Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающегося с ОВЗ


Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
для обучающегося с ОВЗ
(комплексное развитие школьника)
Иванова Пети, 5 класса
Бурдак Алёны Степановны, педагога-психолога

2014 - 2015 учебный год
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка 3
Содержание тем коррекционно-развивающих занятий 4
Требования к уровню подготовки учащихся 6
Календарно-тематическое планирование 6
Перечень учебно-методического обеспечения 7
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена для обучающего на дому ученика 5 класса Иванова П.
Программа составлена на основе книги «Курс комплексного развития младшего школьника»/А. С. Лисянская, Т. А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2012. - 319с.
Петя имеет низкую способность к переключению и распределению внимания. Не устойчивое внимание, легко отвлекается, имеет низкий уровень вербального и зрительного запоминания, трудности в понимании последовательности событий, у него возникают затруднения в установлении связи между событиями, явлениями. Наблюдается снижение работоспособности к концу занятия, быстро утомляется. Низкий уровень интеллектуального развития, ориентирован на оценку.
При составлении программы коррекционно-развивающих занятий учитывались индивидуальные особенности ребенка данной категории. Программа раскрывает формы работы педагога с учеником через общение к разным сферам его психики – быстроте реакции, логическому мышлению, вниманию, памяти, воображению, и позволяющая сформировать личностные, коммуникативные и регулятивные учебные действия.
Программа рассчитана на 35 часа (1 н.ч.)
Цель программы – обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребенка с особенностями развития в социальной среде, познание самого себя в совокупности таких сторон этого процесса, как самопонимание, самоотношение и саморегуляция. Повышение психологической культуры ребенка.
В рамках программы решаются следующие коррекционные задачи:
1. Изучение воображения, методов и упражнений для его развития;
2. Изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития.
3. Развивать умения обобщать информацию и точно ее передавать;
4. Развитие положительного отношения к себе и окружающим;
Данная программы включает в себя четыре основных разделов:
1. Диагностика актуального уровня развития ребенка;
2. Что изучает психологи;
3. Внимание;
4. Общение;
5. Воображение;
6. Абстрактное мышление.
Форма работы – индивидуальная.
Методы работы:
1. Многократное повторение плохо осмысленного материала;
2. Предметно-практическая деятельность;
3. Игра;
4. Беседа.
Содержание тем коррекционно-развивающих занятий
Раздел 1. Диагностика актуального уровня развития ребенка – 2ч.
Занятие 1: Исследование слухового и зрительного запоминания (10 картинок, 10 слов), уровня внимания (корректурная проба), уровня учебной мотивации обучающихся (по Н. Г. Лускановой).
Занятие 2: Тест Равена на определение интеллектуального развития ребенка.
Изучение развития логических операций Амтхауэра.
Раздел 2. Что изучает психология – 1ч.
Занятие 3: Что изучает психология.
Повторить изученный материал курса «Психология»; раскрыть понятие: «психология», «память», «внимание», «восприятие», «мышление», «воображение», «поведение», способы человеческого общения.Раздел 3. Внимание – 3 часа.
Занятие 4: Что такое внимание.
Обобщить понятие «внимание»; выявить значение внимания в жизни человека.
Занятие 5: Виды внимания: произвольное, после произвольное.
Повторить изученное о произвольном и непроизвольном внимании; познакомить с после произвольным вниманием.
Занятие 6: Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение.
Познакомить со свойствами внимания: концентрацией, распределением, переключением.
Раздел 4. Общение – 7 часов.
Занятие 7: Что такое общение. Язык общения, его секреты.
Раскрыть понятие «общение», познакомить со способами передачи информации.
Занятие 8: Сочувствие, внимание, взаимоуважение.
Развивать умение проявлять сочувствие, внимание, взаимоуважение к окружающим людям
Занятие 9: Настроение.
Раскрыть понятие «настроение»; развивать умение определять настроение окружающих людей
Занятие 10: Саморегуляция состояния: релаксация.
Научить регулировать своё состояние во время отдыха
Занятие 11: Культура общения. Правила вежливости.
Развивать культуру общения со сверстниками и взрослыми; рассмотреть правила поведения за столом, в автобусе, в магазине, при разговоре по телефону
Занятие 12: Вежливое обращение к людям, умение задавать вопросы.
Познакомить со способами обращения к знакомым и незнакомым людям
Занятие 13: Фантазия характеров: умение владеть собой. Саморегуляция состояния: детский аутотренинг.
Развивать умения общаться с окружающими людьми в различных жизненных ситуациях, определять черты человеческого характера
Раздел 5. Воображение – 6 часов.
