Формирование у обучающихся навыка самооценки на уроках физической культуры

Фетисов Дмитрий Агеевич
Г. Новоуральск

Формирование у обучающихся навыка самооценки на уроках физической культуры

В настоящее время в России идет становление новой системы образования ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебно-воспитательного процесса. Значительные преобразования происходят как в организации и содержании образования, так и в изменении отношения к ученику, его роли и функций в учебном процессе. Процесс демократизации современного общества требует усиления внимания к проблемам формирования активной, самостоятельной личности. Особую актуальность в этой связи приобретает способность и умение человека оценивать собственную деятельность, ее результаты.
Психические свойства личности формируются и развиваются в процессе его деятельности. Из этого следует, что не деятельность включает в свою структуру индивидов в качестве ее исполнителей, а личность, становясь субъектом деятельности, занимает в ней активную, творческую позицию, обнаруживает новые потенциальные возможности. Превращение учащегося в подлинного субъекта учебной деятельности связано с овладением им действиями контроля и оценки, с умением осуществлять их самостоятельно, без помощи и вмешательства учителя.
В. А. Сухомлинский писал: « я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и более ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе, задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощрённые методы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался – над собственной судьбой Воспитание, побуждающее к самовоспитанию – это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание»
Вместе с тем анализ традиционной системы обучения показывает, что в общеобразовательной школе самооценка формируется недостаточно, функции контроля, анализа деятельности школьника осуществляются учителем. Ученик чаще всего получает недостаточно аргументированную оценку результата собственной деятельности в виде отметки.
Недостаток развернутых оценочных суждений учителя, с одной стороны, и не умение школьника контролировать, анализировать и оценивать свою деятельность, с другой, ведет к потере его ориентации в оценке собственных возможностей и формированию неадекватной самооценки результатов учебной деятельности.
Несовершенство урочной формы проведения занятий по физической культуре является главным обстоятельством, обуславливающим низкую эффективность физического воспитания в целом. Для урока характерно наличие ряда недостатков, основными из которых являются:
1. слабое использование возможностей овладения интеллектуальным компонентом физической культуры;
2. недостаточная нацеленность на создание условий для перерастания учебного процесса в процесс физического самосовершенствования;
3. слабо выраженный мировоззренческий аспект физкультурных занятий, не оказывающий существенного влияния на формирование ценностных ориентаций, убеждений в области физической культуры;
4. зачастую откровенное, неприкрытое выхолащивание образовательного содержания, низведение роли урока до утилитарного средства активного отдыха, борьбы с умственным утомлением и последствиями гиподинамии.
Задача современного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. В связи с этим, важную роль в жизни современного школьника играет такое понятие, как самооценка, формирующаяся через самоконтроль и самоанализ жизненной активности.
Следовательно, необходимо создавать условия для развития у учащихся универсальной способности – самоконтроля.
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
1-ый этап: Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя (А.А. Баранов; М.Ю. Зайцева УГУ) Для этого учитель должен:
показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения, что только проявление приемлемо уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения, и только при этом условии можно рассчитывать эффективность обучения, без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него выглядят сомнительными;
ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность;
просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;
научить учащихся пользоваться различными видами проверки.
2-й этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающихся самостоятельных упражнений. При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема. Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля – ведь обнаружить ошибки у товарища гораздо легче, чем собственные, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль). Необходимо практиковать выполнение двигательного действия несколькими учениками.
3-й этап. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, ее самоанализ.
Развитие навыков самоконтроля и самоанализа у обучающихся на уроках физической культуры нужно начинать с формирования представлений его личностных особенностях. При изучении личности ребенка учителю физической культуры необходимо соблюдать следующие правила:
1. наблюдать за учеником нужно в естественных условиях обучения и воспитания;
2. прежде всего, следует определить главные личностные черты учащегося;
3. отдельные особенности личности учащегося необходимо рассматривать в совокупности с другими, характеризующие его личность;
4. важно выявлять положительные черты личности ребенка, на которые необходимо опираться при его обучении и воспитании;
5. не следует упускать из вида и отрицательные черты ученика;
6. не надо торопиться с оценками учащегося. Следует помнить, что нужен только объективный подход (важно учитывать не только свое мнение, но и оценки окружающих, данных ряда исследований личности школьника, динамику формирования качеств личности)
7. важно вскрывать причины проявления негативных черт в личности ученика.
8. для полноценного изучения личности учащегося нужно исследовать его в различных ситуациях, планомерно и систематически;
9. целесообразно изучать школьника в коллективе (группе), выявлять учащихся, которые могут оказывать влияние на данного ученика, сравнивать поведение изучаемого школьника в группе и когда он один;
С целью мотивации учащихся к саморазвитию необходимо совместно с детьми определить ценностные установки, на которые следует опираться, такие как:
хочу быть сильным
хочу быть здоровым
хочу иметь красивую фигуру
хочу повысить свою физическую подготовку – это пригодиться мне в моей будущей профессии
хочу быть лидером в коллективе
хочу самоутвердиться
хочу иметь хорошие оценки
хочу достигнуть высоких результатов в спорте.
С изменением возраста, интересов, взглядов возможности учащихся мотивация может меняться. Изменению должен быть подвержен и сам процесс обучения и воспитания. Обучение должно сочетаться с элементами учения и перерасти в учение. В свою очередь и процесс воспитания трансформироваться в самовоспитание и в дальнейшем в самосовершенствование.
Для этого нужен переход от технологии дифференцированной модели личностно – ориентированного образования , где ученик совместно с педагогом ставит цели, определяет условия, планирует деятельность, преодолевает осуществляет самоконтроль и педагогический контроль; к такой технологии психологической модели, где ученик самостоятельно выполняет все эти действия
Раскрыть все эти понятия для учащихся должен помочь педагог. Ведь педагогическая деятельность – это технология труда, педагогическое общение – его климат и атмосфера, а личность – ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя.
Современность предъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. В деятельности преподавателя общение является не только средством педагогической коммуникации, но и условием профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а так же средством воспитания учащихся.
Овладение основами профессионально-педагогического общения происходит на индивидуально-творческом уровне. Надо тщательно изучать и формировать собственный стиль общения, изучать отдельного ученика.
Воспитание навыков самоконтроля и самоанализа – это тот «мостик», который связывает учебную деятельность в школе и социальную деятельность вне ее, то есть способствует более успешной адаптации выпускника к реальному нестабильному обществу.

Список литературы

Психология физического воспитания и спорта. Е.Н. Погунов. 2000г.
Опыт организации и проведения уроков здоровья. Устюжанина Л.В. педагог - валеолог, г. Курган, 2005г.
Диагностика физического здоровья. А.В. Чеботарев, 2007г.
Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях. Л.А. Семенов, 2006г.








13 PAGE 14115




15