Доклад на тему: Здоровьесберегающие технологии, их использование на уроках математики в младших классах специальной (коррекционной) школы Vlll вида

Здоровьесберегающие технологии, их использование
на уроках математики в младших классах
специальной (коррекционной) школы Vlll вида

Вялова Анна Николаевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ»

"Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».   В.А. Сухомлинский.
 «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
 
Функции здоровьесберегающей технологии:
 
*Формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности.  *информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни.  *диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля.  *адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество.  *рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта.  *интегративная: объединяет народный опыт.
Типы технологий
*Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) 
*Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия) *Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)  *Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)  Классификация здоровьесберегающих технологий.
*По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).  *По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;  коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-  гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью  (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии  организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и  коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).  *К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ. 
 
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями); соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:  
«Не навреди!»  все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть   обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Непрерывность и преемственность  работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект-субъектные взаимоотношения  учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся  объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход  единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех  акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность  активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута 80%;
25-35-я минута 60-40%;
3540-я минута 10%.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Часть урока
Время
Нагрузка
Деятельность
1-й этап. Врабатывание
5 мин.
Относительно невелика
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение
2-й этап.
Максимальная работоспособность
20-25
мин.
Максимальное снижение на 15-й мин.
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
3-й этап. Конечный порыв
10-15 мин.
Небольшое повышение работоспособности
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Снятие эмоционального напряжения (вхождение в урок необычным способом, например речёвка, ответы на вопросы, улыбка, передача в кругу хорошего настроения, отступления от темы позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.)
Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач. Широко использую  в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
 Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор.
Для подготовки к уроку пользуюсь рекомендациями, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой:
Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов.
Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:
неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;
отсутствие времени на вопросы учащихся;
необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.
Рефлексия Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия в конце урока помогает ребёнку осмыслить весь пройденный путь и в зависимости от целенаправленности учителя ученик выразит своё эмоциональное состояние, либо скажет о своей деятельности
Присутствие оздоровительных моментов: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Хотелось бы вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки.
Существуем несколько видов физминуток, я же в своей работе чаще применяю следующие:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
упражнения, корректирующие осанку;
При проведении физкультминуток я учитываю следующие требования:
физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки, является 15-я – 20-я минута урока;
в первом классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом уроке; во 2-4-х классах – по одной физкультминутке начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса;
длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 мин;
физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления при обеспечении позитивного эмоционального настроя, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата;
комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания; упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность; каждая физкультминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз (за такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей);предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц; при подборе физкультминуток под стихотворные тексты к конкретному уроку следует обратить внимание на следующее; важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия, его программной задачей; преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
текст произносится учителем или воспроизводится в записи, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание;

Включение в физкультминутки упражнений для глаз на уроках математики служит не только профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Например, упражнение для глаз – "Раскрашивание". Предлагаю детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Дети с удовольствием выполняют упражнения на уроках математики для профилактики нарушений зрения, для расширения зрительно-двигательной активности:
Глазами рисовать какие-либо фигуры (слева – направо и наоборот).
Глазами написать число, месяц, год рождения.
Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
В начале учебного дня, когда математика первым уроком, провожу точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Упражнения для кистей рук на уроках математики
Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
В 1 и 2 классах  я использую:
тренажёры для пальцев рук (мешочки, заполненные горохом, гречкой, пшеном, рисом). При их использовании происходит:
- стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы); - развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям; - влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка; -улучшение циркуляции крови; - активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев.
пальчиковую гимнастику, особенно хороша пальчиковая гимнастика с предметами, плюс ко всему развивает координацию движений элементы самомассажа.

Практическое значение применения техник арт-терапии на уроках математики.
Участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.
Даже использование отдельных техник оказывает на учащихся своё терапевтическое воздействие. Применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочего им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать. В результате работы в арт-терапевтическом направлении педагог получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.
Я использую на уроках математики следующие упражнения:
Рисование в «воздухе». Учитель рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге.
Быстрое написание знаков, подобных иероглифам и т.д., в результате которых человек понимает, что он действительно может рисовать, открывает новое видение мира.
 Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.
Рисование по точкам. Учитель заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.
Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, нарисовать на бумаге линии, отрезки, простейшие геометрические фигуры.
Пескотерапия. Учитель предлагает детям нарисовать геометрическую фигуру, цифру пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур. Детям этот приём очень нравится и они всегда с удовольствием выполняют задания.
Считаю, что предлагаемые здоровьесберегающие технологии имеют большое значение на уроках математики, т.к. они:
обеспечивают эмоциональный подъем детей;
снижают уровень тревожности (ученик выполняет личностно- значимое для него задание, поэтому возникает меньше затруднений при их решении);
«разгружают» мозг за счет работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (современные методики обучения математике связаны с перегрузкой левого полушария мозга);
облегчают процесс запоминания материал (после выполнения математических расчётов ученики легко запоминают числовые данные, необходимые для формирования валеологического мировоззрения);
формируют познавательный интерес.
Учитель может использовать здоровьесберегающие технологии на уроках для эффективной реализации основных идей развивающего обучения. Как показывает практика, использование на уроках здоровьесберегающих технологий имеет оздоровительный эффект не только для учащихся, но и для учителей. Подбирая или составляя задания, учитель обогащает свой опыт, знания, развивает творческую активность.

15