АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1-4 классов


АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса коррекционно-развивающих занятий
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для 1- 4 классов

Составитель:
педагог-психолог
О.П. Сергеева
Пояснительная записка
Данная коррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г.
Данная программа предназначена для решения сложной проблемы сенсорного развития умственно отсталых детей.
Актуальность и востребованность программы:
•Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
•Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром.
•. Низкий уровень развития психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся 1-4 классов по специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Методологические и теоретические обоснования программы:
Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи гуманизации и индивидуализации воспитания и обучения умственно отсталых детей в свою очередь требуют создания необходимых условий для их развития, становления как субъектов учебной деятельности. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Принципы отбора содержания и его организации:
1.Принцип единство диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.
2.Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования.
3.Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
4.Принцип комплексности организации коррекционной работы. С одной стороны, этот принцип показывает необходимость создания единого комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, которые предусматривают включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников) с целью создания единой (командной) междисциплинарной работы в коррекционных мероприятиях. С другой стороны, понятие комплексности заключается в особенностях использования методических средств и подходов самими специалистами, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
5.Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
6.Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.
7.Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное представление, об окружающей действительности способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество.
Задачи программы:
•формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
•формирование пространственно-временных ориентировок;
•коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы, величины;
•развитие слухового восприятия;
•исправление недостатков моторики;
•коррекция зрительно-моторной координации;
•обогащение словарного запаса детей;
•формирование целенаправленности движений и действий.
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 4 года обучения:
• для 1 класса – 33 часа;
•для 2 класса – 35 часов;
•для 3 класса – 35 часов;
•для 4 класса – 35 часов.
На каждый класс выделен 1 час в неделю.
Требования к условиям комплектования групп.
Эффективно разделение детей на группы по общей способности к обучению, что подтвердили многолетние педагогические исследования (В.В. Воронкова, С.А. Мирский, Н.П. Павлова, и др.), психологические исследования (И.В. Белякова, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, и др.).
Количество участников групповых занятий 3 - 5 человек.
Временные рамки продолжительности занятий: продолжительность занятий 15-20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Место данной программы в воспитательном образовательном процессе:
Достижение общешкольной цели, поскольку гармоничность психоэмоционального состояния учащихся способствует всестороннему развитию личности.
Ожидаемые результаты:
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Оценка эффективности коррекционной программы:
На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся. В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов.
Содержание программы.
Реализуемые разделы и их цели.
Программа состоит из следующих этапов:
1. Предварительный этап
Включает в себя диагностику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Набор групп для коррекционных занятий.
2. Основной этап
Данный этап предполагает реализацию коррекционных занятий. Программа коррекционных занятий состоит из следующих разделов:
1.Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки.
2.Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено.
3.Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
4.Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
5.Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей.
6.Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами.
7.Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти».
8.Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах.
9.Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.
3. Заключительный этап
На данном этапе проводится повторная диагностика, сравнение полученных данных, информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1 класс
— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
— Различать и называть основные цвета.
— Классифицировать геометрические фигуры.
— Составлять предмет из 2—3 частей.
— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
— Различать речевые и неречевые звуки.
— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
— Выделять части суток и определять порядок дней недели.
2 класс
— Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.
— Выполнять выразительные движения.
— Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.
— Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.
— Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.
— Различать и называть основные цвета и их оттенки.
— Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур.
— Узнавать предмет по части.
— Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их.
— Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.
— Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.
— Различать вкусовые качества.
— Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.
— Различать характер мелодии.
— Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.
— Соотносить времена года с названиями месяцев.
3 класс
— Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.
— Дорисовывать незаконченные изображения.
— Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.
— Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.
— Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.
— Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.
— Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.
— Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.
— Различать запахи и вкусовые качества, называть их.
— Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.
— Действовать по звуковому сигналу.
— Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
— Определять время по часам.
4 класс
— Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.
— Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
— Пользоваться элементами расслабления.
— Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.
— Смешивать цвета, называть их.
— Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.
— Находить нереальные элементы нелепых картинок.
— Определять противоположные качества и свойства предметов.
— Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
— Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.
— Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
— Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
— Определять возраст людей.
