Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Ранняя весна

«Ранняя весна»
Цели:
Образовательные: закрепить знания о весне, умение узнавать и называть признаки весны; название весенних месяцев; расширить и активизировать словарь по теме «Весна».
Развивающие: развивать интерес к окружающему миру природы, дыхание и правильный речевой выдох, мыслительную деятельность детей, слуховое внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, умение замечать красоту природы.
Оборудование и материалы: картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели», картинки (зимующие птицы, перелетные птицы), картинки с изображением птиц (зимующие, перелетные, домашние), карандаши (синий, зеленый, красный).

Ход занятия
Доброе утро тем, кто проснулся.
Доброе утро, кто улыбнулся.
Доброе утро людям и птицам.
Доброе утро приветливым лицам.
Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.
Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И становится теплей.
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит к нам пришла (весна).
Вы рады весне? (Да.) Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.) И с таким настроением на занятии будем чётко отвечать, проговаривать все звуки.
Назовите весенние месяцы по порядку (март, апрель, май).
Вспомните приметы ранней весны (светит солнце, тает снег, появляются проталины, капают сосульки, прилетают птицы и т.д.)
Как много признаков весны вы назвали!
Речевое упражнение: “Какой? Какая? Какое?”
Можно сказать - весеннее настроение? А солнце весной какое? (Весеннее). А лужи весной какие? (Весенние). А небо, весной какое? (Весеннее). (Облако, утро, погода, ручьи, капель, трава, проталинка, сосулька, дождь, день, сад, снег, перезвон.)
Физкультминутка «ВЕСНА»
Ушла зима, пришла весна,
(ходьба на месте)
Нас очень радует она.
(хлопать в ладоши)
Небо синеет и солнышко греет.
(сводят и разводят руки над головой)
Подснежник цветет и трава зеленеет.
(упражнение «цветок»)
Давайте теперь, раз вы всё знаете, расскажем, что бывает весной. Я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю.
Весной с небес светит теплое, ласковое (солнышко).
Над головой чистое, ясное, голубое (небо).
На крышах вырастают белые морковки (сосульки).
И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя (капель).
Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает (снег).
Снег превращается в быстрые, озорные (ручейки), которые бегут-звенят по всем (дорожкам), зовут в гости весну.
На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые (почки).
А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие (листики).
И вот уже из-под снега появляются первые (цветы).
Их называют (подснежниками).
А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц).
Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои (гнезда).
А какая весна у нас сейчас? (Ранняя)
Вот какие вы молодцы! Все мои загадки разгадали.
Хоровод «Матушка-Весна»
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май –
Сколько хочешь гуляй!
(Можно - двое детей зелеными веточками образуют ворота)
Упражнение на дыхание: “Ах, как пахнет!” (предложить понюхать, как пахнут весной: воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться - несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом “Ах!”)
Они летать умеют
Их пух, и перья греют. (Птицы)
- Как называют птиц, которые возвращаются весной в родные края (перелетные).
- Какая птица открывает весну? (Загадываю загадку.) Всех прилетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день на пашне вскачь И зовется птица грач. - Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (Дети отвечают.) - Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку: На шесте – дворец, Во дворе – певец, А зовут егоскворец . - Как называется домик у скворца? Дети отвечают (скворечник).
-Какие ещё птицы к нам прилетают весной? (Скворец, соловей, стриж, ласточка, журавли и другие). Давайте для них вспомним пальчиковую гимнастику.
Перелетные птицы
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!

Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.




Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.


Показываю картину «Грачи прилетели».
Нравится, ли вам картина?
Что именно в ней нравится?
Как называется картина? («Грачи прилетели»)
Кто написал эту картину? (А.Саврасов)
Какое время года изобразил Алексей Кондратьевич Саврасов? (Весну)
Какую весну (раннюю или позднюю) художник изобразил на картине (Раннюю).
Докажите, что это ранняя весна (Снег темный, грязный, прилетели грачи, тает снег).
Дети, подумайте и назовите слова – признаки, грачи какие? (Большие, чёрные, умные, шустрые, дружные, полезные, крикливые, перелётные).
Что делают грачи? (Летают, кричат, клюют, вьют, ловят жуков, защищают, открывают весну).
Мы не видим, художника, не слышим его голоса, но как он нам рассказал о красоте природы? (Кистью и красками)
Какие краски преобладают в картине?
Что написано голубым цветом? (Что серым, что коричневым?)
Как бы вы назвали картину?
Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Что хочется делать, глядя на нее? (Так и хочется попасть в березовую рощу, вдохнуть запах талого снега, земли, тихонько постоять и понаблюдать за хлопотами неугомонных вестников весны). Так какое время года изображено на картине?
Дети, а теперь вспомним ещё раз зимующих и перелетных птиц (вывешивает на доску).
У вас на столах лежат листочки и цветные карандаши.
Внимательно рассмотрите птиц. Обведите синим карандашом – зимующих птиц, зеленым карандашом – перелетных птиц, красным карандашом – домашних птиц.
(Дети самостоятельно выполняют задание.)
Что вам сегодня понравилось на занятии, о чем сегодня говорили, что запомнилось, что нового узнали?