Технологическая карта урока русского языка по теме Подготовка к сочинению по картине А.И.КуинджиБерезовая роща

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине
А.И. Куинджи «Березовая роща»»

Тип урока: урок открытия новых знаний.
Деятельностная цель:
- вычитывать и преобразовывать информацию (составлять схему, план), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
-находить изобразительно-выразительные средства в тексте, использовать их в предложениях, самостоятельно составленных.
Содержательная: формировать умения самостоятельно мыслить, добывать знания на основе прочитанного текста, жизненного опыта; пробудить желание высказать свое отношение к картине, обосновать, мотивировать его; совершенствовать умения описывать картину, создавать творческий текст; воспитание духовно-нравственных аспектов: любви к природе и родному краю.
Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как составлять план к сочинению по картине; смогут на практике применять теоретические знания: использовать средства художественной выразительности в творческой работе, передать идею картины и высказать свои впечатления от увиденного.
Развитие творческих способностей и интереса к словарному богатству русского языка;
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
– Регулятивные УУД:
Умение сопоставлять преобразовывать информацию (составлять схему, план), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Проговаривание вслух последовательности производимых действий.
– Коммуникативные УУД:
Развитие умения связно излагать мысли;
Сохранение и развитие умения слушать и слышать;
– Познавательные УУД:
Извлечение новой информации, преобразование и применение её.
 
Этап                              
Деятельность учителя                      
Деятельность учащихся                                     
Универсальные действия

1. Самоопределение к          деятельности
Организационный момент
Цель: создать благоприятную обстановку на уроке
Включение в деловой ритм. Устное   сообщение учителя   

Подготовка класса к работе.                
Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Нацеливает учащихся прослушать песню «Шум берез» (автор музыки - К. Орбелян. автор слов - В. Лазарев)
в исполнении М. Магамаева

Беседа
- Как вы поняли, о чем поется в песне?
-Какие еще вы знаете песни о березах?
-Чем является береза для русского человека?
- Почему березу считают символом России?
- Только ли в песнях воспевается красота русской березы?
К берёзе в России относятся с особой любовью. Её воспевают в песнях, ей посвящают удивительно проникновенные стихи, художники изображают её красоту на картинах. Наши предки считали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женскую красоту.
- Возможно ли нам самим написать сочинение о красоте русских берез? Но чтобы стать хорошими художниками слова, нам предстоит ответственная и трудная работа. Нужно быть внимательными к слову. Начнём со сбора материала к сочинению. Для этого мы познакомимся с художественными текстами, стихами, посвящёнными берёзе. Будем учиться у мастеров художественного слова.
Поэтому мы открываем следующую страничку ПОЭТИЧЕСКУЮ. Вам необходимо выступить в роли мастера слова и прочитать выразительно отрывки из стихотворений и прозаического текста.


Смотреть видеоклип/слушать песню «Шум берез»



Отвечать на вопросы


3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.


- Какие слова помогают нам представить русскую красавицу?
Работа в парах: находят в текстах средства выразительности и заполняют таблицу
Взаимопроверка (слайд)

Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.   

ИВС
Примеры

метафора


Сравнение


эпитет


олицетворение



Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.










Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

4. Постановка учебной задачи
 Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: формировать представление о теме и идеи картины А.И. Куинджи «Березовая роща»
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
- Что же можно открывать следующую страницу нашего урока ХУДОЖЕСТВЕННУЮ
- Мы обратимся к репродукции картины Архипа Ивановича Куинджи «Березовая роща».
Об авторе нам расскажет ___________________

Я хочу вам напомнить слова русского писателя
А.П. Чехова: « обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, тогда картина оживет».
Попробуйте «войти» в картину, почувствовать тепло яркого солнечного дня.

Индивидуальное сообщение о творчестве А.И. Куинджи

Слушают рассказ об авторе
Ставят цели, формулируют
 (уточняют) тему картины, ее идейный замысел.
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные:постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

ФИЗМИНУТКА
Встаньте, ребята, прислонитесь друг к другу спиной. Поднимите правую руку, как бы стараясь дотянуться до веточек березки, затем левую руку. Представьте, что перед вами белый ствол березы, обхватите его. Вы слышите, как журчит ручеек, наклонитесь и поплещитесь холодной водой. А теперь посмотрите на ясное голубое небо, вдохните свежего воздуха, выдохнули. Тихо сели.
Выполняют упражнения
Личностные: через тактильное соприкосновение формируется чуткость, внимание, дружеские отношения

5.  Этап выявления места и причины затруднения
Уметь характеризовать предметы (детали) картины
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Словарная работа: заполните таблицу
Детали:
Определения, ключевые слова

березы
Высокие кроны деревьев, белые стволы берез, красноватые бугорки коры, светящиеся березы, пышные кроны, изумрудная зелень листвы

поляна
Ровная, как стол, плоскость; желтовато- зеленая, залитая солнцем, сочная зелень травы, желто-зеленая поляна

небо
Ясное, розоватая дымка легких облаков, ослепительно голубое небо, чистое, светлое, раскинувшееся шатром(или как шатер)


Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление
 
Работа с учебником: стр. 37 задание 3. Прочитайте слова, записанные в два столбика. Какую характеристику дают картине они?
Составьте и запишите предложения, используя слова 1 и 2 столбиков.
Солнечные блики высвечивают белизну березовых стволов.
Теплый свет ложится на поляну. Листва берез словно сама излучает свет. Золотистый свет озаряет ровную поляну.
Прочитали предложения, проверили выполнение работы
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
 Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
Организует деятельность по применению новых знаний.

-Большая работа была проведена вами на уроке: вы слушали музыку, подбирали средства художественной выразительности, работали по картине. Но, чтобы создать свой текст, что необходимо сделать?
- Сейчас мы поработаем в группах. Нужно составить кластер.
Учитель наблюдает за самопроверкой, заслушивает и вместе с учащимися анализирует ответы пятиклассников.
Проверка кластера, выборы более удачного и подходящего для описания картины. Запись в творческий лист.



Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.











Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные : самоопределение

7. Включение в систему знаний и повторение
Цель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Редактирование текста сочинения. «Текст с проталинами»
Усовершенствуйте сочинение ученика по картине «Березовая роща», вставьте подходящие по смыслу слова.
Картина А. И. Куинджи поражает радостной игрой света и колорита.
Небо сочетается с темной зеленью первого плана, с нежной травой на поляне и сказочным дальним лесом. Яркую картину солнечного летнего дня дополняют березы. Березы изображены своеобразно, мы видим только их выпуклые, почти круглые стволы. Создается ощущение, что мы находимся рядом с ними.
Глубина картины так ясно ощущается, что нам трудно преодолеть желание вступить под сень берез и пройти по желто-зеленой траве, освещенной ярким солнцем.
Подбирают подходящие по смыслу слова, работают со связным текстом.
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;
личностные : самоопределение

8. Рефлексия деятельности(итог урока)
 Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия
Организует рефлексию.
- Ребята, хотели бы вы, чтобы рядом с вашим домом росла березка? Скоро весна, постарайтесь выполнить ваше желание – и посадите березку!! Пусть она станет символом доброго начала в вашей жизни!
Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование


Заголовок 315