Учебно-тематический план
по программе курса коррекционных занятий
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
1 класс

№ Тема занятия, название раздела Тип занятия Кол-во часов
Обследование детей (4ч)
1 Обследование детей Диагностика 4
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков (5ч)
1 Целенаправленность выполнения движений по инструкции (бросание в цель) игра 1
2 Целенаправленность выполнения движений по инструкции (повороты, перестроения) игра 1
3 Формирование чувства равновесия игра 1
4 Развитие согласованности действий и движений разных частей тела игра 1
5 Развитие мелкой моторики пальцев и руки. игра 1
Тактильно-двигательное восприятие (2ч)
1 Определение на ощупь величины предмета Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 1
2 Определение на ощупь плоских фигур и предметов Урок-игра 1
Кинестерическое и кинетическое развитие (2ч)
1 Формирование ощущений от различных поз тела Дидактическая игра «Море волнуется» 1
2 Движение и позы нижних конечностей игра 1
Восприятие величины, цвета; конструирование предметов (8ч)
1 Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур. Игра 2
2 Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом игра 1
3 Группировка предметов и их обозначения по форме Дидактическая игра 1
4 Группировка предметов по форме Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме» 1
5 Работа с геометрическим конструктором Практическая работа 1
6 Формы предмета Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» 1
7 Различие предметов по величине игра 1
8 Сравнение предметов по высоте и длине игра 1
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (2ч)
1 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза игра 1
2 Сравнение предметов игра 1
Восприятие особых свойств предметов (2ч)
1 Развитие осязания Практическое определение контрастных температурных ощущений 1
2 Вкусовые ощущения игра 1
Развитее слухового восприятия и слуховой памяти (2ч)
1 Выделение и различие звуков окружающей среды игра 1
2 Различие музыкальных звуков и звуков окружающей среды игра 1
Восприятие пространства (3ч)
1 Ориентировка на собственном теле игра 1
2 Движения в заданном направлении в пространстве игра 1
3 Ориентировка в помещении игра 1
Восприятие времени (3ч)
1 Сутки. Части суток игра 1
2 Последовательность событий игра 1
3 Понятия «Вчера, сегодня, завтра» игра 1
Всего часов 33
Календарно-тематический план
1 класс

п/пТема занятия Коли-
чествочасов Учет
посещаемости Дата
по плану
Дата по факту
1. Обследование детей 1 2. Обследование детей 1 3. Обследование детей 1 4. Обследование детей 1 5. Целенаправленность выполнения движений по инструкции (бросание в цель) 1 6. Целенаправленность выполнения движений по инструкции (повороты, перестроения) 1 7. Формирование чувства равновесия 1 8. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела 1 9. Развитие мелкой моторики пальцев и руки. 1 10 Определение на ощупь величины предмета 1 11. Определение на ощупь плоских фигур и предметов 1 12. Формирование ощущений от различных поз тела 1 13. Движение и позы нижних конечностей 1 14. Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур. 1 15. Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом 1 16. Группировка предметов и их обозначения по форме 1 17. Группировка предметов по форме 1 18. Работа с геометрическим конструктором 1 19. Формы предмета 1 20. Различие предметов по величине 1 21. Сравнение предметов по высоте и длине 1 22. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза 1 23. Сравнение предметов 1
24. Развитие осязания 1
25. Вкусовые ощущения 1
26. Выделение и различие звуков окружающей среды 1 27. Различие музыкальных звуков и звуков окружающей среды 1 28. Ориентировка на собственном теле 1 29. Движения в заданном направлении в пространстве 1 30. Ориентировка в помещении 1
31. Сутки. Части суток 1
32. Последовательность событий 1 33. Понятия «Вчера, сегодня, завтра» 1 Учебно-тематический план
по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Класс: 2
№ Тема занятия, название раздела Тип занятия Кол-во часов Обследование детей (4)
1 Обследование детей Диагностика 4 Развитие крупной и мелкой моторики; графомоториных навыков (4ч)
