Воспитательное мероприятие на тему Хлеб всему голова


Воспитательное мероприятие «Хлеб всему голова»
Автор: И.Н.КалабинаМОУ «СШ №5 имени О.А.Варенцовой» г.Ярославля
Аннотация:
В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с детьми начальной школы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Данное мероприятие является одной из форм патриотического воспитания подрастающего поколении. Это урок нравственности, основанный на государственных и общечеловеческих ценностях, уважительном и бережном отношении к национальной культуре и главной ценности – хлебу.
Действующие лица:
Ведущий
Безделица
Труд
Мороз Красный нос
Мороз Синий нос
Первый колосок
Второй колосок
Третий колосок
Человек
Ветры-суховеи-2
Ход мероприятия:
Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Как пришел ты к людям ,Хлеб?
Первый колосок: Было это давным-давно. Так давно, что еще не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек наших бабушек. Людям тогда жилось очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения, делать одежду и , чтобы не умереть с голоду, бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. На это уходило много времени и сил, голод постоянно мучил человека. И вот однажды один древний человек нашел у дерева траву, сорвал ее и попробовал ее семена на вкус.
Ведущий: Чудо, какими вкусными показались эти семена людям! Ученые полагают, что это был дикорастущий ячмень.
Показывает колос ячменя
Второй колосок: А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите послушать и увидеть ее?
«Жили-были на свете Солнце, Земля и Труд. Жили не тужили. Земля питала каждую травинку. Солнышко ласкало, Труд оберегал. Но вот откуда ни возьмись…
Входит Безделица
Безделица: Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю Труд. Вы его, ребята, не видели?
Появляется Труд, в руках он несет зерно.
Труд: Какое маленькое, а сколько в тебе добра!
Безделица набрасывается сзади на него. Пытается отнять зернышко; они борются.
Безделица: Все равно я стану владычицей Земли! Не быть по –твоему!
Труд: Владыкой мира будет Труд!
Безделица: Ха! Давай позовем Человека. Пусть он решит, то ли ему потом обливаться, то ли ничего не делать, полеживая в тени…
Труд: Будь по-твоему.
Появляется Человек
Труд: Вот тебе горсть зерен, сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость…
Безделица: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем!
Человек: (наклоняется к Труду)Спасибо тебе, батюшка Труд, я тебя не подведу!
Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерно.
Безделица: Ну надо же! Труд верх берет! Эх, была ни была! Позову-ка я Мороза, пусть заморозит всходы! Эй вы, морозы лютые! Сюда! Сюда! На помощь!
Влетают Морозы Красный нос и Синий нос, бегут по залу.
Труд: Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не отдадим! Не отдадим Морозам зеленые всходы хлеба!
Дети ( по 2 человека от класса) окружают всходы.
Морозы: Я Мороз- Красный нос! Я Мороз- Синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат – наши всходы.
Игра « Перетягивание каната». Дети выигрывают, так как их больше.
Безделица: Ох, и бездельники эти Морозы! Ну да у меня еще ветры-суховеи про запас есть! Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь! Появитесь!
Вбегают ветры.
Ветры: Ну, суши! Ну, губи!
Человек: Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необходимо доставить сюда как можно больше влаги! Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому нужна ваша помощь.
Игра «Не пролей воду» на середине зала- миска с водой. Это- озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакане окажется больше воды? По два человека от класса.
Человек: Спасибо, ребята, напоили вы всходы! Теперь бы солнышко нас согрело!
Безделица: Я закрыла его тучами с градом.
Труд: Ребята, вы знаете, как человек научился бороться с градом?
Сообщение рассказывает 1 ребенок)Труд: Как видишь, Безделица, и град можно победить.
Безделица: Горе мне, горе! Ухожу от вас. Фу, какая противная ваша сказка! И здесь мне не удалось поселиться…
Труд и Человек: Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Третий колосок: Хороша твоя сказка, братец Колосок! Но я хочу, чтобы ребята знали, что суховеи, бураны, засуха бывают не только в сказках. Каждый, кто трудится на земле, выращивает хлеб, имеет с ними дело. Особенно страшны они на бескрайних полях Дона, Кубани, в Сибири.
Ведущий: Хлеб! Какое привычное и все таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.
Игра «Назови хлебобулочные изделия» по 2 человека от класса . Кто последний, тот и выиграл.
Ведущий: Поэтесса Ирина Токмакова спрашивает нас : «Что такое хлеб?»
Дети читают стихи
1.Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб!»
2.Золотой простор бескрайний
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб!»
3.Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб!»
4.Тесть кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб!»
5.Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Ведущий: Вот какое коротенькое, но емкое слово- хлеб. А теперь давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека? Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Почему? Долго люди не могли дать ответ на этот вопрос. Сегодня мы знаем, что в других продуктах содержится какое-нибудь главное вещество: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. А в хлебе есть они все!
Я знаю, что ребята из 1 класса любят русскую народную игру-хоровод «Каравай». Приглашаем их в круг. А остальные с места подпевают.
Колосок: В летний день у каравая
Хоровода, звон и смех,
Сам друзей он выбирает,
Выбирает. Да не всех.
Каравай, каравай, кого любишь выбирай!
Игра «Каравай»
Колосок: Хлеб надо беречь. Я узнал, что ребята из одного города провели подсчет: если каждый человек за один день не доест и выбросит 50 г хлеба (показать), это составит 20кг по школе, а по городу- 200кг, то есть 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.
Ведущий: Спасибо вам, золотые Колоски! Вы рассказали нам так много интересного. Вместе с вами мы увидели, как непросто приходит хлеб к нам на стол. Недаром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Солнце, Земля и человеческий труд.
Список литературы:
1.Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 2-й класс.-2-е изд.-М.: ВАКО, 2005
2.Г.П.Попова. Классные часы. 2 класс.- Волгоград: Учитель, 2010
3.В Карамзин «Наш хлеб» Документальное повествование о хлебе. М:Правда, 1986