Конспект урока по математике 4класс«Деление многозначного числа на однозначное»


Урок по математике по теме
«Деление многозначного числа на однозначное».
Учитель начальных классов
Сень Светлана Владимировна
Урок проведен в технологии деятельностного метода
Тип урока: ОНЗ
Открытие новых знаний
Цели:
-создать условия для ознакомленияучащихся с приёмом деления трёхзначных чисел на однозначное число, когда каждое разрядное слагаемое делится на это число путём разложения делимого на разрядные слагаемые;
- познакомиться с алгоритмом выполнения данного способа деления;
Задачи:
- применять алгоритм при решении примеров и текстовых задач ранее изученных видов на новом числовом концентре;
-закреплять умение решать текстовые задачи с использованием новых знаний и преобразовывать их в зависимости от конкретных условий;
-создавать условия для самостоятельной организации собственной учебной деятельности , для овладения общеучебными универсальными действиями;
-развивать умение думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, наблю-дать, классифицировать, обобщать;
-осуществлять самостоятельный перенос знаний и использовать их в новых
ситуациях;
- развивать интерес к математике.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Методы обучения: словесный; наглядный ; практический; проблемный;игровой.
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности (1 – 2 мин.)
Цели: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа
высказывания, отражающего значимость математики;
- определить содержательные рамки урока: деление трёхзначного числа
на однозначное.
Психологический настрой детей на урок. «Все в твоих руках»
У: Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая ?» » А сам думает: «Скажет живая - я еёумертвлю, скажет мертвая- выпущу.» Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал: «Все в твоих руках».
-В наших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.
-Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны науки математики, такой интересной и очень увлекательной
- Каким Вы хотите видеть наш урок? А Вы поможете мне его провести?
-Ну, что ж - в добрый путь! Я жду от вас красивых мыслей!
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин.)
Цели: - актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением
(а : в = с, с * в = а);
- правило деления суммы на число;
- тренировать вычислительные навыки.
2-е выполняют задания по карточкам на откидных досках, 2-е тест на ноутбуке.
М.д.(1 ученик у доски)
1.-запишите число, в котором 8дес. 4 ед.- 84.
9 сот. 6 дес. 3 ед. - 963.
4 сот. 7 дес. - 470.
4 сот. 7 ед. - 407.
2. Первый множитель 3, второй множитель 30.Чему равно произведение?
Делимое 100, делитель 2. Чему равно значение частного?
Раздели 48 десятков на 6
Во сколько раз число 240 больше числа 4?
Число 80 уменьши в 2 раза
Какое число надо умножить на 2, чтобы получилось 140?
-Какое слово получилось? (Вперёд)
( Обменялись тетрадями- взаимопроверка с результатами на слайде и оценивание)
- Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать, они были бы довольны.
Создание проблемной ситуации.
-Сегодня на уроке нам предстоит совершить открытие , выдвинуть гипотезы и постараться найти правильное решение.
На доске запись:
– Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет?
84:4 963:3 ( Это примеры на деление. Нужно найти частное. )-А в чём разница? (В первом случае делим трёхзначное число на однозначное , а во втором случае трёхзначное)
- Мы можем найти частное в каждом примере ?(да)
-Как мы это будем делать?(нужно представить делимое в виде суммы слагаемых, потом каждое слагаемое разделить на число, а полученные результаты сложить)
- Найдите значения этих выражений.(У доски 1 ученик –самопроверка по слайду)
-Все справились с заданием?
- Как вы думаете, удобно ли делить таким способом?(Нет.Форма записи очень длинная)
- Сколько действий выполнили, чтобы найти значение такого выражения?(4)
- Существует ли другой, более рациональный способ решения таких примеров?
- Какой?
-Костя и Витя записали эти вычисления так: 84 4 963 3
8 21 9 321
04 06
46
03
3
0
/Затруднение!!!/-Всё ли вам здесь понятно?
