План-конспект открытого занятия на тему:Сценическое действие, как важнейший компонент вокального исполнительства.


Дата проведения: 4.01.2016 г.
Время проведения: 15.30 ч.
Место проведения: МБУ ДО ЦРТДиЮ ст. Петровская
Направленность: художественная
Тема занятия: Сценическое действие, как важнейший компонент вокального исполнительства.
Тип занятия:
- формирование новых знаний.
Цель:
- дать представление о поведении выступающего на сцене перед публикой.
Задачи:
Обучающая:
- обучение правильной постановке, движениям и поведению на сцене.
Развивающие:
- развить умение правильно пользоваться своим телом на сцене.
Воспитывающие:
- воспитание сосредоточенности, выдержки, повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации.
Оборудование для педагога:- Технические средства- малогабаритный переносной компьютер.
Оборудование для учащихся:
- Тетрадь, ручка, карандаш, ластик.
План занятия:
Организационный момент (2 мин)
Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (10мин)
Выполнение задания (30 мин)
Подведение итогов (3 мин)
Этап занятия Содержание занятия Примечания
1.Организационный момент (2 мин)
2.Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (10 мин)
3.Выполнение задания (30 мин)
5.Подведение итогов (3 мин)
Используемая литература
- Добрый день, ребята! Мы вновь собрались с вами на занятии по вокалу. Давайте посмотрим на сколько мы готовы к нашему занятию. Достаньте тетради, ручки, карандаши и ластик. Сегодня мы с вами попробуем понять, почему же человеку-выходящему на сцену, страшно. И как же все-таки нужно себя вести на сцене.
Находиться на сцене, реализовывать свои творческие замыслы и держать внимание аудитории - это большое мастерство.
Иногда очень обидно наблюдать на сцене исполнителей, которые выглядят при этом хуже рабочих сцены, обнаруживая полное отсутствие представления о культуре и манере сценического поведения. Эти качества - результат работы по овладению своим телом, своими нервами, своим вниманием. Они и есть то, что называют профессионализмом. Умение "нести себя" - это не только эстетическая сторона проблемы, ведь тело исполнителя, как и голос, - это его "инструменты", особенно это касается актеров, вокалистов, хотя и для многих других это тоже очень важно.
"Тело - инструмент, актер - инструменталист". На сцене каждое движение рук, ног, фигуры, мимика лица - все воспринимается зрителем, создавая имидж выступающего. Иногда отчетливо видно, как неудачная "выходка" исполнителя, актера мгновенно разрывает те ниточки внимания, которые соединяют его и зал, разрушает тот образ, который выстраивался. Недостатки, которые свободно сходят с рук в жизни, становятся заметными перед освещенной рампой и назойливо лезут в глаза зрителям...
Как бы ни был хорош голос певца, но его внешность и манеры, и сам выход на сцену - все способствует или мешает успеху у слушателей.
Для тренировки своего физического аппарата не может быть назначено сроков, так как с каждым годом перед исполнителем встают все большие трудности в связи с возрастающими требованиями к себе, поэтому развитием голоса, дикции, пластики тела и так далее надо заниматься всю жизнь.
Итак, дорогие ребята. Рассмотрим с вами как же все-таки правильно нужно вести себя на сцене.
Основные требования к телу исполнителя:
Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух(!) ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.
Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутренне состояние, так же как мышечная собранность, - нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность.
Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено общей задаче - идее творчества. В процессе занятий улыбка важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела. "Как чувство радости вызывает улыбку и блеск в глазах, так улыбка на лице заставляет ученика ощутить приподнятость, радость творчества".
Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.
Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный жест.
Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее - это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.
Перед выступлением следует найти дверной косяк или что-нибудь похожее, прислонится спиной к нему, стремиться расправить свой позвоночник вдоль косяка, расправить корпус, выпрямиться, плечи опустить, шея станет длиннее и прямее, живот втянется. Дыхательный аппарат займет удобное положение, гортань расположится как бы на прямой оси. Голова певца должна стоять гордо. Шея должна выпрямиться, чтобы при движениях челюстью не нажимать на гортань. Очень полезно в пении представлять себе, что на голове держишь кувшин с водой (вырабатывается баланс шеи и мышц, держащих голову)". У некоторых исполнителей есть привычка выходить на сцену со строгим, недовольным видом, надо стараться избегать этого. Ничто не портит настроения так, как это делает мрачное, неприветливое или высокомерное выражение лица артиста, вышедшего к слушателям.
Ну а теперь немного о том, что же можно и нужно делать со своим страхом выхода на сцену?!
При любом публичном выступлении никогда не следует начинать выступление сразу после выхода на сцену, нужно некоторое время постоять, чтобы затормозилось действие посторонних раздражителей. При этом полезно сделать 2-3 вздоха через нос, ощутив напряжение мышц зева, глотки (зевок), а также вспомнить о дыхании. Эта пауза между выходом на сцену и началом творческого процесса поможет и зрителям собрать внимание для дальнейшего восприятия вашего творчества.
Концентрировать внимание перед выступлением, во время выступления на художественной стороне исполняемого произведения, на технических средствах, которые дадут возможность певцу передать все нюансы произведения.
Вырабатывать уверенность в своих творческих силах (воля, устремленность, самодисциплина).
Систематически тренировать и совершенствовать вокальную и артистическую технику.
Ну вот ребята мы и узнали с вами, как же надо себя вести на сцене. Изучили несколько правил и открыли несколько секретов, как же бороться со своим страхом на сцене.
Ну а на сегодня все. До новых встреч!
До свидания!
К. Плужников «Механика пения». Санкт-Петербург, 2006г.
«Развитие голоса. Координация и тренинг» В. Емельянов, Новосибирск, 1991 г.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994.
СЛУЦКАЯ Л. Е. Сценическое волнение как профессиональная и психологопедагогическая проблема.
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.,2006.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества
станицы Петровской муниципального образования Славянский район
ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ: Сценическое действие, как важнейший компонент вокального исполнительства.
Педагог дополнительного образования:
Кузнецов Алексей Иванович
ст. Петровская
2016 год