Урок русского языка в 8 классе «Группы и признаки обособленных второстепенных членов предложения»


МБОУ СОШ
ст.Луковской им.С.Г.Астанина
Урок русского языка в 8 «Б» классе
«Группы и признаки
обособленных второстепенных
членов предложения»
Учитель Назаренко Е.Б.
2014-2015 учебный год
Цели: 1)- уточнить и закрепить понятия об обособлении, группах и признаках обособленных членов предложения;
- изучить и закрепить правила пунктуации при обособленных членах предложения.
2)- формировать умение опознавать в тексте обособленные второстепенные члены;
- совершенствовать языковые и пунктуационные навыки;
- формировать умение употреблять в речи обособленные члены предложения,
3)- воспитывать культуру речи, интерес к изучению русского языка; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.
Тип урока: комбинированный.
Словарная работа – формулировки: «обособленные определения, выраженные причастным оборотом», «обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом».
Оборудование: учебник «Русский язык. 8 класс» (авторы: С.И. Львова и др.), раздаточный материал (карточка со схемой для коллективной работы, тестовое задание, карточки для работы у доски), компьютер, мультимедийный экран, слайды презентации Power Point .
Ход урока.
Организационно-мотивационный этап.
1. Сообщение темы урока. Слайд № 1
2. Учащиеся формулируют цели урока.
Учитель: Исходя из названия темы урока, определите, пожалуйста, что мы сегодня в процессе урока должны узнать и чему научиться.
После обсуждения – слайд № 2
Знать: группы, признаки и способы выражения обособленных второстепенных членов предложения.
Уметь: видеть в тексте обособленные определения и обстоятельства, употреблять их в речи, соблюдать правила пунктуации при них.
Актуализация знаний.
Диктант терминов.
1) Слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована (обращена) речь, называется … .
2) Слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает своё отношение к тому, что он сообщает,
называются … .
3) Словосочетания, предложения, которые передают дополнительную, поясняющую информацию, называются …
4) Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? который?, называется … .
5) Причастие с зависимыми словами называется … .
6) Второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или признак признака и отвечающий на вопросы где? когда? куда? откуда? и другие, называется … .
7) Деепричастие с зависимыми словами называется … .
8) Выделение членов предложения для того, чтобы придать им смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании, называется … .
Учащиеся в тетрадях записывают термины: 1. Обращение. 2. Вводные конструкции. 3. Вставные конструкции. 4. Определение. 5. Причастный оборот.
6. Обстоятельство. 7. Деепричастный оборот. 8. Обособление.
2. Проверка по слайду № 3 – чтение терминов, самооценка.
III. Работа над темой урока.
Учитель:
- Некоторые из терминов, прозвучавших сейчас, тесно связаны с данным уроком, т.к. мы будем говорить об обособленных определениях, выраженных причастным оборотом, и обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом. На прошлом уроке мы познакомились с лингвистическим текстом об обособлении и рассмотрели группы, на которые делятся обособленные члены. (Открывается слайд № 4) На слайде вы видите только название схемы: «Группы обособленных второстепенных членов предложения». Сейчас нам предстоит восстановить схему, наполнить её содержанием.
У вас на столе общая карточка со схемой. (см. приложение № 1) Приступая к выполнению задания, подумайте, как продуктивно использовать ситуацию работы в паре.
Задание в карточке:
1) заполните схему,
2) составьте вопросник к содержанию схемы, соблюдая последовательность и логичность. (Учитель отслеживает работу учащихся в парах и предлагает задать вопросы классу той паре, у кого они составлены верно)
Заполнение схемы на слайде № 4 по вопросам и ответам учащихся, например:
На сколько групп делятся обособленные члены предложения?
Как называется первая группа?
Как называется вторая группа?
На какие подгруппы делятся обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения?
Обособленные члены со значением добавочного сообщения
обособленные обстоятельства
обособленные определения и приложения
Группы обособленных второстепенных
членов предложения

