Воспитательное мероприятие на тему: Хлеб — всему голова.


Воспитательное мероприятие
Тема: Пресс-конференция «Хлеб – всему голова»
Цель:содействие духовно-нравственному развитию учащихся;
расширение знаний детей о хлебе.
Задачи:
пополнять знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб;
продолжить работу над пониманием смысла пословиц о хлебе;
познакомить с рецептом хлеба военных лет;
дать возможность детям почувствовать себя в роли журналиста, корреспондента;
развивать речь, логическое мышление, навыки коммуникативного общения (работа в группе);
воспитывать патриотизм, уважение к людям труда;
Оборудование и оформление:
Презентация «Хлеб – всему голова».
Выставка рисунков учащихся о хлебе, фонограммы песен.
«Каравай» на рушнике.
Ход конференции
Приветствие гостей.
3 чел. под песню Людмилы Зыкиной «О Хлебе » на вышитом рушнике несут каравай хлеба.
1. Чтение стихотворений детьми.
Из сидящих в зале:
Смотри, не зевай - несут каравай!
Каравай медовый, каравай пудовый,
Сам собой медовый из муки из новой!
(Останавливаются посреди зала)
Первый:
Как пекли его, пекли
Даже слюнки потекли!
До того хороший вышел, лучше булок, лучше пышек!
Лучше всякого-всего, всяк отведает его!
Второй:
Поскорее накрывай стол скатеркой чистой-
Перед нами каравай с корочкой душистой!
(2 детей накрывают белой скатертью стол)
Третий ставит его на стол и говорит:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он - хлебушко душистый, вот он теплый золотистый.
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал,- пришел.
Первый:
В нем здоровье наша сила,
В нем чудесное тепло:
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Второй:
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем,
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Третий:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом
Встретить щедро, от души
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем,
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Первый:
С караваем хлеб подносим
Поклонясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб-соль из рук!
(Вручают хлеб-соль гостям праздника).
Вместе: Милости просим на праздник наш, гости!
Учитель: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говориться: «Есть хлеб – есть и песня…».
« Я представить край родной без хлеба
Не могу, как море без воды,
Без щемящей сини это небо,
Вечер без мерцающей звезды…»
Чтец 1. Хлеб начинается с заснеженных полей,
Где сладко спят зелёные ростки,
Чтобы не скоро, через много дней
Взойти и превратиться в колоски!
Их будет ветер бить, сушить жара.
Дожди их заливают через край,
Но явиться желанная пора
И колос превратиться в урожай!
Чтец 2. Созревшее зерно грузовики
На элеватор дружно повезут,
А из сухой просеянной муки
Ковриги хлеба пекари спекут.
Чтец 3. И снова отберут отборное зерно,
Что будет ждать распаханной земли,
И скажем мы: «Озимые взошли!»
Вот так родиться хлеб
И белый и ржаной.
И в именины – радость пирога.
Поэтому от хлеба нам с тобой
Крупица каждая должна быть дорога!
Учитель. Мы собрались сегодня с вами для того, чтобы провести пресс-конференцию по теме «Хлеб – всему голова».
2 .Открытие конференции.
Предлагаю открыть конференцию. Хочу представить вам членов научного общества «Почемучки» (встают).
Представляю журналистов и корреспондентов из разных газет, журналов, телевизионных программ.
Обращаю ваше внимание на рубрики, предложенные сегодня на обсуждение: «История хлеба», «Интересные сведения о хлебе», «Хлеб военных лет».
Слово учителя: «Хлеб – это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим». Так о хлебе говорил известный французский агроном и фармацевт 18 века Антуан-Огюст Пармантье. (Показываю его портрет)
И, действительно, изменяется жизнь, а хлеб – батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.
Ув. журналисты и корреспонденты, задавайте свои вопросы члены научного общества «Почемучки» ответят на них.
Пожалуйста, журналисты, корреспонденты.
1 вопрос. Когда появился первый хлеб?
Ответ. Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце высушило его и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь эту кашицу на костре –это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад.
Хлеб, который похож на тот, который едим мы, научились печь 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. (Посмотрите на иллюстрацию «Египет»)
2 вопрос. Откуда пришло к нам слово хлеб?
Ответ. Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». Вместе с древним хлебом появилась и профессия «пекарь». Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. В Риме даже стоит памятник Марку Вергилию Эврикасу – пекарю и торговцу хлебом. А на основании памятника изображён весь процесс выпечки хлеба .Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах, этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе – позволить купить только очень богатые люди. В Индии преступника лишали права есть хлеб, считалось, что человек без хлеба обречён на несчастье. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.
3 вопрос. Сколько людей разных профессий трудятся, чтобы на наших столах появился хлеб?
Ответ. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий!
Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Ребята, давайте беречь хлеб!
4 вопрос. Почему один хлеб черный, а другой белый?
Ответ. Это связано с тем, что белый (пшеничный) хлеб пекут из пшеничной муки, а чёрный – из ржаной муки (показать детям ржаную и пшеничную муку).
На Руси поначалу пекли только белый хлеб. Ржаной появился 800 лет назад. 800 лет- это в 100 раз больше продолжительности вашей жизни.
5 вопрос. А какой хлеб полезнее?
