Урок по всемирной истории на тему Великобритания во второй половине 40-х – 70- гг. ХХ в


Дата: Класс: 11 урок 1
Тема: Великобритания во второй половине 40-х – 70- гг. ХХ в.
Цель урока: Образовательная: учащиеся узнают о политическом и социально-экономическом развитии Великобритании после войны; поймут какую роль играют политические партии в экономическом реформировании государства; поймут принципы внешней политики.
Развивающая: учить аналитическому подходу к оценке исторических событий, извлекая положительный опыт из практики других государств и народов; формировать у учащихся умение работы в группах, развивать навыки самостоятельной работы. Способствовать развитию личности.
Ожидаемый результат: уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяНаглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. С помощью разрезанных пазлов, класс делится на группы. Пазлы
10 мин. II. Подготовка к восприятию новой темы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме.
Какова форма правления Великобритании?
Почему после 1 мировой войны Англия теряет превосходство?
В чем состоит «проблема Ольстера»?
Какие партии находились у власти?
Какое правительство сформировал Макдональд в 1929г.?
Демонстрируют свои знания, умения. Карточки
20 мин. III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации.
Для свободного размышления предлагает ученикам составить «Кластер» и использование метода
Фишбоун




Великобритания вышла из Второй мировой войны ослабленной. Страна потеряла 25% национального богатства и 2/3 торгового флота, внешний долг вырос до 3,3 млрд. фунтов, из-за нехватки продовольствия и промышленных товаров пришлось ввести карточную систему. На международной арене Великобритания утратила роль ведущей мировой державы, в ее колониях усилилось национально-освободительное движение.
Для преодоления внутренних проблем, лейбористы, правившие в 1945-1951 гг., взяли курс на усиление госрегулирования. Они национализировали за выкуп Английский банк, угольную, газовую и металлургическую промышленность, электроэнергетику, транспорт и связь. Это привело к созданию мощного госсектора и позволило ввести программирование экономического развития. В социальной сфере лейбористы существенно расширили социальные расходы, повысив покупательную способность населения. Для финансирования экономики лейбористы взяли кредиты в США и Канаде, а также приняли участие в плане Маршалла.
Уже в 1947 г. промышленное производство достигло довоенного уровня, а в 1951 г. превысило его на 31%. Однако крупные расходы на содержание госсектора вынудили лейбористов повысить налоги и сократить социальные расходы. Это вызвало разочарование британцев, и на выборах 1951 г. победили консерваторы.
Серьезной проблемой для Великобритании стала проблема ее колониальной империи. В колониях развернулось национально-освободительное движение, борьба с которым требовала больших средств, что ослабляло британскую экономику. В 1947 г. британцы предоставили независимость Индии, в 1948 г.— Бирме, но в других колониях развернули борьбу с освободительными движениями. В 1949 г. Британская империя была переименована в Содружество наций, в котором доминионы и колонии стали считаться партнерами Великобритании, хотя реально статус колоний не изменился. Этот маневр не позволил остановить борьбу за независимость в колониях. Тогда Великобритания в 50—60-х годах предоставила независимость своим африканским и азиатским колониям, но при этом заключила с ними соглашения об экономическом и политическом сотрудничестве. Такой шаг позволил Великобритании сохранить Содружество наций, но теперь все его члены стали равноправными участниками этого Содружества. В настоящее время оно включает в себя 54 страны, а Израиль стремится стать 55-м членом Содружества.
В политической жизнив 50-70-е годы лейбористы и консерваторы были примерно равны по силам и сменяли друг друга у власти. Лейбористы правили в 1945-1951, 1964-1970 и 1974-1979 годах, консерваторы — в 1951-1964, 1970-1974 годах. В это время позиции двух партий по вопросам внутренней и внешней политики заметно сблизились.
Во внутренней политике обе партии проводили политику госрегулирования, но при этом лейбористы стремились к более широкому регулированию, чем консерваторы. Так, консерваторы, пришедшие в 1951 г. к власти, отдали металлургию в частные руки, но сохранили обширный госсектор и программирование экономики, хотя старались больше использовать косвенные методы регулирования. Лейбористы в 60-е гг. вновь национализировали металлургию и активно использовали прямые методы регулирования. В социальной сфере консерваторы старались сдерживать рост социальных расходов, видя в них причину инфляции и финансовой нестабильности. Лейбористы в первый год своего прихода к власти значительно повышали социальные расходы, а затем в связи с ростом инфляции постепенно их ограничивали.
1 группа: «Политика правительства Эттли».
2 группа: «Правление Партии консерваторов (1951-1964 гг.)».
3 группа: «Неоконсерватизм М.Тэтчер (1979-1990 гг.)».
Индивидуальная работа. Групповая работа: обсуждение, подготовка проектов.
5 мин. IV. Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Призма».

«Найди соответствие»
Маргарет Тэтчер
Клемент Эттли
Уинстон Черчилль
1945-1951 гг.
1951-1954 гг.
1979-1990 гг.
Лейбористская партия
Консервативная партия
Неоконсерватизм, широкомасштабная приватизация
В 1946 г. принят пакет законов под названием «Акт о национальном страховании»
«Курс терпимости и конструктивности»
Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. Бумага А45 мин. V.Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися. Систематизирует и обобщает совместное достижение. Проводит рефлексию.
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось? Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценочный лист
Стикеры
2 мин. VI. Объясняет выполнение домашней работы.
Записывают домашнюю работу в дневниках. дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? Проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? 1.
2.
1.
2.