1 Целенаправленность выполнения движений по инструкции (бросание в цель) игра 1 2 Целенаправленность выполнения движений по инструкции (повороты, перестроения). Развитие крупной моторики. игра 1 3 Формирование чувства равновесия Дидактическая игра «дорожка следов» 1 4 Развитие мелкой моторики пальцев и руки. игра 1 Тактильно-двигательное восприятие (2ч)
1 Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется» 1 2 Движение и позы нижних конечностей игра 1 Восприятие величины, цвета; конструирование предметов (9ч)
1 Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур. игра 1 2 Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом игра 1 3 Группировка предметов по форме Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме» 1 4 Формы предмета Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» 1 5 Различие предметов по величине игра 1 6 Сравнение предметов по высоте и длине игра 1 7 Сравнение предметов по ширине и толщине игра 1 8 Различие и обозначение основных цветов игра 1 9 Составление целого из частей игра 1 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (3ч)
1 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза игра 1 2 Сравнение предметов Дидактическая игра «Какой детали не хватает» 1 3 Сравнение предметов Дид. Игра «Что изменилось» 1 Восприятие особых свойств предметов (2ч)
1 Развитие осязания (контрастные температурные ощущения) Практическое определение контрастных температурных ощущений 1 2 Вкусовые ощущения игра 1 Развитее слухового восприятия и слуховой памяти (2ч)
1 Выделение и различие звуков окружающей среды игра 1 2 Имитация криков животных игра 1 Восприятие пространства (5ч)
1 Ориентировка на собственном теле игра 2 2 Движения в заданном направлении в пространстве игра 1 3 Составление на листе бумаги комбинаций из полосок и плоских фигур игра 1 4 Ориентация на листе бумаги Дидактическая игра «Расположи верно» 1 Восприятие времени (2ч)
1 Последовательность событий игра 1 2 Неделя, порядок дней недели игра 1 Обследование детей (2ч)
1 Контрольное диагностирование диагностирование 2 Всего занятий 35 Календарно-тематический план
2 класс

п/пТема занятия Коли-
чествочасов Дата
по плану Дата по факту Учет
посещаемости
1. Обследование детей 1 2. Обследование детей 1 3. Обследование детей 1 4. Обследование детей 1 5. Целенаправленность выполнения движений по инструкции (бросание в цель) 1 6. Целенаправленность выполнения движений по инструкции (повороты, перестроения). Развитие крупной моторики. 1 7. Формирование чувства равновесия 1 8. Развитие мелкой моторики пальцев и руки. 1 9. Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация ощущений. 1 10 Движение и позы нижних конечностей 1 11. Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур. 1 12. Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом 1 13. Группировка предметов по форме 1 14. Формы предмета 1 15. Различие предметов по величине 1 16. Сравнение предметов по высоте и длине 1 17. Сравнение предметов по ширине и толщине 1 18. Различие и обозначение основных цветов 1 19. Составление целого из частей 1 20. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза 1 21. Сравнение предметов 1 22. Сравнение предметов 1 23. Развитие осязания (контрастные температурные ощущения) 1 24. Вкусовые ощущения 1 25. Выделение и различие звуков окружающей среды 1 26. Имитация криков животных 1 27. Ориентировка на собственном теле 1 28. Ориентировка на собственном теле 1 29. Движения в заданном направлении в пространстве 1 30. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок и плоских фигур 1 31 Ориентация на листе бумаги 1 32. Последовательность событий 1 33. Неделя, порядок дней недели 1 34. Контрольное диагностирование 1 35. Контрольное диагностирование 1 Учебно-тематический план
по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Класс: 3
№ Тема занятия, название раздела Тип занятия Кол-во часов Обследование детей (4)
1 Обследование детей Диагностика 4 Развитие крупной и мелкой моторики; графомоториных навыков (4ч)
1 Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движением рук) игра 1 2 Развитие координации движения руки и глаза (завязывание, нанизывание) путешествие 1 3 Работа в технике рваной аппликации Практическая работа 1 4 Определение на ощупь величины предмета (большой- маленький- самый маленький) Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 1 Кинестерическое и кинетическое развитие (2ч)