3.Выявление места и причины затруднения .(1 мин.)
Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется
и фиксируется необходимость определения нового способа деления;
- согласовать тему и цель урока.
-Какую форму использовали мальчики? (Деление в столбик)
-Давайте попробуем выполнить этот пример:84 4
-Кто хочет попробовать?(к доске 1 ученик)
- Что же вызвало у вас затруднение? Можем ли мы выполнять вычисления как Костя и Витя?(нет)
4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. (1-2 мин.) (Слайд 8).
- Тогда цель нашего сегодняшнего урока?
( Научиться делить многозначные числа на однозначное новым способом. )(Слайд 9).
- Да, мы будем учиться делить двузначные и трехзначные числа на однозначное уголком по алгоритму.
- Сформулируйте тему урока. ( Деление многозначных чисел на однозначное число. )5.Проектирование и фиксация нового знания (8 – 10 мин).
Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления;
- зафиксировать новый способ деления в знаковой форме.
а) – Давайте будем разбираться как разделить новым способом?
-Давайте попробуем на 2-м числе. Кто хочет попробовать выполнить деление?
-Я буду помогать объяснением.
-Такая запись называется деление уголком. Делимое 84 расположили слева от «полочки-уголка».На полочке записан делитель 4, а под полочкой записываем частное.
Рассказывать можно так:
-Начинаю деление со старшего разряда. Определяю количество цифр в частном.
-Первое неполное делимое 8 десятков. Второе неполное делимое 4. Значит в частном будет две цифры.
-Делю десятки: 8 дес. делю на 4 и получаю в частном 2 дес.
-Делаю проверку: 2 дес. В частном умножаю на делитель 4 , получаю 8 десятков. Записываю под дес. Из 8 дес. Вычитаю 8 дес., остаток 0 не записываю.
-Делю единицы: 4 ед. делю на 4 , получаю в частном 1 ед.
-Делаю проверку: 1 ед. в частном умножаю на делитель, получаю 4 ед. Из 4 ед. вычитаю 4 ед. , остаток 0 не записываю.
-Читаю ответ: 21
- Сравните, как решали в строчку и в столбик.
- Определите, одинаковая ли последовательность действий в предыдущем способе решения и в этом? ( то же самое)
- Почему?( Сначала разделили десятки, потом единицы и полученные результаты сложили.)
-Чем отличаются?(способом записи)
-Какой способ для вас удобнее?(деление уголком)
-В данном случае единица каждого разряда разделилась на 4 без остатка.
-Прочитайте, как выполнял деление уголком Витя.Уч.с.10.
-Давайте прокомментируем , правильно ли Витя выполнил деление , пользуясь комментарием на странице 10 учебника.(1 ученик выходит к доске и выполняет с комментированием пример 963 4
-Расскажите, как Витя разделил 963 на 3, пользуясь алгоритмом на стр.10.
(-Начинаю деление со старшего разряда. Определяю количество цифр в частном.
-Первое неполное делимое 9 сотен. Второе неполное делимое 6 десятков, третье неполное делимое 3 единицы. Значит в частном будет три цифры.
-Делю сотни: 9 сот.делю на 3 и получаю в частном 3 сотни.
-Делаю проверку: 3 сотни в частном умножаю на делитель, получаю 9 сотен.
-Вычитаю : из 9 сотен в делимом вычитаю 9 сотен, остаток 0 не записываю.
-Делю десятки: 6 дес. делю на 3 и получаю в частном 2 дес.
-Делаю проверку: 2 дес. в частном умножаю на делитель 3 , получаю 6 десятков. Записываю под дес. Из 6 дес. вычитаю 6 дес., остаток 0 не записываю.
-Делю единицы: 3 ед. делю на 3 , получаю в частном 1 ед.
-Делаю проверку: 1 ед. в частном умножаю на делитель, получаю 3 ед. Из 3 ед. вычитаю 3 ед. , остаток 0 не записываю.
