Урок по истории России в 11 классе: «П.А. Столыпин как противоречивая историческая личность. Мифы и реальность»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Красноярская средняя общеобразовательная школа












Открытый урок по истории России в 11 классе

Тема урока: «П.А. Столыпин как противоречивая историческая личность. Мифы и реальность»
Учитель истории: Кукушкин В.А.
























х. Красноярский 2012 год.



Открытый урок по ИСТОРИИ
Тема урока: «П.А. Столыпин как противоречивая историческая личность. Обсуждения и реальность»
Цели урока:
изучить личность П.А. Столыпина как политического и экономического деятеля в историческом контексте;
развить способности анализировать, обобщать и выделять из текста важные факты;
прививать учащимся интерес к выдающимся деятелям нашей страны, ярким примером которых является П.А. Столыпин.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (Урок-дискуссия)
Оборудование: учебник, портрет П.А. Столыпина, дополнительная литература, карта, мультимедийный проектор, ноутбук.

ПЛАН УРОКА:
Организационный момент.
Вводная часть
А) доклад на тему «Личность П.А. Столыпина»
3. Работа над новым материалом.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Вводная часть.
Учитель: История не складывается из случайностей, история не творится безличными силами, выражающимися в действиях и настроениях масс. История – это непрерывная череда поступков множества личностей, каждая из которых формируется в определенных общественных условиях. Очевидно, что в истории России за первые годы ХХ века с исключительной силой проступила личность именно П.А. Столыпина. С чего началась история его жизни, мы сейчас узнаем из доклада.

А) ДОКЛАД НА ТЕМУ
«ЛИЧНОСТЬ П.А. СТОЛЫПИНА»
Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911) начал свою карьеру в Министерстве внутренних дел. В 1899 г. Столыпин стал ковенским губернским предводителем дворянства, а в 1902 году был назначен гродненским губернатором. Постепенно потомок старинного рода сумел ярко проявить себя на государственной службе. С 1903 года Столыпин занял пост губернатора одной из самых беспокойных поволжских губерний – Саратовской. В разгар революции 1905 года Столыпин проявил себя умным, распорядительным администратором. Он смог поддержать порядок в губернии и избежать кровопролития. Продвигаясь по службе, Столыпин 26 апреля 1906 года был назначен министром внутренних дел в правительстве Горемыкина. За день до «разгона» думы 8 июля 1906 года. Столыпин был назначен представителем Совета министров и при этом сохранил за собой пост министра внутренних дел.
Возглавив правительство, Столыпин стал проводить борьбу с революцией еще более решительно. 12 августа 1906 года на него было совершено покушение на Аптекарском острове (здесь проживала его семья)
От взрыва погибли 27 человек и многие получили ранения. Потрясенный этими событиями, Столыпин 19 августа в экстренном порядке подписал указ о военно-полевых судах. Суть которого заключалась в том, что судопроизводство над революционерами должно совершаться в рамках 48 часов, а исполнение приговора - в 24 часа. Таким образом, с августа 1906 года по апрель 1907 года было вынесено 1102 смертных приговора. После неоднократных попыток думы отменить эти суды Столыпин четко заявил : «Умейте отличать кровь на руках от крои на руках палача». Потом член ЦК кадетской партии А. Тыркова отметила: «На этот раз правительство выдвинуло человека сильного и даровитого. С ним нам придется считаться».

Работа над новым материалом.
Учитель: Да, Столыпин – человек и энергичный. Благодаря этим качествам он смог подавить революцию. Но он был убежден, что для стабилизации положения в России недостаточно только карательных мер
«Революция, - считал он, - болезнь не наружная, а внутренняя, и одними
Наружными лекарствами ее не вылечишь». Столыпин полагал, что осуществляя программу преобразований, он сможет «вылечить» Россию.

Какова была расстановка политических сил в этот период?

