Открытый урок по окружающему миру для 2 класса УМК НИШ Четыре царства, которых нет на карте


Методическая разработка урока окружающего мира для 2 класса
по теме «Четыре царства, которых нет на карте».
УМК «Начальная инновационная школа».
Учебник: Окружающий мир: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч.1/В.А. Самкова, Н.И. Романова.- М.:ООО «Русское слово- учебник», 2013 .
Учителя начальных классов
Денисовой Марины Владимировны .
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 8» города Рославля, Смоленской области.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели:- познакомить обучающихся с основными царствами живой природы: растений, грибов, бактерий, животных.
- уточнить знания детей об основных качествах живых существ.
- создать условия для формирования познавательно- личностного интереса к царствам живой природы посредствам элементов деловой игры через выделение и поиск информации, анализ текстов в ходе групповой деятельности под руководством учителя.
Планируемые результаты:
Личностные УУД.
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД.
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, особенно в ситуациях столкновения интересов. Строить монологическое высказывание.
Формулировать собственное мнение
Действия, направленные на достижение планируемых результатов
Планируемые результаты Элементы содержания урока
Предметные
- Объяснять деление живой природы, деление всех живых организмов на царства - Все этапы урока
Метапредметные
- Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве и преобразовывать практическую задачу в познавательную.
- Познавательные: сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи; использовать знако- символические средства для решения задач.
- Коммуникативные: работать самостоятельно и в группах.
Личностные
- Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
- Работа с учебником, с 83-85;
- работа с понятием «газета», ключевыми словами в учебнике;
- работа в группе;
- составление плана статьи и формулирование задач урока;
- Работа с иллюстрациями (в том числе и в учебнике), с «разноцветными страницами»;
- обмен мнениями в группе и презентация своей «статьи»;
- игра «Найди лишнее», физкультминутка «Да- нетки»»;
- «Проблемный вопрос».
- Работа в группе и презентация своего продукта;
- выполнение заданий учебника с. 84
- Вступительная беседа;
- общий эмоциональный настрой урока;
- выполнение заданий учебника на с. 83.
- презентация полученного продукта для всех учеников начальной школы (газета была вывешена в пресс-центре начальной школы).
ХОД УРОКА
1 Оргмомент
Перед уроком ребята в произвольном порядке берут со стола эмблемки на веревочках в виде кружочков, на которых написаны буквы Б, Ж, Р,Г , для дальнейшего деления на группы.
У:- Ребята, готовы ли вы наблюдать?
Выводы делать и рассуждать?
Тогда поскорей в путешествие, класс!
Открытия новые ждут всех нас!
- Итак, у нас урок окружающего мира. Он сегодня необычный: у нас гости. Но мы не теряемся и работаем как всегда: дружно и результативно.
2. Актуализация знаний
У: - Ребята, дома вы делали очень интересное задание - рисовали плакаты и рисунки об опасностях , которыми грозит нам погода. Посмотрите, я ваши работы повесила на выставку. Давайте повторим, какие же опасности вы указали. (Обсуждение работ).
У:- Ребята, вы перечислили составляющие погоды: солнце, ветер, температура и др. А к какой природе относятся перечисленные вами объекты? (к неживой)
- А какая еще природа бывает? (живая).
3. Введение в тему урока, постановка целей и задач
У :- Я предлагаю вам поиграть и представить, что вы сегодня не ученики 2 б класса, а редакция экологической газеты и вам предстоит выпустить очередной номер газеты. Да-да , в нашей редакции все будет по- настоящему: вы будете журналистами, я буду представлять Отдел информации, и даже у нас будет главный редактор, который в конце урока скажет, можно ли вы- пускать нашу газету в печать. (это может быть кто-то из присутствующих на уроке). Хотите попробовать? (Да)
-Дети, кто знает что такое газета и чем она отличается от книги или журнала?
(выслушиваются ответы детей)
Слайд 1 ( «Газета»- словарь и Википедия) Дети читают оба определения и высказывают мнение по вопросу, поставленному учителем.
У:- А как называется наша газета? Я предлагаю вам отгадать.
Игра «Найди лишнее слово и назови его»
Слайд 2
Солнце, камень, небо, береза
Самолет ракета катер кит
Роза фиалка гладиолус опенок
Проверка: на слайде появляются названные картинки
У:- Дети, посмотрите на получившейся картинный ряд: почему можно объединить эти объекты вместе? ( Это живая природа)
У:- Молодцы ребята! Наша газета будет называться «Живая природа». (Учитель вешает на доску ватман с названием газеты).
У:- Ребята, вы знаете, что в газете печатают только самые свежие и интересные новости. Так что нам нужен громкий заголовок. К нам в отдел информации пришло письмо с заявкой , но оно зашифрованное и прочитать я его не смогла. Может быть вы поможете?
Слайд 3 (Детям предлагается зашифрованная запись и ключ.
У детей получилось «Царства природы»)
У:- Интересно, а вы знаете, где находятся такие царства? На глобусе встречалось нам что- нибудь подобное? (Нет)
У:- Значит их нет на обычной карте и на глобусе? Вот вам и заголовок : «Царства, которых нет на карте» (Учитель приклеивает на газету заголовок). Царства эти находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас . Но нам предстоит их найти и исследовать, чтобы у читателей была самая полная и правдивая информация.
- Как вы думаете, интересно нашим читателям будет узнать о волшебных царствах? (Да)
-А вам?( Да.) Тогда приступим к работе.
- Итак, что мы сами должны узнать, понять, чему научиться.
Слайд 4 Узнать: на какие царства можно разделить живую природу?
Научиться: распределять живые существа по царствам на основе признаков
Понять: особенности живых существ, населяющих их.
.4 Физкультминутка (Да - нетки)
Если верно –хлопаем в ладоши, если нет- качаем головой.
Верно ли, что птицы относятся к природе
