующие движения. Приемы работы.
Практика: закрепление навыков работы с фактурой, приемы работы в малой пластике, в создании рельефа.

Аппликация (Работа с осенними листьями.)
Теория: Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. Правила, приемы работы. Обрывная аппликация, коллаж, смешанная техника.
Практика: коллаж на тему музыки, иллюстрация сказки.


Работа с природным материалом (Работа с сухоцветами)
Теория: Многообразие природных материалов. Заготовка, хранение, использование.
Практика: выполнение композиций из листьев, сухоцветов, шишек, ракушек.

Организация и обсуждение выставки детских работ
Теория: Понятие "выставка", особенности организации. Критерии оценки художественных произведений.
Практика: отбор, оформление, экспонирование работ учащихся.















Календарно-тематический план

№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Характеристика деятельности
Дата проведения

Аппликация – 4 часа


Коллаж из листьев
1
Выполнение композиции



Коллаж из сухоцветов
1
Выполнение композиции



Коллаж из шишек
1
Выполнение композиции



Коллаж из ракушек
1
Выполнение композиции


Графика – 14 часов


Братья наши меньшие. Кошка
1
Стилизация природных форм животных



Братья наши меньшие. Далматинец.
1
Стилизация природных форм животных



Лесное царство. Грибы
1
Изучение природных форм растений



Лесное царство. Лиса
1
Стилизация природных форм животных



Лесное царство. Медведь
1
Стилизация природных форм животных



Лесное царство. Волк.
1
Стилизация природных форм животных



Лесное царство. Барсук.
1
Стилизация природных форм животных



Лесное царство. Лось
1
Стилизация природных форм животных



Лесное царство. Рысь
1
Стилизация природных форм животных



Лесное царство. Кабан
1
Стилизация природных форм животных



Лесное царство. Белка
1
Стилизация природных форм животных



Моя улица
1
Линейная перспектива Свойства глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта



Дорога уходит в даль
1
Линейная перспектива Свойства глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта



Утро в лесу
1
Воздушная перспектива Изменение цвета в тоне по мере удаления в глубь картины.


Живопись-11 часов


Зимний лес
1
Выражение эмоционального отношения к природе.



Зимний парк
1
Выражение эмоционального отношения к природе.



Зимний город
1
Тематический пейзаж Выражение эмоционального отношения к природе.



Любимые герои.
Смешарики.

Создание образа



Любимые герои. Смешарики.

Создание образа



Любимые герои. Смешарики.

Создание образа



Любимые герои. Принцесса

Создание образа



Любимые герои. Пират

Создание образа



Любимые герои. Волшебник

Создание образа



Любимые герои. Гном

Создание образа



Любимые герои. Ведьмочка.

Создание образа


Скульптура – 5 часов


Работа с пластилином
1
Пластилиновые ассоциации - доработка куска материала до законченного образа



Работа с пластилином
1
Пластилиновые ассоциации - доработка куска материала до законченного образа



Работа с соленным тестом
1
Лепка животных



Работа с соленным тестом
1
Лепка животных



Работа с соленным тестом
1
Тематическая композиция




















Материально-техническое обеспечение учебного предмета

1. Технические средства обучения.
1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
2. Экспозиционный экран.
3. Компьютер.
2. Учебно-практическое оборудование.
1. Краски акварельные, гуашевые.
2. Тушь.
3. Бумага А4.
4. Бумага цветная.
5. Фломастеры.
6. Восковые мелки.
7. Кисти беличьи, кисти из щетины.
8. Емкости для воды.
9. Пластилин.
10. Клей.
11. Ножницы.
3. Модели и натурный фонд.
1. Гербарии.
2. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.