Ученик: Столыпин, проводя новый политический курс «порядок и реформы», попал в сложную ситуацию. С одной стороны, революция была подавлена, но волнения в обществе остались. Большая часть населения не доверяла власти. Также были недовольные со стороны революционеров и буржуазной оппозиции. Последние выступали против карательных действий правительства. С другой стороны, Столыпин подвергался большой критике со стороны черносотенцев. Он не давал черносотенцам полной воли, использовал их для борьбы с революционерами, тем самым держал их под контролем, чтобы избежать погромов и кровопролития. Столыпин не был лишен поддержки. Октябристы глубоко верили в его курс. Это были богатые и влиятельные люди: крупные предприниматели, помещики. В итоге получилось, что левые и правые критиковали Столыпина, а центр был готов оказать самую мощную поддержку.
Учитель: Каким образом развивалась ситуация вокруг Государственной Думы?
Ученик: В подобной сложной ситуации вокруг Государственной Думы главным стал вопрос о судьбе думы. Черносотенцы, поддерживающие разгон Второй Думы, настаивали на необходимости окончательно избавиться то этого учреждения. Они стремились вернуться к самодержавию. Столыпин, наоборот, считал, что дума чрезвычайно полезна для поддержания порядка в стране. Выборы депутатов, думские прения давали понять массам, что о них думают и заботятся. Но дума должна стать управляемой со стороны власти, попасть под ее контроль. Для того чтобы осуществить эти планы, Столыпин 3 июня 1907 года принимает новый избирательный закон.
Учитель: Третьеиюньский государственный переворот: какие произошли изменения в думе благодаря новому закону?
Ученик: 3 июня 1907 г. Новый избирательный закон полностью перераспеределил число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии. Теперь один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. 1 ноября 1907 г. На свое первое заседание собралась Третья Государственная Дума. В новой думе по составу превосходили октябристы(154) и монархисты (147). Кадеты получили 54 мандата, социал-демократы-19. Теперь, когда состав думы стал наилучшим, правительство смогло представить аграрный законопроект на утверждение.
Учитель: Рассмотрим аграрную реформу Столыпина. Каковы ее основные направления и итоги?
Ученик: Основная направленность аграрной реформы – разрушение общины. В новых указах, появляющихся в период с 1907- по 1911 г., правительство четко обозначило свои цели – земли закрепить за отдельными хозяевами общины. Крупных хозяев нацеливали на превращение своих хозяйств в независимые друг от друга хутора.
За 1907-1914 гг. из общины выделилось 2.5 млн крестьян (22% всех крестьянских хозяйств).
Еще одно направление, которое также было нацелено на укрепление зажиточных крестьян, - это создание Крестьянского банка. Он был посредником между помещиками, которые хотели продать свои земли, и крестьянами, желавшими купить их. Так, банк способствовал переходу помещичьих земель в реки сельской буржуазии. Причем это осуществлялось в свободной форме, путем купли – продажи и на выгодных условиях для помещиков. А крестьянам банк предоставлял на льготных условиях ссуды для этой покупки.
Еще одна проблема стояла перед Столыпиным – сельская беднота. По его мнению, решение этой проблемы заключалось в массовом переселении людей. Этим Столыпин рассчитывал, с одной стороны, ослабить нехватку земель в центральных губерниях, а с другой – переместить ожесточенную часть населения на окраины России, подальше от помещичьих имений. Большая часть людей переселилась в Сибирь.
Учитель: Как мы видим, Столыпину удалось многое сделать за свою жизнь, но многое он так и не успел. Он не решил главную свою задачу- расширить социальную опору за счет зажиточных крестьян. В 1911 г. Столыпин был убит в Киеве. Еще при жизни главы правительства стало понятно, что его политика, успокоившая только на время Россию, не могла предотвратить нового революционного взрыва. Уже в 1910 г. Опять появилось забастовочное движение, которое усилилось к 1911 г. То же происходило и в среде студенчества и демократической интеллигенции. Прошла крупная забастовка на Ленских приисках в 1912 г., расстрелянная воинской командой. Начались волнения в армии и на флоте. Как итог- восстание в Троицких лагерях под Ташкентом. В дальнейшем революционное движение продолжало неудержимо нарастать.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнали Столыпина как сильную личность и хорошего политического деятеля. Для закрепления материала ответьте на следующие вопросы:
А) Дайте характеристику Столыпину как политическому деятелю.
Б) Какие цели преследовала аграрная реформа?
В) Почему столыпинская политика в итоге потерпела неудачу?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.




15