Воспитательное мероприятие на тему: Хлеб всему голова




Учитель начальных классов
МКОУ "Копёнская оошЖелезногорского района Курской области"
Александрова Лариса Николаевна

Тема: Хлеб – всему голова.
Форма: праздник.
Цель: ознакомить с историей хлеба.
Задачи: развивать творческие способности; познакомить с миром профессий; развивать любознательность; умение самостоятельно отбирать нужную информацию, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе; воспитание бережного отношения к хлебу; воспитание уважения к труду хлебороба.
Типология проекта.
По доминирующей в проекте деятельности – частично-поисковый.
По количеству участников – групповой.
По продолжительности – средний.
Проблемные вопросы.
Когда впервые хлеб пришёл на стол к человеку?
Как наш хлеб на стол пришёл?
Как наши предки выращивали хлеб?
Необходимое оборудование.
Репродукция картины И.И. Шишкина "Рожь".
Плакаты с высказываниями, пословицами о хлебе.
Серия наглядно-дидактических пособий "Как наши предки выращивали хлеб".
Серия наглядно-дидактических пособий "Расскажите детям о хлебе".
Самовар.
Скатерть.
Вышитое полотенце, каравай.
Хлебобулочные изделия.
Свеча.
Магнитофон, диски с записями песен о хлебе.
Карточки с пословицами для конкурса.
Детские рисунки.
Группы: художники
поисковики
литературоведы
кулинары
сценаристы
Этапы работы над проектом.
I подготовительный:
постановка проблемы "Когда впервые и как наш хлеб на стол пришёл?"
формулировка темы "Хлеб – всему голова"
выдвижение гипотезы.
создание творческих групп.
распределение заданий.
II практический:
сбор материала, чтение литературы, выполнение творческих работ(рисунков), составление сценария праздника, репетиции, выпечка хлебобулочных изделий.
III основной:
презентация проекта.
проведение праздника.
IV оценочно-рефлексивный:
подведение итогов праздника.
награждение участников.
Работа в группах,
Художники.
Выполняют рисунки, пишут плакаты с высказываниями и пословицами о хлебе.
Поисковики.
Подбирают материал об истории хлеба, хлебобулочных изделий.
Литературоведы.
Подбирают стихи, загадки, песни, пословицы, открытки, картинки о хлебобулочных изделиях.
Кулинары.
Выпекают хлебобулочные изделия; оформляют рецепты приготовления этих изделий.
Сценаристы.
Оформляют весь собранный материал.
Составляют сценарий праздника.
Роль учителя.
Создание проблемной ситуации "Как хлеб на стол пришёл?"
Координирует работу в группах, консультирует обучающихся.
Помощь при составлении сценария, оформлении зала.
Участие в подведении итогов презентации проекта.
Ход праздника.
Ведущий. Разгадайте загадку.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна – в муку и тесто…
Вырос он под синим небом
И пришёл на стол он… (Хлебом)
Дети: хлебом.
Ведущий. Правильно, ребята. Это хлеб. Сегодня на нашем празднике речь пойдёт о хлебе.
Звучит песня "Хлеб – всему голова".
Ведущий. Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом "хлеб" называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.
Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас: "Что такое хлеб?"
Ученица читает стихотворение.
Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: "Хлеб".
Золотой простор бескрайний.
Там работают комбайны.
Мы говорим: "Хлеб".
Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: "Хлеб".
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: "Хлеб".
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб.
Ведущий. Сегодня на празднике мы с вами постараемся ответить на вопросы:
Когда впервые хлеб пришёл на стол к человеку?
Как наши предки выращивали хлеб?
Как наш хлеб пришёл на стол?
Учёные-археологи разных стран мира после изучения многих материалов подтвердили, что первым хлебным растением надо считать не современные злаки – рожь и пшеницу, а…дуб. Обильные урожаи его желудей использовали для приготовления хлеба ещё в очень древние времена. Археологи пир раскопке трипольских поселений на территории современной Кировоградской области нашли высушенные и растёртые в муку жёлуди, из которых здесь пекли хлеб более 5 тысяч лет назад.
Шло время век за веком. Открытие сменялось открытием, и человек сделал следующий шаг в искусстве приготовления хлеба. Произошло это, как полагают, впервые в Египте 4-5 тыс. лет назад. При раскопках Египетских пирамид обнаружено немного статуэток и других предметов, свидетельствующих о том, что древние египтяне умели не только молоть зерно в муку, но и выпекать из неё хлеб.
