Урок по русскому языку в 4 классе «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»


Тема: «Мягкий знак на конце имен сущ-х после шипящих».
Общеобразовательная программа «Школа 2100».
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имен сущ-х;
Задачи: 1. Выделение грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
2. формировать умения различать слова мужского и женского рода;
3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
4.Воспитывать самостоятельность, творческую активность;
Тип урока: урок новых знаний.
Ход урока.
Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам все радость общения.
- Сегодня на уроке, нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Минутка чистописания. (работа проводится в «Путевом листе» , задание№ 1.
(Методика правописания по учебному комплексу В.Илюхиной.)
Написание буквы «н».
Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки; 2. Опускаемся по наклонной линии вниз; 3. Поднимаемся по наклонной линии до середины; 4. Поворот на месте; 5. Уходим вправо-вверх и на 1/3 выписываем «секрет». 6. По «секрету» прямая наклонная линия вниз. Поворот. 7. Крючок до середины.
( дети проговаривают алгоритм все вместе, под комментирование одного ученика пишет весть класс).
-Оцените свою работу в «Путевом листе».
3.Актуализация знаний учащихся. Словарно-орфографическая работа. (Работа проводится в «Путевом листе», задание № 2.)
Слова на доске: вороб…и, тетрад…, пал…то, кон…ки, вернут…, корабл…, картофел… .- прочитайте данные слова.
- Какая не скрытая орфограмма объединяет эти слова? (безуд. гл. в корне слова).
- Какое слово может быть лишним? Почему? (вернуть – глагол, остальные сущ-е).
- Обсудите в паре, какая орфограмма скрыта в словах? (мягкий знак)
- Значит все эти слова объединяет какая орфограмма?
-Оцените эту работу в «Путевом листе».
Работа в группе.
- Какова роль мягкого знака в словах? Распределите по группам.
(ведется обсуждение в группе)
1 группа: мягкость согласного звука на конце слова;
2 группа: разделительный мягкий знак;
3 группа: мягкость согласного звука в середине слова.
(самопроверка по шаблону).
-Допишите в каждый столбик по два слова. (Работа проводится в «Путевом листе», задание №3).
- Оцените свою работу в «Путевом листе».
4. Создание проблемной ситуации.
-Скажите ,все ли орфограммы правописания Ь знака нам известны? –Как вы думаете ,мы продолжим или остановимся на этом?
5. Проблемная ситуация. Постановка учебной задачи.
-Прочитайте слова на доске. (нож, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ)
-Что вы можете о них сказать? (они сущ-е).
- Что общего в звучании этих слов? ( на конце слышится согласный шипящий звук.)
- Почему в написании слова рожь, он есть, а а в записи слова нож его нет? Чем отличаются эти слова?
- Так в чем же проблема? (Почему во всех словах на конце шипящий, но в словах рожь, глушь ,ночь, вещь есть на конце Ь, а в других нет???
- Сформулируйте тему урока…. («Мягкий знак на конце имен сущ-х после шипящих».)
- Сформулируйте учебную задачу… (учиться писать имена сущ-е с мягким знаком и без на конце после шипящих).
- А где можно узнать необходимую информацию? (в учебнике).
- Конечно, учебник поможет нам ответить на этот вопрос, но мне кажется, что мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно, а подтверждение затем получить в учебнике.
5. Решение проблемы.
- Вот перед вами два предложения…. (В поле колосится густая рожь. Острый нож лежал на столе.)- Выполните в паре морф-й разбор слов рожь и нож. (Работа в «Путевом листе» задание №4.)
- Проверка по шаблону. Оцените свою работу.
- Давайте сделаем сравнение, найдем сходство.
- В чем же различие ? (разный род)
- Ваши предположения. От чего же будет зависеть написание Ь знака? (от рода)
- перед вами слова: камыш, глушь, ночь, врач, плащ. Распределите сам-но их по группам в «Путевых листах», задание № 5. Проверка по шаблону.
- Что заметили в записи имен сущ-х? (у имен сущ., х ж. р., после шипящих на конце пишется Ь знак, а у имен сущ – х м. р. не пишется).
6. Первичное закрепление.
_прочитайте правило в учебнике. Верны ли ваши предположения? Отличите ваши знания от не знания.
-Какую же работу выполняет Ь в именах сущ-х с шипящими на конце?
- Составим памятку написания Ь знака на конце. Составление алгоритмя в группе.
1. Читаю слово. 2. Определяю часть речи. 3. Внимательно слушаю звуки на конце слова. 4. Если слышу шипящий, то определяю род сущ-го; 5. Если сущ-е м.р., то Ь не пишу. 6. Если сущ – е ж.р., то пишу.
7. Закрепление. Словарно – логические упражнения.
Самостоятельная работа. ( в словах вставить где нужно мягкий знак).
8. Итог урока.
- Сейчас мы соотнесем цели и результат. Определим осознали ли вы учебную деятельность.
- Понравился вам урок?
- Что нового узнали?
- Какие задания выполняли с удовольствием?
- были задания в которых возникали трудности?
Оцените свою учебную деятельность в конце «Путевого листа».
9. Дифференцированное домашнее задание:
1 группа: составить рассказ, в котором будут встречать слова изученной орфограммы; 2 группа: подобрать как можно больше слов изученной орфограммы.