Конспект урока по окружающему миру на тему 4 царства природы


План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе Тема урока: 4 царства живой природы
Цели:
1) Сформировать представления детей о царствах живой природы
2) Развивать логическое мышление, умение выделять и запоминать главное
3) Формировать интерес к предмету
Оборудование:
Презентация Power Point, карточки с индивидуальным заданием.
Ход урока:
1. Организационный момент, молитва.
2. Вступительное слово учителя.
Наш урок мне хочется начать небольшим стихотворением Н. Рыленкова:
Всё в тающей дымке -
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
- Ребята, о чем пишет автор в этом стихотворении?
- Конечно же, о природе.
- Все мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, Господь сотворил на планете ещё очень много жителей. Наш общий дом – природа.
3. Актуализация знаний.
(Слайд 1) – Давайте вспомним, что обозначает слово природа? Что мы знаем о природе?
- Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека.
- На какие части мы делим природу?
- На живую и неживую природу.
- Что относится к неживой природе?
- Воздух, камни, снег, вода и т.д.
- Какие признаки живой природы вы знаете?
- Питание, движение, дыхание, размножение, рост и развитие, смерть.
- В чем нуждается все живое на Земле?
- Свет, воздух, тепло, вода, пища.
- Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы.
Расскажу я вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет – нет, не царь с царицей…. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это царства живой природы.
4. Постановка учебной задачи.
- Какая тема нашего урока?
- 4 царства живой природы.
- Задачей на сегодняшний урок будет знакомство с царствами живой природы и выработка умения бережно относится к природе. Сегодня мы совершим путешествие в каждое из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим название каждому царству.
5. Усвоение детьми нового знания, работа с учебником (стр.78 - 79)
- Для того, чтобы получить первоначальное представление о царствах живой природы -обратимся к учебнику. (Чтение параграфа по цепочке, простыми карандашами дети подчеркивают наиболее важные данные).После чтения параграфа первичное закрепление – ответы на вопросы к параграфу.
- Теперь поговорим о каждом царстве более подробно.
Царство животных (Слайд 2)
- Рассмотрите фотографии. Как бы вы назвали группы данных представителей живой природы? Как назвать одним словом все перечисленные группы?
- Это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере.
- Какие группы мы можем выделить в царстве животных?
- насекомые (Слайд 3)
- рыбы (Слайд 4)
- земноводные (Слайд 5)
- пресмыкающиеся (Слайд 6)
- млекопитающие (Слайд 7)
- птицы (Слайд 8)
А так же:
- черви (Слайд 9)
- ракообразные (Слайд 10)
- паукообразные (Слайд 11)
- моллюски (Слайд 12)
Царство растений (Слайд 13)
- Посмотрите на рисунки. Что видим? Какие виды растений можем отнести к этому царству?
- деревья (Слайд 14) - Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. - кустарники (Слайд 15) - Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей.
- травы (Слайд 16) - Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.
А так же:
- водоросли (Слайд 17)
- цветы (Слайд 18)
Дети делают вывод: все растения делятся на три группы - травы, кустарники, деревья.
Где можно встретить растения?
Куда не глянешь, всюду увидишь растения – в лесу, на лугу, в парке и даже на подоконнике. Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Нет ни привычных тополей на улице, золотых одуванчиков ранней весной, нет цветов в комнате. Но это не самое страшное. Вместе с растениями исчезнет то, без чего жизнь невозможна: воздух, кислород. Ведь именно растения вырабатывают кислород, необходимый для жизни.
Недаром растения называют “зелёные лёгкие нашей планеты”.
Царство грибов (Слайд 19)
Отгадайте загадку
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
- Грибы не относятся к растениям. У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они очень быстро, прямо на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые.
(Слайд 20) Часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли – это съедобная часть. Остальная часть находится под землёй и называется грибницей.
- Давайте рассмотрим части гриба.
- Подумайте, на какие группы можно их разделить. (Слайд 21)
ГРИБЫ
СЪЕДОБНЫЕ НЕСЪЕДОБНЫЕ(ядовитые)
- Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких местах они растут. А вы знаете? Отгадайте загадки.
Будто смазаны маслом,
Мы блестим на солнце красном,
Как лесные дошколята,
Под сосной растут ... (маслята) (Слайд 22)
Что за грибки глядят на нас,
Столпились тесной кучкой?
Ох, и дружные ребята,
На пеньке растут… (опята) (Слайд 23)
Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я… (подосиновик) (Слайд 24)
Растут в лесу сестрички,
Рыжие ... (лисички) (Слайд 25)
Лета первая примета:
Под берёзкой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик) (Слайд 26)
Учитель помогает учащимся в случае затруднений. Дети делают вывод:
На нашей лесной полянке растут съедобные грибы: под сосной - маслята, около берёзы - подберёзовик, под осиной - подосиновик, на пеньке поселились опята, вокруг пенька можно найти лисичек.
Царство Бактерий (Слайд 27)
В царстве том житьё не худо,
Есть там вот какое чудо:
Это микроорганизмы.
Только клеточка одна,
Но живёт, живёт она.
Первыми жителями Земли были бактерии.
(Слайд 28)Существуют три типа бактерий: шарообразной, палочкообразной и винтообразно – изогнутой формы. Бактерии населяют не только нашу планету Земля, но и организмы живых существ.
Человек очень своеобразно относится к бактериям. Многие бактерии вредны. Такие болезни как дифтерия, воспаление легких, туберкулез, грипп, пневмония и множество других инфекций – все это дело “рук” различных видов болезнетворных бактерий. Не будь бактерий, жизнь на Земле была бы невозможна. Человек размножает некоторые виды бактерий, потому что нуждается в них и использует. Например, полезны при скисании молока и брожении сладких фруктовых соков. Многие сыры получили свой изысканный вкус благодаря бактериям. Вот такие интересные жители в этом царстве.
6. Физминутка.
7. Обобщение изученного материала, закрепление, самостоятельная работа в индивидуальных карточках.
В ходе беседы ученики вспоминают, с какими царствами живой природы они познакомились. На какие типы и виды делится каждое из царств и кто его населяет.
Загадки:
1) Это микроорганизмы, они живут повсюду, их можно рассмотреть только в микроскоп? (Бактерии). – царство бактерий.
2) Зимой беленький, а летом серенький? (Заяц). – царство животных.
3) Стоит лепёшка на одной ножке: кто мимо не пройдёт, всяк наклонится? (Гриб). – царство грибов.
4) Какой колокольчик не звенит? (Цветок – колокольчик). – царство растений.
Работа в индивидуальных карточках.
8. Подведение итогов урока.
Что было самым интересным?
Что нового для себя вы узнали?
- Дальнейшее знакомство с миром природы мы продолжим на следующем уроке.
Природа требует к себе бережного отношения. Человек должен жить так, чтобы не навредить природе, а помогать ей! Человек может сохранить чистым воздух и воду, леса и луга. Он может защитить растения и животных от вымирания. Но для этого человеку надо быть разумным.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
9. Домашнее задание, оценки.
Выводится на отдельном слайде.
Учебник, стр. 80 – 82, читать, отвечать на вопросы, ТПО – стр. 32 упр.74