Верно ли, что асфальтированная дорога – это природа
Верно ли, что природа- это все, что нас окружает
Верно ли, что природа бывает живая и неживая
Верно ли, как называются царства живой природы (нет)
А хотите узнать? (да)
5. Исследование по теме урока
Деление на группы
У:- В начале урока все вы выбрали себе эмблемку, на которой с обратной стороны есть буква. Все ребята, у которых буквы совпали образуют одну группу- отдел.( Дети рассаживаются за столы согласно букве на эмблемке)
Слайд 5 (Правила работы в группе)
У:- У нас образовалось 4 отдела. А что означают ваши буквы вам предстоит выяснить. В конвертах лежат рисунки, приготовленные отделом информации, но их предстоит собрать.
(Дети собирают картинки и узнают, что б- это бактерии, ж- животные, г-грибы, р- растения) Учитель приклеивает к газете картинки с изображением представителей царств.
У:- Думаю, вы догадались , что именно так будут называться наши царства.
Отдел информации приготовил справку :
Слайд 6 Царства- это большая группа живых организмов существенному признаку., объединенных по какому- либо
У:- Теперь вам понятно, что должен исследовать ваш отдел? (Да). Каждый отдел готовит маленькую статью об объекте своего исследования, после чего мы представляем и размещаем статью в нашей газете.
- Ну, а чтобы статьи имели приблизительно один формат , нам не хватает плана статьи: что будет вначале, а что потом.
План накидывается на доске вместе с детьми:
название
существенные признаки
представители
У:- Ребята, а где взять информацию для нашей статьи? (учебник, рабочая тетрадь). - А еще отдел информации приготовил вам «разноцветные страницы», на которых вы найдете информацию по вашей теме. На страницах помещена информация по всем сразу царствам. Вам предстоит прочитать и выбрать информацию, подходящую для вас . (Учитель раздает заранее приготовленные сведения по царствам, но на одном листе, сообщает о времени, отпущенном на выполнение задания ).
Детям отводится около 10 мин на составление статьи. После чего выслушиваются их ответы и статьи размещаются на газете.
У:-Молодцы, ребята! Вы верно выбрали информацию и распределили представителей царств. Но это еще не все! Нам предстоит выяснить ,что же объединяет эти царства и дорисовать на газете эти общие особенности. А поможет нам как всегда учебник.
(Дети находят в рамочке на странице 83 « три Р»- РОСТ, РАЗВИТИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ)
У:- Добавим на нашу газету это важное дополнение. (Учитель наклеивает в центр между царствами правило «3Р» и проводит стрелки к царствам, чтобы получился кластер).
- Докажите, что всем живым существам присущи эти особенности .(Ответы детей)
6. Физкультминутка «Елочка»
7. Проблемный вопрос.
Слайд 8: Без какого царства живой природы можно обойтись.
«КОРЗИНА ИДЕЙ» (Дети «накидывают» как можно больше идей по данному вопросу и ,в процессе обсуждения, приходят к выводу, что все царства важны и обойтись без какого- либо невозможно, т.к в природе все взаимосвязано)
8. Рефлексия
У:- Ребята, теперь вы можете назвать все 4 царства, которых нет на карте? (Дети отвечают)
- Как вы считаете справились ли мы с выпуском газеты? Удалось ли нам узнать и рассказать о царствах природы?
- Давайте спросим у главного редактора можно ли выпускать наш номер? (ответ: «Газета отличная! Очень полезная! Я думаю, что всем ученикам начальной школы будет интересно узнать о царствах природы. Вы хорошо поработали и ,возможно, сегодняшний урок сподвигнет некоторых из вас в будущем освоить профессию журналиста. Спасибо за урок!» - зам. директора по УР Космачева Н.И.)
- Двери в царства пока закрыты, на следующих уроках мы их приоткроем.
Слайд 9
Я узнал….
Я смог…
Я научился…
Я удивился…
9. Самооценка.
У: -Ребята, предлагаю оценить свои достижения на уроке. Кто считает, что ему все удалось, похлопает в ладоши. Кто считает, что еще немного надо поработать- погладьте себя по головке. А кто считает, что он не разобрался с царствами пусть погрозит себе пальчиком.
10. Домашнее задание
У:- Но в любом случае дома не лишним будет всем еще раз повторить и прочитать материал учебника с 83-84. А в Рабочей тетради на с.58-59 вы сделаете интересные шифровки и задания . Умникам и умницам предлагаю подготовить вопросы- загадки о представителях царств.
10. Выставление отметок
- Чью активную и продуктивную работу можем сегодня отметить?
(ответы детей).
Дополнительный материал (если останется время)
У:- Предлагаю назвать представителей 4 царств, находящихся в нашем классе. (Цветы- растения, микробы- бактерии, увидеть их не можем, но они есть на коже человека, во рту, а люди относятся к царству животных.)
Приложение 1.
«Разноцветные страницы»
1 . Тело состоит из плодового тела (шляпки и ножки) и грибницы. Быстро растут. Бывают съедобные и несъедобные. Например, съедобные это подберезовики, опята, белый гриб, подосиновик, сыроежки. Несъедобные: мухомор, бледная поганка. Есть совсем удивительные , например, дрожжи.
2. Всасывают питательные вещества при помощи корня из почвы. Обогащают кислородом воздух и почву. Большинство состоит из стебля, листьев, корня. Неспособно активно передвигаться. Делятся на деревья, кустарники, травы. Среди них, однако, есть хищники.
3. Это царство очень разнообразно. Его представители способны активно передвигаться. Едят готовую пищу. Одни являются растительноядными, другие – хищными, третьи – всеядными. Делятся на зверей, птиц, насекомых и так далее. Человек тоже занимает свое место в этом царстве.
4.Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Их существует около 2 тысяч видов. Они живут повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, в опавших листьях, мертвых деревьях. Ученые установили, что они бывают в 3 формах: круглые, в виде палочек, спиралькой. Они могут вызывать заболевания, а могут быть полезными.
Приложение 2.
Урок окружающего мира по данной теме был дан во 2 классе Б в рамках методического марафона «Учим и учимся». В конце урока было принято решение разместить газету в пресс-центре, чтобы поделиться с ребятами начальной школы своими открытиями.