-Читаю ответ: 321
б) Групповая работа (умение выстраивать план выполнения деления)
1- на магнитной доске ,остальные по группам.
-Вспоминаем, что мы делали с вами.
– Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 10).
- Что нужно сделать в первую очередь? и т.д 1. Найти первое неполное делимое.
2. Определить число цифр в частном.
3. Делю сотни: …
4. Делаю проверку: …
5. Нахожу остаток: …
6. Делю десятки: …
7.Делаю проверку: …
8.Нахожу остаток: …
9. Делю единицы: …
10. Делаю проверку: …
11.Нахожу остаток: …
12. Читаю ответ: …
-Обменялись своими работами между группами. Сверяемся с доской.
6.Первичное закрепление с проговариванием (4 – 5 мин.)
Цели: - зафиксировать способ действия при делении многозначного числа на однозначное;
- тренировать способность к выполнению деления «уголком».
-Используя наш алгоритм, мы сможем решить любой пример. Проверим его работу.
Работа в парах (с проговариванием вслух) . а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ”.
Алгоритм деления вы видите на доске.У кого будут возникать трудности, я помогу.
№ 4(1,2,5), стр. 11
-По 1 человеку из группы: выходят и комментируют решение у доски
7. Физминутка (2 - 3 мин.)
8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)
Цели: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить способность к делению многозначного числа на однозначное.
- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.
с.11№4
Девочки-3пр.
Мальчики-4пр.
- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.
9.Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин.)
Цели: - закрепить умение решать текстовые задачи;
- тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;
- развивать творческие способности учащихся.
- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?
Групповая работа. Дифференцированный подход.
Задание :- Решим задачу на с.11№6
2 пакета-228 горошин _________________________
3 пакета-336 горошин на? > ____________
пакета- ? горошин ___________________
Решение:
1)228:2=114(г)в 1 пакете у Кости
2)336:3=113(г) в 1 пакете у Миши
3)114-113=на1(г)больше в 1 пакете у Кости, чем у Миши
4)114*4= 456(г) мог бы положить Костя в 4 пакета
10.Рефлекия учебной деятельности. (Слайд 12).
Цели: - оценить результаты собственной деятельности;
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: деление трёхзнач-
ных чисел на однозначное число.
- Ваше трудолюбие и тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?
- Чему научились?
-Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку:
Научились находить первое неполное делимое?
Научились определять количество цифр в частном?
Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?
(Слайд 13).
-Просмотрите свой самоанализ на полях и скажите:
-Если вам все удалось выполнить задания без ошибок и ничего не вызвало затруднений на уроке выбирайте – рисуем !, а если у вас остались вопросы ,вам ещё понадобится помощь – ?
11. Домашнее задание. (Слайд 14).
- Вы поняли, что нужно потренировать дома?
Выберите себе дом.задание С.11№5- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 15).
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
1 Организационный момент.
Читает стихотворение. Дети повторяют за учителем фразы 2
2 Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Предлагает задание на конверте под №1,2. Работа в парах 10
3 Формулирование темы урока.
Задаёт наводящие вопросы, чтобы подтолкнуть учащихся к формулированию темы урока. Постановки цели. Отвечают на вопросы. Делают вывод, о чём пойдёт речь на уроке. 3
4 Работа по теме урока Читает задачу в стихах Работа у доски и в тетрадях 6
5 Музыкальная физкультминутка (для глаз) Учитель вызывает подготовленного ученика Повторяют движения рук и ног за учителем 4
7 Дифференцированная работа.
1 Предлагает учащимся выполнить задание Работа в парах на компьютере 9
9 Подведение итогов.
Задаёт вопросы по закреплению. Делают выводы. 2
10 Рефлексия Оцените свою работу с помощью звёздочек Самооценка Дети поднимают звёздочки разных цветов
( красная – всё понял, зелёная – мне было трудно, жёлтая – я не понял) 2
11 Домашнее задание Объяснение задания Слушаю, записывают в дневниках 2