Белый хлеб пекут из очищенной муки, в процессе ее изготовления от зерен отделяются оболочки и зародыши (отруби). Поэтому белый хлеб хранится дольше (отруби быстро окисляются и портят муку) и имеет более однородный вкус. Считается, что он менее полезен, чем ржаной, ведь клетчатки в нем очень мало, как и прочих ценных веществ. К примеру, железа в ржаном хлебе в 4 раза больше, чем в белом
6 вопрос. А чем же полезен хлеб?
Хлебные изделия являются одним из основных продуктов питания человека. В хлебе содержится многие пищевые вещества, необходимые человеку; среди них белки углеводы, витамины, минеральные вещества, пищевые волокна. Хлеб и другие зерномучные товары являются основными поставщиками углеводов главного энергетического компонента пищи.
Кстати, он ценен как раз тем, что заставляет нас жевать. Хлеб богат клетчаткой – пищевыми волокнами. Клетчатка выходит из организма в неизменном виде, она не усваивается. Клетчатку называют «метлой», она выметает вместе с собой все лишнее, очищает организм. Пока мы жуем хлеб – клетчатка чистит зубы, к тому же, образуется химическая среда, убивающая вредные бактерии.
7 вопрос. Много ли хлеба едят русские люди?
Ответ. Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба. Русские люди всегда ели больше хлеба, чем мяса. Это отмечали иностранные путешественники.
Учитель: Как вы думаете, 15 тонн – это много или мало?
Посмотрите: в этом вагоне помещается столько хлеба, сколько съедает один человек за 60 лет.
8 вопрос. Сколько нужно зёрен, чтобы испечь одну булку?
Ответ:10.000 зёрен. Это примерно такое количество зёрен.(показ)
9 вопрос. Как пришел хлеб на наш стол?
Детям показывается презентация« Как хлеб на стол попал?»
С чего всё начинается? Рассказ ученика.
- Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу.
-Солнце светит. Дождик идёт. Вскоре на полях появляются зелёные ростки – всходы.
- Пшеница выросла, но поле ещё не золотое. Ещё нельзя убирать урожай.
- Хлебное поле стало золотым. Говорят: «Золотая нива!»
- Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.
-С утра до глубокой ночи идёт уборка хлеба.
- Затем зерно отправляют на элеватор – там его сушат и сортируют.
- В этих башнях хранится зерно. Эти башни огромные.
- На мукомольном заводе пшеница превращается в муку.
- Далее муку везут на хлебозавод в специальных машинах.
- А уж на заводе пекут хлеб.
- А вот и магазин, там мы покупаем наш хлебушек.
10 вопрос. Есть ли в нашей стране музей хлеба?
Ответ. Да. На Украине есть музей хлеба в Киеве. Он открыт в 1983 году. Блокадный и космический хлеб, история выращивания зерновых и орудия труда наших предков-земледельцев представлены в этом музее. Зовётся он «Дом хлеба». Рядом с музеем построены хлебопекарни. Можно купить и попробовать хлеб, испечённый по рецептам наших предков.
(Дети из научного общества «Почемучки» присаживаются на места в группах.)
Учитель:
Во время блокады жители города Санкт-Петербурга получали на весь день всего 125 г хлеба. Посмотрите, какой это кусок !!!(показываю детям)
Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное – опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя .При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.
Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.
-Как вы думаете, что нужно делать с крошками хлеба, которые остаются на столе?
(Их надо собирать и отдавать птицам.)
Учитель: Внимательно послушайте небольшой отрывок из стихотворения «О хлебе» автора Нины Самковой, а потом я задам вам несколько вопросов:
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
- Как вы думаете, почему старушка, подбирая батон, заплакала?
- Какие эмоции у вас вызвал этот отрывок?
4. Просмотр видеоролика «Дети войны».
Давайте посмотрим небольшой ролик о тяжёлой доле детей в годы войны.
Какие чувства вызвал просмотр видеоролика?
Стихотворение читает ученик:
Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал».
Учитель. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.
Игра «Собери урожай».
Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.
У кого хлеб родился, тот всегда веселится.
Без хлеба сыт не будешь.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Плох обед, коль хлеба нет.
Хлебушко - от земли, силушка - от хлеба.
Хлебушко - калачу дедушка.
Кто пахать не лениться, у того хлеб уродиться.
Рыбе - вода, ягодам - трава, а хлеб всему голова!
Учитель: Мы немало рассказали,
Много нового узнали.
Знаем главные слова:
«Хлеб всей жизни голова!»
1 уч-к Ведь обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки
2 уч-к Даже каша с хлебом краше!
Гусь без хлеба ерунда!
3 уч-к Хлеб, кормилец, -
Пища наша,
Хлеб насущный - сила наша,
“Молодецкая еда”, -
Говорил народ всегда.
4 уч-к На работе и в походе,
У народа хлеб в почете,
C хлебом русский человек –
Богатырь из века в век!
5 уч-к И не даром хлеб солдатский
Наши воины по - братски,
Часто делят меж собой,
Уходя на смертный бой.
6 уч-к Видишь, друг, - у хлеба свойство,
Замечательное есть -
Проверяют им геройство,
Силу, мужество и честь.
Помни верные слова:
“ Хлеб всей жизни голова! ”
Подведение итога
Ув. гости, журналисты, корреспонденты. Наша конференция подошла к концу.
Слово учителя:
«Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба» - гласит народная мудрость.
Спасибо всем за внимание.
Угощение караваем гостей и детей.