Ведущий. Долгое время люди не знали, как делать муку и поэтому вместо хлеба в пищу употребляли размоченные в воде зерна. Со временем люди научились получать муку. Для этого они растирали зёрна между двумя камнями. Первый хлеб был в виде жидкой каши, когда человек научился добывать огонь, было сделано ещё одно открытие. Человек стал поджаривать раздробленные зёрна перед тем, как смешивать их с водой и убедился, что каша, из таких зёрен, гораздо вкуснее той, какую он ел до этого – из обычных сырых зёрен. Постепенно люди из этой каши научились выпекать хлеб, а густую кашу стали называть тесто.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
А сейчас давайте рассмотрим серию картинок "Как наши предки выращивали хлеб?"
Беседа по картинкам.
Ведущий. Давайте вспомним как в наше время хлеб приходит к нам на стол. (Ответы детей.)
Какие же профессии нужны для этого? (трактористы, агрономы, комбайнёры, шофёры, пекарь, продавец)
Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт:
Колхозник,
рабочий,
нефтяник,
строитель,
шахтёр,
машинист,
металлург и …
народ.
Звучит песня "Вот она какая корка хлеба".
Вот она какая хлеба корка
С хрустом аппетитным, с вкусом тонким
И поджариста, и ароматна
Нету ничего вкусней.
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля…
Ничего вкуснее нет!
В магазине вкусно пахнет хлебом.
Хлеба пекарь нам печёт к обеду.
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни
Ля-ля-ля, ля-ля-ля…
повторяется первый куплет
К супу, к гуляшу и к манной каше
За столом даётся корка наша.
К чаю булки, бублики, ватрушки
И ещё, конечно, сушки.
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля…
Бублики, ватрушки, сушки.
Физминутка. Колосок, колосок
Он не низок, не высок.
Его солнышко печёт,
Тёплый дождик польёт.
Ты расти, расти скорей,
Много у тебя друзей:
Солнце, тучка, даже пчёлы
Мы – компанией весёлой!
Поскорее созревай,
Испечём мы каравай!
Ведущий. Святое дело – вырастить хлеб. Глубоко ошибается тот, кто решил, что в нынешнее время при современной технике, хлеб даётся легко. Нет, он добывается в поте лица, и слово "страда" не утратило своего первоначального смысла. хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют океаны, добывают нефть и газ в глубинах земли, а хлеб остаётся хлебом.
Издавна Россия – это не только милые душе берёзки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.
Чтение стихотворения.
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета.
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдётся пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
негромко молвит: "Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!"
Ты вырастешь и через много лет
опять сюда вернёшься на рассвете
И скажешь: "Ничего дороже нет,
Чем тёплый хлеб на этом белом свете!"
Ведущий. Есть только одно слово, которое равнозначно слову "хлеб". Это слово – "жизнь". В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей города, осаждённого фашистами. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!
Чтение стихотворения. (Звучит мелодия военной песни.)
Казалось, что конец Земли,
Но сквозь остывшую планету
на Ленинград машины шли:
Он жив ещё, он рядом где-то –
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под тёмным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду,
Так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк,
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" названОбычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Ведущий. 641.803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище тысячи могил. Около одной могилы долгие годы всегда было много людей. Они стояли молча и плакали. на могиле среди цветов лежал ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: "Доченька, если бы ты могла дать его тебе тогда…"
Давайте зажжём свечу в память о тех, кто умер от голода в Блокадном Ленинграде.
Прошу всех встать. Объявляется минута молчания.
Ведущий. О хлебе сложено много стихотворений, песен, пословиц. Сейчас мы с вами вспомним пословицы о хлебе. Для этого я прошу выйти ко мне 6 человек. Возьмите себе листочки, на которых записаны окончания пословиц. Я буду начинать пословицу, а кто-то из вас заканчивать.
Хочешь есть калачи, … (не сиди на печи.)
не ленись с плужком – … (будешь с пирожком.)
Догулялись мужики: … (нет ни хлеба ни муки.)
Пот на спине – … (так и хлеб на столе.)
не надо хвалиться, … (коли не знаешь, как хлеб роится.)
Каравай хлеба не … (свалится с неба.)
Ведущий. Помните! Хлеб – не просто еда.
Чтение стихотворения.
Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года,
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали.
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость такая,
Вот, что в народе у нас говорится:
"Коли ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал".
Правила обращения с хлебом.
Никогда не брать хлеб грязными руками.
Хлеб берут рукой, а не вилкой.
Бери хлеба столько, сколько можешь съесть.
Не играй с хлебом.
Не выбрасывай хлеб в мусор.
Ведущий. На Руси хлебом-солью встречали молодожёнов, почётных гостей.
Чтение стихотворения.
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Дети подносят каравай гостям.
Подведение итогов.
Литература.
Сценарии школьных праздников (1-4 классы) Москва, 2099.
Жиренко О.Е. "Я – гражданин России". (Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию). Москва "Вако", 2006.
Серия наглядно-дидактических пособий "Как жили наши предки".
Серия наглядно- дидактических пособий "Расскажите детям".
Газета "Начальная школа" №1, 2011.