Конспект урока по русскому языку на тему Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (3 КЛАСС)



Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пушкино»
Конспект урока по русскому языку
для учащихся 3 класса:
«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

подготовила
учитель начальных классов
Клюева Алевтина Александровна
Пушкино 2009
Цели:
Образовательные :- познакомить учащихся с тем, у каких существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак;
- повторить категорию рода имён существительных;
- продолжить формирование умения вычленять в слове отдельный звук и давать ему характеристику.
Развивающие:- способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти; обогащать речь учащихся;
- развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к предмету;
- развивать двигательную сферу.
Воспитательные:- прививать любовь к родному языку;
- воспитывать аккуратность и прилежность; взаимоуважение в детском коллективе.
Ход урока
Организационный момент
- Проверьте готовность к уроку. У вас на парте должны быть: учебник, тетрадь, пенал, дневник. Настраивайтесь на работу, у нас сегодня важная тема.
Актуализация знаний
а) повторение шипящих звуков
- Послушайте и отгадайте загадки. Слова – отгадки вам нужно будет записать в тетрадь.
Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь
И зовётся птица . . . Грач

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. Ёж

- Назовите правило, которое встречается в слове «ёж».
Проверяемая парная согласная в корне слова.
- Подберите проверочное слово. Ежи

Палочка волшебная
Есть у меня, друзья!
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход! Карандаш
- Проговорите, как вы напишете слово «карандаш».
- Какое это слово?
Слово с непроверяемой гласной, или словарное слово.
Без окон, без дверей
Полна горница людей. Огурец
- Правильно, огурец. А что такое огурец? Это овощ.
- Запишите слово «овощ». Не забывайте, это тоже словарное слово.
- Прочитайте слова, которые вы записали.
Грач, ёж, карандаш, овощ.
- Назовите последнюю букву в каждом слове и скажите, какой звук обозначила на письме эта буква?
- Какие это звуки? Согласные шипящие звуки.
б) повторение того, какого рода бывают имена существительные в русском языке.
- Вспомните, какого рода бывают имена существительные?
Мужского, женского и среднего рода.
- Как определяется род имени существительного? Ученики рассказывают
правило.
- Посмотрите на доску. Существительные «заблудились». Помогите им найти свой домик.
Существительные мужского рода


Существительные женского рода
комната
грач
тарелка
мышь
речь
кровать
карандаш
плащ
вещь


Физкультминутка
«Раз» - подняться, потянуться.
«Два» - согнуться, разогнуться,
«Три» - в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
На «Четыре» - руки шире,
«Пять» - руками помахать,
«Шесть» - за парту тихо сесть!
Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса.
( I этап знакомства с орфографическим правилом – постановка учебной задачи путём создания проблемной ситуации )
- Найдите среди этих слов такие, которые оканчиваются одинаковым звуком.
Грач – речь; плащ – вещь; карандаш – мышь.
- Посмотрите, как интересно, при произношении слова оканчиваются одинаковым звуком, а при написании – разными буквами. Где-то мы пишем мягкий знак, а где-то он не пишется.
- Может кто-то из вас уже «открыл», разгадал этот секрет и поделится с нами?
У существительных мужского рода не пишется «ь», а у существительных женского рода – пишется.
4. Изучение нового материала. Решение проблемной ситуации.
( II этап – коллективное выведение правила )
- Теперь давайте прочтём правило в учебнике.
Дети работают над правилом по учебнику стр. 52
Первичная проверка понимания.
- Давайте проверим, на сколько хорошо вы поняли, когда после шипящих на конце существительных пишется мягкий знак, а когда – нет.
- Я буду произносить слова. Если вы считаете, что на письме у них должен быть «ь», вы хлопните в ладоши, а если нет – вы сидите тихо.
плащ дрожь тишь
богач скрипач печь
дочь мышь чиж
ковш силач молодёжь
Закрепление знаний.
( III этап – составление памятки )
Выполняя коллективно упр.№ 451 ещё раз проговаривается правило и совместно с детьми составляется памятка-алгоритм, которая учит, у каких существительных на конце после шипящих нужно писать мягкий знак.
Памятка
Произноси слово и определи, на какой согласный
звук оно оканчивается
Определи род имени существительного.
Помни, что существительные женского рода
на конце после шипящих пишутся с мягким знаком.

Контроль и самопроверка, коррекция.
- Упр. № 43 ученики выполняют самостоятельно письменно в тетрадях.
Проводится взаимопроверка.

Подведение итогов.
- С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?
- Расскажите, когда после шипящих на конце имён существительных пишется мягкий знак?

Домашнее задание. Инструктаж.
- Выучить правило стр. 524
- Используя памятку-алгоритм, выполнить упр. № 45.