Рабочая программа педагога-психолога коррекционно-развивающих занятий для обучающихся детей с ОВЗ


Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с ОВЗ
(развитие эмоционально-волевой сферы)
Филоновой Светланы Сергеевны, педагога-психолога
2014 - 2015 учебный год
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка 3
Содержание тем коррекционно-развивающих занятий 4
Требования к уровню подготовки обучающихся6
Календарно-тематическое планирование 6
Перечень учебно-методического обеспечения 7
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена для обучающихся на дому 7 класса Вячеслава К., Григория КПрограмма составлена на основе книги "Я - подросток. Мир эмоций"/А. В. Микляева. - СПб.: Издательство"Речь", 2003. - 110с
У Вячеслава имеются трудности в обучении, в связи с тем, чтоу ребенка действующим анализатором является только слуховой, с помощью которого обучающийся воспринимает информацию, плохо развита речь. Психические процессы ниже возрастной нормы, замедленный темп деятельности, низкая работоспособность.
У Григория психические процессы ниже возрастной нормы, замедленный темп деятельности, мелка моторика не развита, низкий уровень запоминания, требуется повторение материала.
Однако, дети не лишены общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
Программа составлена с учетом возрастных интересов обучающихся. Предлагаются такие темы, которые могут быть важны в силу возрастных особенностей развития, например, отношения в семье, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов и т. д.
Программа рассчитана на 35 часа (1ч.н)
Цель программы – Помочь ребенку осознать свои особенности, познакомить с миром эмоций и научить контролировать раздражительность, застенчивость, неуверенность в себе.
В рамках программы решаются следующие коррекционные задачи:
Создание условий для успешной социальной адаптации и всестороннего личностного развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности.
Развивать культуру общения, желание высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других людей.
Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.
Оказать ребенку психолого-педагогическую поддержку.
Познакомить ребенка с миром эмоций;
Расширить знание обучающегося о себе, своих способностях.
Направить процесс самоосознания и саморазвития.
Научить контролировать собственные эмоции.
Организовать рефлексивную деятельность ребенка.
Ознакомить с практическими приемами и методами своего совершенствования.
Развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений.
Снижение эмоциональной нестабильности.
Данная программы включает в себя семь разделов:
1. Диагностика актуального уровня развития ребенка;
2. Эмоции;
3. Страх, тревога;
4. Злость, гнев;
5. Обида;
6. Эмпатия;
7. "Я-высказывания"
Форма работы – индивидуальная.
Методы работы:
«Универсализация» подростковых трудностей через использование проективных форм «Один мальчик...», «Большинство подростков...»;
Обращение к личному опыту обучающегося в процессе работы над темой;
Тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока;
Контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» обучающегося.
Содержание тем коррекционно-развивающих занятий
Раздел 1. Диагностика актуального уровня развития ребенка – 2ч.
Занятие 1:Исследование слухового запоминания (10 слов), уровня внимания, уровня учебной мотивации обучающихся (по А. Д. Андреевой), изучение уровня самооценки "Лесенка" (по В. Г. Щур)
Занятие 2: Изучение развития логических операций Амтхауэра.
Раздел 2. Эмоции - 12ч.
Занятие 3:Что значит «я— подросток»? (1 час)
Выработка правил работы на уроке, обсуждение.
Занятие 4:Как узнать эмоцию? (1 час)
Упр. «Угадай эмоцию», определение основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация).
Занятие 5:Я — наблюдатель (1 час)
Упр. «Угадай-ка», упр. «Дорисуй-ка», анализ мимических признаков эмоций и их распознавание.
Занятие 6:Мои эмоции (1 час)
Притча «Легкое лечение», упр. «Фантом», упр. «Цвет настроения», обращение к телесному опыту переживания эмоций.
Занятие 7:Эмоциональный словарь (1 час)
Упр. «Словарь чувств», работа со «словарем», обращение к особенностям собственного эмоционального мира.
Занятие 8:Чувства «полезные» и «вредные» (1 час)
Упр. «Польза и вред эмоций», осознание амбивалентности эмоций.
Занятие 9:Сказка «Страна Чувств» (1 час)
Чтение сказки «Страна чувств», рисунок по мотивам услышанной сказки, нормализация переживания социально неодобряемых эмоций.
Занятие 10:Нужно ли управлять своими эмоциями? (1 час)
Чтение сказки «Емелино настроение», ознакомление с приемом «Эмоциональный дневник», обучение использованию этого приема, способы управления своими чувствами.
Занятие 11:Что такое «запретные» чувства? (1 час)
Упр. «Эксперимент», упр. «Подвиг искренности», самоисследование своей эмоциональной жизни, снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме.
Занятие 12:Какие чувства мы скрываем? (1 час)
Упр. «Подвиг искренности», упр. «Айсберг», определение основных причин, по которым люди скрывают свои чувства.
Занятие 13:Маска (1 час)
Упр.«Копилка ситуаций», упр. «Маска», приобретение опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме.