Занятие 14: Что такое воображение, или фантазия.
Закрепить понятие «воображение и фантазия». Обсуждение.
Занятие 15: Создание нового образа с помощью анализа и синтеза.
Познакомиться со способами создания нового образа через анализ и синтез.
Занятие 16: Воображение. Создание нового образа с помощью акцентирования.
Закрепить понятие «воображение», познакомиться с созданием нового образа через акцентирование. Игра «снежный ком», «ассоциации».
Занятие 17: Создание нового образа с помощью преувеличения и преуменьшения
Знакомство с приемом создания нового образа через преувеличение или приуменьшение.
Занятие 18: Создание нового образа путём оживления.
Знакомство с приемом создания нового образа через оживление. Игра «снежный ком».
Занятие 19: Роль воображения в жизни человека.
Рассмотреть роль воображения в жизни человека.
Раздел 6. Абстрактное мышление – 16 часов.
Занятие 20: Логическое мышление Игры на развитие логического мышления.
Раскрыть понятие «логическое мышление» Развивать логическое мышление через решение логических задач. Познакомить с особенностями логического мышления
Занятие 21: Творческое мышление Игра на развитие творческого мышления.
Раскрыть понятие «творческое мышление». Развивать творческое мышление через игровой практикум.
Занятие 22: Составление определений.
Познакомить со способом составления определений. Лабиринт «Путешествие по сотам».
Занятие 23: Обобщение и ограничение понятий.
Познакомить с обобщением и ограничением понятий. Игра «Поиск девятого».
Занятие 24: Причинно-следственные отношения. Отношения последовательности.
Познакомить с причинно-следственными отношениями между понятиями.
Познакомить с отношениями последовательности между понятиями.
Занятие 25: Что такое суждение.
Раскрыть понятие «суждение».
Занятие 26: Что такое умозаключение. Игры-задания на построение умозаключений
Раскрыть понятие «умозаключение» через игровую деятельность.
Занятие 27: Что такое умозаключение. Игра на нахождение и построение умозаключений.
Рассмотреть приёмы построения умозаключений через игровую деятельность.
Занятие 28: Абстрактное мышление. Что такое аналогия.
Раскрыть понятие «аналогия», принципы построения аналогии.
Занятие 29: Что такое аналогия. Игры на распознавание и построение аналогий
Рассмотреть приёмы распознавания и построения аналогий. Игра «лабиринт из гор»
Занятие 30: Что такое закономерность. Игра на нахождение и построение закономерностей.
Раскрыть понятие «закономерность».
Занятие 31: Что такое закономерность. Игра на нахождение и построение закономерностей.
Знакомство с понятием «закономерность», принципы построения закономерностей. Игра «поиск девятого».
Занятие 32: Абстрактное мышление
Закрепить знания о всевозможных видах между понятиями.
Занятие 33: Исследование слухового и зрительного запоминания (10 картинок, 10 слов), уровня внимания (корректурная проба), уровня учебной мотивации обучающихся (по Н. Г. Лускановой).
Занятие 34: Тест Равена на определение интеллектуального развития ребенка.
Изучение развития логических операций Амтхауэра.
Занятие 35: Итоговое занятие.
Подведение итогов, закрепление пройденного материала.
Релаксационное упражнение «Сотвори в себе солнце».
Требования к уровню подготовки ученика
Ученик должен знать:
- Первичное представление о психологии;
- Иметь представление о психических процессах (память, внимание, мышление),
- Роль воображения в жизни человека;
- Иметь представление о мышлении, видах мышления.
Ученик должен уметь:
- Распознавать эмоциональные состояния других людей;
- Создавать новые образы при помощи воображения, используя разные приемы;
- Делать умозаключения, рассуждать на разные темы, логически мыслить.
Диагностические материалы для отслеживания основных результатов:
1. Исследование слухового и зрительного запоминания (10 картинок, 10 слов);
2. Диагностика внимания (корректурная проба);
3. Диагностика уровня учебной мотивации обучающихся (по Н. Г. Лускановой);
4. Тест Равена на определение интеллектуального развития ребенка.
5. Изучение развития логических операций Амтхауэра.
Перечень учебно-методического обеспечения
Аверченко, Л. К. Человековедение: психолого-педагогическая технология курса/ Л. К. Аверченко, Л. Н. Антилогова. – Омск, 1993.
Агафонов, И. Н. Рисую и размышляю, играю и учусь: книжечка для развития внимания и мышления детей 6-7 лет/ СПб.: Светлячок, 1993.
Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития детей/ - СПб.: Стройлеспечать, 1993.
Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие Для родителей и педагогов/ - Ярославль: Академия развития, 1997.
Бойков, Д. И. Как развить навыки общения у ребенка : метод, рекомендации / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. - СПб. : ЛОИУУ, 1995. - 48 с.
Большой толковый психологический словарь : в 2 т. Т. 1. (А-О) : [пер. с англ.] / Ребер Артур. - М : ООО «Издательство АСТ» ; «Издательство «Вече», 2001.-592 с.
Большой толковый психологический словарь : в 2 т. Т. 2. (П-Я) : [пер. с англ.] / Ребер Артур. - М. : ООО «Издательство АСТ» : «Издательство «Вече», 2001.-560 с.
Бачков, И. В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке / И. В. Вачков. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 216 с.
Введение в психологию / под общ. ред. А. В. Петровского. - М. : Издательский центр «Академия», 1997. - 496 с.
Водейко. Р. И. Как управлять собой : кн. для учащихся / Р. И. Водейко, Г. Е. Мазо. - Петрозаводск : Карелия, 1990. - 64 с.
Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. -СПб.: АО «Сфера», 1994. - 160 с.
Гельфан, Е. М. От игры к самовоспитанию / Е. М. Гельфан. - М. : Просвещение, 1964. - 84 с.
Годфруа. Ж. Что такое психология : в 2 т. Т. 1 : [пер. с фр.] / Ж. Годфруа. -2-е изд. - М. : Мир, 1996. - 496 с.
Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. Т. 2 : [пер. с фр.] / Ж. Годфруа. -2-е изд. - М. : Мир, 1996. - 376 с.
Голуб, Б. А. Основы общей дидактики : учеб. пособие для студ. педвузов / Б. А. Голуб. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.
Гуревич. П. С. Человек. 9 кл. : учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / П. С. Гуревич. - М.: Дрофа, 1995. - 336 с.
Психология в школе : учеб.-метод. пособие для учителя. Экспериментальный учебный курс для подростков / Ю. М. Забродин, М. В. Попова. - М. : МГЛУ, 1994.-264 с.
Игры - обучение, тренинг, досуг : в 7 кн. / под ред. В. В. Петрусинского. -М. : Новая школа, 1994.
Карандашев, В. Н. Основы психологии общения : учеб. пособие к спецкурсу / В. Н. Карандашев. - Челябинск, 1990. - 84 с.
Карандашев, В. Н. Психология: введение в профессию / В. Н. Карандашев. -М.: Смысл, 2000. - 288 с.
Климов, Е. А. Психология : учебник для средней школы / Е. А. Климов. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 287 с.
Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. -Ярославль : Академия развития, 1996. - 240 с.
Коломинский, Я. Л. Человек: психология : кн. для учащихся ст. классов / Я. Л. Коломинский. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1986. - 223 с.
Конюхов, Н. И. Словарь-справочник практического психолога / Н. И. Конюхов. - Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1996. - 224 с.
Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 512 с.
Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. Л. Кряжева. - Ярославль : Академия развития 1996.-208
Латохина. Л. И. Хатха-йога для детей : кн. для учащихся и родителей / Л. И. Латохина. - М. : Просвещение, 1993. - 160 с.
Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений : [пер. с англ.] / Г. Л. Лэндрет. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.
Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2001. -592 с.
Маленкова, Л. И. Человековедение (программа и методические материалы) / Л. И. Маленкова. - М.: ТОО «Интел Тех», О-во «Знание России», 1993. - 206 с.
Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка (книга для детей и их родителей) / И. Ю. Матюгин, Т. Ю. Аскоченская, И. А. Бонк. - М. : Эйдос, 1994.
Немое, Р. С. Психология : пособие для учащихся 10-11 кл. / Р. С. Немов. -М.: Просвещение, 1995. - 239 с.
Никольская, И. Уроки психологии в начальной школе : из опыта работы / И. Никольская, Г. Бардиер. - СПб.; Рига : ГГЦ «Эксперимент», 1997. - 86 с.
Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей : дидакт. материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников / Н. В. Новоторцева. - Ярославль : ООО «Академия развития», 1996. - 240 с.
Овчарова. Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овча-рова. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.
Пекелис, В. Д. Как найти себя. Энциклопедия в трех книгах, которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше / В. Д. Пекелис. - М. : Детская литература, 1985.-351 с.
Попова, М. В. Психология как учебный предмет в школе : учеб.-метод, пособие / М. В. Попова. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 288 с.
Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд. - М. : Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.
Психология : популярный словарик / сост. А. Д. Андреева [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Издательский центр «Академия» ; ИЦ «Кафедра», 1997. -96 с.