Психологический тренинг Тропа доверия


Педагог-психолог Денисенко Ю.С.
Тема занятия: Тропа доверия
Форма: коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга
Цели: способствование дальнейшему самораскрытию, самопознанию личности воспитанника, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии и чуткости, установление доверительных внутригрупповых взаимоотношений, сплочение коллектива.
Материалы: согнутая пополам полоска бумаги, иголочки, карточки с названием спорта, веревка, карточки с названиями животных, презентация «Что такое доверие»
Ход занятия
Ритуал приветствия
(СЛАЙД 1) Психолог: Здравствуйте! Порошу вас встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу (упражнение «Улыбка другу»).
Психолог: Присаживайтесь, давайте вспомним наш ритуал приветствия, который мы используем на занятиях (СЛАЙД 2).
Ритуал «Ладони» - выражение своей готовности и настроенности на работу:
«открытые» ладони – «Я готов работать»;
«скрытые» – «Я не настроен на работу»;
одна «открыта», другая «скрыта» «Я неопределённо себя чувствую».
Основная часть
Психолог: Я вижу, все готовы к работе, и так начнем. Я приглашаю вас на сегодняшнем занятии прогуляться «Тропой доверия». (СЛАЙД 3)
Психолог: И так, давайте разбираться, что такое доверие? (СЛАЙД 4)
(Ответы детей)
Психолог: Как сохранить чувство доверия? (СЛАЙД 5), (СЛАЙД 6)
Ответы детей
Психолог: Как выразить свое доверие к окружающим? (СЛАЙД 7)
Ответы детей
Психолог: Рассказывает о доверии как важном факторе жизни в любой компании, группе, коллективе.
Психолог: С понятием доверия мы разобрались, предлагаю вам проверить, а может даже поучиться доверию. Для того чтобы наша прогулка по «Тропе доверия» была безопасной напомню правила: (СЛАЙД 8)
Правила:
Говорить что думаешь;
Говорить только от своего имени;
Слушать, что говорят другие;
Активно участвовать в заданиях, в обсуждениях;
Вы соревнуетесь не друг с другом, а со временем, которое установлено для каждого упражнения;
В промежутках между этапами все участники должны выходить из кабинета.
Входить и выходить, нужно взявшись за руки. Если цепочка разорвется, следующий этап не начинается до тех пор, пока цепочка не восстановиться. (СЛАЙД 9)
Психолог: Итак, порошу вас выйти.
Играющие берутся за руки и выходят из кабинета.
По команде ведущего они снова заходят.
Этап 1. «Посиделки»
Психолог: Перед дальней дорогой принято присесть на дорожку. Вот и вы сейчас должны сесть, но не просто так, а таким образом, чтобы у каждого кто-то сидел на коленках и каждый сидел у кого-то на коленках.
(Больше ничего не объясняя, психолог дает команду «Начали!».Как только играющие сообразят, что сесть нужно в круг и примут эту позицию, упражнение считается выполненным).
Психолог: В кругу передает мяч, играющие быстро не задумываясь, говорят, что они чувствуют.
Играющие берутся за руки и выходят из кабинета.
По команде ведущего они снова заходят.
Этап 2. «Номерки»
(Психолог показывает игрокам номера (по количеству участников), изготовленные таким образом, что их можно зацепить сзади за воротник одежды (согнутая пополам полоска бумаги).Всем предлагается встать в круг).
Психолог.Сейчас я прикреплю номер каждому, но не по порядку. Ваша задача — как можно быстрее выстроиться от первого номера к последнему, при этом соблюдая важное условие — не произносить ничего вслух. Свой номер снимать и смотреть нельзя, показывать что-то на пальцах и другими способами тоже нельзя. Начали!
Психолог: В кругу передает мяч, играющие быстро не задумываясь, говорят, что они чувствуют.
Играющие берутся за руки и выходят из кабинета.
По команде ведущего они снова заходят.
Этап 3. «Лабиринт»
(Команда выходит из кабинета, психолог расставляет восемь стульев по одной линии в шахматном порядке. Команда заходит).
Психолог. Сейчас я завяжу каждому из вас по очереди глаза. Каждый должен будет пройти зигзагом между стульями (показывает, как). За любое касание стула или другого игрока упражнение считается не выполненным и начитается все с начала. Команда должна помогать игроку, выполняющему задания, подсказывая ему, куда идти.
(Психолог не предлагает игрокам рассредоточиться по помещению и не подсказывает, что направлять капитана лучше по очереди).
Завязав игроку глаза, ведущий подает команду «Начали!».