Обособленные уточняющие члены предложения


- Сравните свои схемы с той, что на слайде и оцените свою работу.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель:
- Обратимся к домашнему заданию. Оно было поисковым. На уроке литературы мы начали изучать рассказ Л.Н. Толстого «После бала». В процессе его чтения вам необходимо было выбрать предложения с причастным и деепричастным оборотами. По каким признакам вы определяли такие предложения? Проверяя выполнение задания, будем придерживаться следующего алгоритма (слайд № 5):
прочитать выписанное предложение;
охарактеризовать предложение в соответствии с темой урока: в этом предложении имеется обособленное определение (обстоятельство), выраженное причастным (деепричастным) оборотом;
объяснить запятые.
4. Учитель:
- Подводя итоги всему, что мы говорили об обособленных членах предложения со значением добавочного сообщения, обозначим их основные признаки:
1) работа с учебником – чтение материала о признаках обособленных членов;
2) заполнение таблицы «Признаки обособленных членов предложения»:
на слайде № 6 подготовлена таблица, которую предстоит заполнить в результате работы с лингвистическим текстом.
А) назвать основные признаки обособленных второстепенных членов
предложения (смысловые, грамматические, интонационные,
пунктуационные);
Б) выполнить задание: выделить (подчеркнуть карандашом) ключевые слова
(словосочетания) для понимания значения этих признаков.
Фронтальная проверка с помощью слайда № 6.
3) вопросы на логическое мышление:
в чём сходны обособленные члены предложения с обращением и вводными конструкциями?
почему же мы не изучаем их в одном разделе (или в чём их различие)?
IV. Закрепление материала.
1. Работа с текстом. Задание из цикла «Готовимся к ОГЭ».
Слайд № 7.
1) Каждому хочется иметь профессию, приносящую удовлетворение.
2) А ведь успешность в профессии во многом зависит именно от этого.
3) Думая о своём будущем, мы выбираем профессию. 4) Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности со своим характером, своими привычками и интересами.
Учитель:
- Прочитайте данные предложения. Можно ли сказать, что это текст? Почему?
- А теперь возьмите карточку № 2 и выполните, пожалуйста, задание.
У каждого ученика на столе карточка с деформированным текстом и вопросом: «В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?». Даны варианты ответа. (см. Приложение № 2)
Учащиеся выбирают правильный ответ и записывают в тетради.
А) 2 – 3 ученика выходят к доске и записывают свой вариант ответа к тестовому заданию. Решается вопрос о том, какой из них правильный. Самооценка.
Б) Учитель открывает слайд № 8 с отредактированным текстом и пожеланием «Возьмите на заметку!», но без знаков препинания.
Думая о своём будущем, мы выбираем профессию. Каждому хочется иметь профессию, приносящую удовлетворение. Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности со своим характером, своими привычками и интересами. А ведь успешность в профессии во многом зависит именно от этого.
Один из учеников читает его вслух. (Следить за интонацией!)
- Какова тема текста? (Выбор профессии).
- Какова основная мысль? (Выбирая профессию, необходимо учитывать свой характер, свои привычки и интересы).
В) Двое учащихся получают карточки с заданием выписать из текста предложение с обособленным определением (с обособленным обстоятельством), обозначить обособленные члены графически, поставить запятые и подготовиться к анализу вслух. ( см. Приложение № 3)
Г) В это время остальные учащиеся занимаются списыванием текста, постановкой запятых (тем, кто быстро пишет, предлагается объяснить графически постановку запятой в 3-ем предложении).
Д)) Работающие у доски по очереди анализируют выписанные предложения самостоятельно, в случае затруднения - с помощью наводящих вопросов:
- Есть ли в тексте обособленные члены предложения?
- Чем они выражены?
- Какими членами предложения являются? Как обозначаются графически?
- Объясните постановку запятых.
Учитель обращается к классу:
- Сравните свои записи с теми, что на доске, исправьте ошибки, если они у вас есть, и оцените свою работу.
Рефлексия.
- Для чего нужно знать об обособленных второстепенных членах предложения? (вопрос на слайде № 10)
Для получения ответа используется интерактивный прием «Микрофон» (учащиеся передают друг другу микрофон и высказывают свои предположения). По результатам на слайд № 10 выводятся итоги: «…, чтобы с их помощью обогащать свою речь, уметь более точно и полно выражать свои мысли, делать свою речь более яркой, на письме избегать пунктуационных ошибок и т. п.).
- Обратимся к целям нашего урока (знать и уметь), достигнуты ли они?
(слайд № 12) С помощью каких действий мы их достигли?
Приложение № 1
Карточка № 1
Заполните схему.
Составьте вопросник к анализу схемы, соблюдая последовательность и логичность.



Приложение № 2
Карточка № 2
Прочитайте данные предложения. Укажите правильный вариант ответа на вопрос: «В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?».
1) Каждому хочется иметь профессию, приносящую удовлетворение.
2) А ведь успешность в профессии во многом зависит именно от этого.
3) Думая о своём будущем, мы выбираем профессию. 4) Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности со своим характером, своими привычками и интересами.

а) 2413 б)1432 в) 3421 г) 3142
Карточка № 2
Прочитайте данные предложения. Укажите правильный вариант ответа на вопрос: «В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?».
1) Каждому хочется иметь профессию, приносящую удовлетворение.
2) А ведь успешность в профессии во многом зависит именно от этого.
3) Думая о своём будущем, мы выбираем профессию. 4) Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности со своим характером, своими привычками и интересами.

а) 2413 б)1432 в) 3421 г) 3142
Карточка № 2
Прочитайте данные предложения. Укажите правильный вариант ответа на вопрос: «В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?».
1) Каждому хочется иметь профессию, приносящую удовлетворение.
2) А ведь успешность в профессии во многом зависит именно от этого.
3) Думая о своём будущем, мы выбираем профессию. 4) Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности со своим характером, своими привычками и интересами.

а) 2413 б)1432 в) 3421 г) 3142
Приложение № 3
Карточка № 1
Найдите в данном тексте и выпишите предложение с обособленным обстоятельством. Обозначьте обособленное обстоятельство графически, поставьте запятые и подготовьтесь к анализу предложения вслух.

Думая о своём будущем мы выбираем профессию. Каждому хочется иметь профессию приносящую удовлетворение. Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности со своим характером, своими привычками и интересами. А успешность в профессии во многом зависит именно от этого.
Карточка № 2
Найдите в данном тексте и выпишите предложение с обособленным определением. Обозначьте обособленное определение графически, поставьте запятые и подготовьтесь к анализу предложения вслух.
Думая о своём будущем мы выбираем профессию. Каждому хочется иметь профессию приносящую удовлетворение. Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности со своим характером, своими привычками и интересами. А успешность в профессии во многом зависит именно от этого.