Занятие 14:Я в «бумажном зеркале» (1 час)
Упр. «Бумажное зеркало», диагностика уровня агрессивности, тесть опросник «БассаДарки», методика VASA для диагностики тревожности, самоонализ собственной эмоционально личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап, рефлексивный этап).
Раздел 3. Страх, тревога - 5ч.
Занятие 15:Что такое страх? (1 час)
Чтение притчи «Куда ты идешь», упр. «Чего боятся люди», проективная проработка и разрядка страхов, тревоги.
Занятие 16:Страхи и страшилки (1 час)
Разминка «Клопы», упр. «Страшилка»,проективная проработка и разрядка страхов, тревоги.
Занятие 17:Страшная-страшная сказка (1 час)
Упр. «Превращение», проективная проработка и разрядка страхов, тревоги.
Занятие 18:Побеждаем все тревоги (1 час)
Игра «Гражданская оборона», упр. «как справится со страхами», упр. «Гримаса», проективная проработка /и разрядка страхов, тревоги, обращение к собственному страху, оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных сними негативных эмоций в игровой форме.
Занятие 19:Страх оценки (1 час)
Упр. «Крокодил», упр. «Клоун», обращение к собственному страху, оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных сними негативных эмоций в игровой форме.
Раздел 4. Злость, гнев - 3ч.
Занятие 20:Злость и агрессия (1 час)
Упр. «Как я зол», обращение подростков к собственному опыту агрессии.
Занятие 21:Как справиться со злостью? (1 час)
Упр. «Кошки-собаки», разрядка агрессивных тенденций в поведении, в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии.
Занятие 22:Лист гнева (1 час)
Упр. «Лист гнева», обучение способами безопасной разрядки агрессии.
Раздел 5. Обида – 3ч.
Занятие 23:Обида (1 час)
Упр. «Геометрия обиды», осознание психологической природы обиды.
Занятие 24:Как простить обиду? (1 час)
Упр. «Письмо обидчику», осознание психологической природы обиды и возможностей ее разрядки.
Занятие 25:«Ах, чем я виноват?» (1 час)
Упр. «Сказка», понимание психологического содержания чувства вины и стыда, а так же их проективной разрядки.
Раздел 6. Эмпатия - 5ч.
Занятие 26:Что такое эмпатия? (1 час)
Стихотворение «Горе козла», упр. «Мигалки», экспресс диагностика уровня развития эмпатических тенденций, диагностика уровня эмпатии.
Занятие 27:Развиваем эмпатию (1 час)
Упр. «Лицом к лицу», упр. «Фотографии», развитие эмпатии обучающихся.
Занятие 28:Еще раз про эмпатию (1 час)
упр. «Кто сказал мяу», упр. «Кто дотронулся», развитие эмпатии обучающихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.Занятие 29:Эмпатия в действии (1 час)
Упр. «Сыщик», развитие эмпатии обучающихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.
Занятие 30:Способы выражения чувств (1 час)
Упр. «Поиск способов безопасного выражения чувств», конструктивное выражение претензий, анализ возможного поведения и чувств в потенциально конфликтной ситуации.
Раздел 7. "Я высказывания" - 2ч.
Занятие 31:Тренировка «Я-высказываний» (1 час)
Упр. «Формулировка», упр. «Я - послания», закрепление навыков формулирования Я – высказваний.
Занятие 32:Комплименты (1 час)
Упр. «Комплимент», развитие навыков выражать и принимать комплименты.
Раздел 8. Диагностика актуального уровня развития ребенка – 3ч.
Занятие 33: Исследование слухового и зрительного запоминания (10 картинок, 10 слов), уровня внимания, уровня учебной мотивации обучающихся (по А. Д. Андреевой), изучение уровня самооценки "Лесенка" (по В. Г. Щур) (1ч)
Занятие 34: Изучение развития логических операций Амтхауэра. (1ч)
Занятие 35:Подведение итогов (1 час)
Упр. «Рисуем психологию», рефлексия собственных достижений.
Требования к уровню подготовки обучающегося
Обучающийся должен знать:
- Первичное представление о психологии;
- Особенности собственного эмоционального мира;
- Эмоциональные проявления в общении;
- Обучающийся должен уметь:
- Распознавать эмоциональные состояния других людей;
- Управлять собственными эмоциями, чувствами;
- Делать умозаключения, рассуждать на разные темы, логически мыслить.
Диагностические материалы для отслеживания основных результатов:
1. Исследование слухового и зрительного запоминания (10 картинок, 10 слов);
2. Диагностика внимания (таблицы Шульте);
3. Диагностика уровня учебной мотивации обучающихся (по А. Д. Андреевой);
4. Изучение уровня самооценки "Лесенка" (по В. Г. Щур);
5. Изучение развития логических операций Амтхауэра.
Перечень учебно-методического обеспечения
Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М. : ВАКО, 2006
Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Издательство «Речь», 2011
Психология. Разработка занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р.М. – Волгоград : ИТД «Корифей», 2006
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: практическое пособие: в 4т М.:2010
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. – М.: Генезис, 2005