Психолог: В кругу передает мяч, играющие быстро не задумываясь, говорят, что они чувствуют.
Играющие берутся за руки и выходят из кабинета.
По команде ведущего они снова заходят.
Этап 4. «Испорченный телефон»
(Психолог объясняет, что этот этап, так же как и предыдущий, нужно будет проходить без слов.Всем предлагается встать в одну линию).
Психолог.Сейчас всем нужно встать в колонну, то есть в затылок друг другу. Последнему я покажу карточку с названием вида спорта. Например, «футбол». Как только игрок прочтет карточку и кивнет, упражнение началось. После этого играющий должен коснуться плеча впереди стоящего игрока, и только тогда он может обернуться.
Прочитавший карточку должен жестами изобразить тот вид спорта, который был на карточке. Тот игрок, которому этот жест показали, должен невербально передать информацию стоящему впереди игроку. Можно показывать свои жесты, можно те, которые вам показали. Когда название вида спорта дойдет до первого в колонне игрока, он должен будет назвать его вслух.
Говорить ничего нельзя. Оборачиваться раньше времени нельзя. Если первый игрок называет другой вид спорта, я опрошу стоящих за ним, чтобы выяснить, сколько человек неправильно передали название.
(Психолог отвечает на вопросы группы, просит всех повернуться в затылок друг другу и начинает упражнение.На карточках могут быть: «баскетбол», «плавание», «волейбол» и т.д.).
Психолог: В кругу передает мяч, играющие быстро не задумываясь, говорят, что они чувствуют.
Играющие берутся за руки и выходят из кабинета.
По команде ведущего они снова заходят.
Этап 5. «Зоопарк»
Психолог. Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны различные животные. Вы должны будете делать одновременно две вещи: во-первых, подавать звуковой сигнал, характерный для этого животного, а во-вторых, услышать, кто еще кричит так же, и сбиться с ним в «стаю». Например, если у вас написано «баран», то вы кричите «бе-е-е». Как только я увижу, что все уже разделились, я останавливаю упражнение и проверю, что написано на ваших карточках.
(Психолог выстраивает всех в круг и раздает карточки).
Начало этапа по команде «Начали!».
(Карточки на команду из 7 человек: «собака» - 3 штуки, «кот» - 2 штуки, «гусь» - 3 штуки).
Психолог: В кругу передает мяч, играющие быстро не задумываясь, говорят, что они чувствуют.
Играющие берутся за руки и выходят из кабинета.
По команде ведущего они снова заходят.
Этап 6. «Тропинка и клич»
(Психолог составляет вместе два стула (на команду из 8 человек) и связывает их веревкой (для устойчивости). Еще 5 стула он расставляет на расстоянии 30 сантиметров друг от друга и от связанных стульев, чтобы получились как бы «тропинка» и «островок»).
Психолог.Сейчас по моей команде вы должны будете перебраться по этим тропинкам (показывает на стулья) и встать на этом островке (показывает на связанные стулья). Каждый, передвигаясь по тропинкам, говорит, что для него значит проживать и общаться с товарищами.
На островке вы должны стоять все. Когда вы встанете на этот островок, вы должны все вместе издать какой-то клич. Как только я увижу, что вы все стоите, и услышу, что вы все кричите, упражнение считается завершенным. Если у кого-то не получиться пройти по тропинкам, вся команда спускается и начинает выполнять упражнение заново. Начали!
Психолог: В кругу передает мяч, играющие быстро не задумываясь, говорят, что они чувствуют.
Играющие берутся за руки и выходят из кабинета.
По команде ведущего они снова заходят.
III. Ритуал прощания
Упражнение «Коридор доверия»
Психолог: Давайте все дружно встанем 2 шеренги лицом друг к другу.
Я предлагаю вам выполнить такое упражнение, которое называется «Коридор доверия». Через прикосновение, поглаживание вы могли бы передать мне свое доверие. Я была бы очень счастлива, ощутить это доверие и тепло, которое вы ко мне питаете.
А теперь каждый из вас, пройдя коридор, почувствует доверие друг друга через слова, объятия, прикосновения.
Психолог: Прошу вас встать в круг, я передаю мяч, каждый из вас отвечает на вопрос: (СЛАЙД 10)
Обсуждение игры.
- Какие этапы запомнились больше, почему?
- Что было просто, а что трудно?
- Получилось ли у вас почувствовать доверие ваших товарищей?
Психолог:Вставайте в круг, возьмемся за руки, соединим в центр наши руки и все вместе прокричим «Мы вместе!». Спасибо! Занятие завершено.