1 Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется» 1 2 Выразительность движений. Имитация движений игра 1 Восприятие величины, цвета; конструирование предметов (7ч)
1 Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур. игра 2 2 Группировка 1-3 предметов по высоте Дидактическая игра 1 3 Группировка предметов по форме Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме» 1 4 Сравнение предметов по высоте и длине игра 1 5 Сравнение предметов по ширине и толщине игра 1 6 Моделирование геометрических фигур из составных частей Практическая работа 1 7 Цвета предметов Дидактическая игра 1 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (3ч)
1 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза, состоящих из 2-3 деталей) игра 1 2 Сравнение предметов (4-5 предмета) Дид. Игра «Что изменилось» 1 3 Упражнения для профилактики и коррекции зрения путешествие 1 Восприятие особых свойств предметов (2ч)
1 Развитие осязания (контрастные температурные ощущения) Практическое определение контрастных температурных ощущений 1 2 Развитие обоняния, контрастные ароматы игра 1 Развитее слухового восприятия и слуховой памяти (2ч)
1 Выделение и различие звуков окружающей среды игра 1 2 Различие речевых и музыкальных звуков игра 1 Восприятие пространства (4ч)
1 Ориентировка в помещении игра 1 2 Ориентировка на листе бумаги; ориентировка на поверхности парты. игра 1 3 Составление на листе бумаги комбинаций из полосок и плоских фигур, объемных фигур игра 1 4 Вербализация пространственных ощущений Дидактическая игра «Расположи верно» 1 Восприятие времени (2ч)
1 Порядок месяцев в году игра 1 2 Определение времени по часам и без них Дидактическая игра «Веселая неделя» 1 Обследование детей (4ч)
1 Контрольное диагностирование Диагностирование групповое и индивидуальное 4 Всего часов 35 Календарно-тематический план
3 класс

п/пТема занятия Коли-
чествочасов Дата
по плану Дата по факту Учет
посещаемости
1. Обследование детей 1 2. Обследование детей 1 3. Обследование детей 1 4. Обследование детей 1 5. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движением рук) 1 6. Развитие координации движения руки и глаза (завязывание, нанизывание) 1 7. Работа в технике рваной аппликации 1 8. Определение на ощупь величины предмета (большой-маленький- самый маленький) 1 9. Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация ощущений. 1 10 Выразительность движений. Имитация движений 1 11. Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур. 1 12 Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур. 1 13. Группировка 1-3 предметов по высоте 1 14. Группировка предметов по форме 1 15. Сравнение предметов по высоте и длине 1 16. Сравнение предметов по ширине и толщине 1 17. Моделирование геометрических фигур из составных частей 1 18. Цвета предметов 1 19. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза, состоящих из 2-3 деталей) 1 20. Сравнение предметов (4-5) 1 21. Упражнения для профилактики и коррекции зрения 1 22. Развитие осязания (контрастные t ощущения) 1 23. Развитие обоняния, контрастные ароматы 1 24. Выделение и различие звуков окружающей среды 1 25. Различие речевых и музыкальных звуков 1 26. Ориентировка в помещении 1 27. Ориентировка на листе бумаги; ориентировка на поверхности парты. 1 28. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок и плоских фигур, объемных фигур 1 29. Вербализация пространственных ощущений 1 30. Порядок месяцев в году 1 31. Определение времени по часам и без них 1 32 Контрольное диагностирование 1 33. Контрольное диагностирование 1 34. Контрольное диагностирование 1 35. Контрольное диагностирование 1 Учебно-тематический план
по программе курса коррекционно-развивающих занятий
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Класс: 4
№ Тема занятия, название раздела Тип занятия Кол-во часов Обследование детей (4)
1 Обследование детей Диагностика 4 Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков (4ч)
1 Целенаправленность выполнения движений по инструкции (бросание в цель) игра 1 2 Обводка по трафарету, штриховка игра 1 3 Сгибание бумаги, вырезание ножницами прямых полос Практическая работа в технике оригами 1 4 Определение на ощупь плоских фигур и предметов, вербализация ощущений. игра 1 Кинестерическое и кинетическое развитие (2ч)