Учитель заранее раздает эмблемки с буквами для дальнейшего деления на группы. ( На фото: учитель Денисова М.В., ученики 2 б класса).


Работа в группах. ( На фото: Денисова М.В., Силаев К.,Будаева А.,
Рязанцева Д, Алейников А., Крупский А., Судовская В., Лазаренко Д., Пронина Д., Медведев М., Мельникова Д., Никитенко А, Лукьянова А.)

Вот что у нас получилось! (На фото: Денисова М.В.)

Наша газета в пресс-центре начальной школы.
Литература и интернет- ресурсы
Самкова В.А., Романова Н.И . Окружающий мир: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1./В.А. Самкова, Н.И. Романова.- М.: ООО « Русское слово- учебник», 2013.
Самкова В.А., Гринева Е.А. Методические рекомендации к учебнику В.А. Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир». 2 класс/В.А. Самкова, Е.А. Гринева.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2013.
Гринева Е.А, Самкова В.А, Романова Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику В.А. Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир» для 2 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч.Ч.1/ Е.А. Гринева, В.А Самкова, Н.И. Романова.- М.: ООО «Русское слово- учебник». 2014.
www.infourok.ru “Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Живая природа. Четыре царства природы».
www.polpoz.ru “Царства живой природы».
Картинки с ресурса yandex.
ru.wikipedia.org
www.slovari.yandex.ruvideo.yandex.ru