1 Движение и позы нижних конечностей игра 1 2 Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений игра 1 Восприятие величины, цвета; конструирование предметов (7ч)
1 Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур. игра 1 2 Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом игра 1 3 Группировка 2-3 предметов по высоте Дидактическая игра 1 4 Группировка предметов по форме Дидактическая игра «Подбери предметы, похожие по форме» 1 5 Работа с геометрическим конструктором Практическая работа 1 6 Цвета предметов Дидактическая игра 1 7 Различие и обозначение основных цветов игра 1 Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (3ч)
1 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза, состоящих из 3-4 деталей) игра 1 2 Сравнение предметов (4-5 предмета) Дидактическая игра «Какой детали не хватает» 1 3 Сравнение предметов (4-5 предмета) Дид. Игра «Что изменилось» 1 Восприятие особых свойств предметов (2ч)
1 Развитие осязания (контрастные температурные ощущения) Практическое определение контрастных температурных ощущений 1 2 Вкусовые ощущения игра 1 Развитее слухового восприятия и слуховой памяти (2ч)
1 Выделение и различие звуков окружающей среды игра 1 2 Различие музыкальных звуков и звуков окружающей среды игра 1 Восприятие пространства (4ч)
1 Ориентировка в помещении игра 1 2 Ориентировка на листе бумаги; ориентировка на поверхности парты. игра 1 3 Составление на листе бумаги комбинаций из полосок и плоских фигур, объемных фигур игра 1 4 Вербализация пространственных ощущений Дидактическая игра «Расположи верно» 1 Восприятие времени (2ч)
1 Порядок месяцев в году игра 2 2 Определение времени по часам и без них Дидактическая игра «Веселая неделя» 1 Обследование детей (4ч)
1 Контрольное диагностирование Диагностирование групповое и индивидуальное 4 Всего часов 35
Календарно-тематический план
4 класс

п/пТема занятия Коли-
чествочасов Дата
по плану Дата по факту Учет
посещаемости
1. Обследование детей 1 2. Обследование детей 1 3. Обследование детей 1 4. Обследование детей 1 5. Целенаправленность выполнения движений по инструкции (бросание в цель) 1 6. Обводка по трафарету, штриховка 1 7. Сгибание бумаги, вырезание ножницами прямых полос 1 8. Определение на ощупь плоских фигур и предметов, вербализация ощущений. 1 9. Движение и позы нижних конечностей 1 10 Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений 1 11. Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур. 1 12 Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом 1 13. Группировка 2-3 предметов по высоте 1 14. Группировка предметов по форме. 1 15. Работа с геометрическим конструктором 1 16. Цвета предметов 1 17. Различие и обозначение основных цветов 1 18. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза, состоящих из 3-4 деталей) 1 19. Сравнение предметов (4-5 предмета) 1 20. Сравнение предметов (4-5 предмета) 1 21. Развитие осязания (контрастные температурные ощущения) 1 22. Вкусовые ощущения 1 23. Выделение и различие звуков окружающей среды 1 24. Различие музыкальных звуков и звуков окружающей среды 1 25. Ориентировка в помещении 1 26. Ориентировка на листе бумаги; ориентировка на поверхности парты. 1 27. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок и плоских фигур, объемных фигур 1 28. Вербализация пространственных ощущений 1 29. Порядок месяцев в году 1 30. Порядок месяцев в году 1
31. Определение времени по часам и без них 1 32 Контрольное диагностирование 1 33. Контрольное диагностирование 1 34. Контрольное диагностирование 1 35. Контрольное диагностирование 1 Перечень учебно-методического обеспечения
Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций;
Игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики;
Оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью;
Вачков И.В. «Сказкотерапия» М. Ось-89 2001г.
Короткова Л.Д. « Сказкотерапия для детей дошкольного и школьного возраста» ЦГЛ М. 2003 г
Самоукина Н.В. «Первые шаги школьного психолога» Дубна «Феникс» 2002г.
Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника» ЦГЛ Москва 2004г
Диагностический альбом Цветковой М.Ю., Семенович А.С. «Диагностика топологических свойств нервной системы», Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.
Список литературы
«Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» №4 2004г
«Коррекционная педагогика» №3\9, 2005г.