Урок русского языка по теме «Обобщение обособленных и уточняющих членов предложения» 8 класс

















Тема:

«Обобщение обособленных и уточняющих членов предложений»









УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:
Кожемякина Л.А.



Цели урока:

1. Образовательные:
Обобщить, систематизировать сведения учащихся об обособленных членах предложения;
- уметь находить в предложении обособленные члены и определять;
- уметь правильно ставить знаки препинания при уточняющих членах и при приложении; исправлять пунктуационные ошибки в предложениях с обособленными членами;
- знать и точно понимать термины по теме;
- знать алгоритм рассуждения при определении обособления;
- использовать в устной и письменной речи обособленные и уточняющие члены предложения как средство выразительности.

2. Развивающие:
- систематизировать, обобщать знания, выделять главное, развивать способности самоконтроля;
- продолжить развитие у учащихся умения высказываться на грамматическую тему.
- содействовать развитию у детей умения общаться.
- развивать монологическую и диалогическую речь.

3. Воспитательные:
- воспитание интереса к русскому языку;
- воспитание трудолюбия, самостоятельности, способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству

План урока:

1.Мотивация учебной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Основное содержание работы.

4.Подведение итогов.

5. Домашнее задание.


Оборудование

1. Компьютер
2. Проектор


Ход урока

Март опять на улице,
Первые сосульки.
И на всех сугробах
Тоненькие корки.
Уличная серость
Солнышком согрета,
Свежестью залита Ярким мартовским светом,
Щебет не смолкает,
Пятнышком веселым Уж скворец мелькает.


Этой лирической нотой мы начинаем наш урок, на котором присутствует много гостей, всем яркого весеннего настроения. Пожелайте себе и своим одноклассникам удачи. Приступаем к работе.(слайд1)
1. Мотивация учебной деятельности.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


«Знаки препинания служат нотами при чтении», - сказал А.П. Чехов.

Как вы понимаете это высказывание? (ответы)
(знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно).


2. Актуализация опорных знаний.

А чтобы ещё раз убедиться в этом, мы с вами обратимся к теме в русском языке, которая непосредственно связана со знаками препинания и их расстановкой.
Правда это тема не новая для вас, мы её уже начали повторять на предыдущем уроке, а сегодня (обратиться к детям) закрепим и обобщим полученные знания.
У вас лежат сигнальные карточки, кто уверен в своих знаниях по теме , поднимите зеленую, у кого есть трудности- оранжевую.(на доске приклеить такие же и подписать, указать количество тех и других)

Лингвистическая разминка:


1. Задание №1: определите части речи (называют с места)
слепить, слепленный, наблюдать, наблюдая, наблюдавший, оставаться, оставаясь, оставшийся, деревянный, итальянский
2. Задание № 2: причастные обороты пометьте - п/о, деепричастные - д/о
слепленные воском, наблюдая за полётом, оставаясь невредимым, оставшийся неизвестным, не отыскав в бумагах, желая извлечь выгоду, подъезжая к лесу, не успевший замёрзнуть
(Вызвать одного уч-ся к доске вставить и объяснить орфограммы:)
Близким кажЕтся небо, соедИнившееся с горами.
Льды, медленно раСтаявшие,становяТСЯ синью в реке.
МЫ, восьмиклассники ,скоро сдаем экзамены.


Фронтальный опрос(со всеми остальными)

На этом этапе проверяется знание теоретического материала и практических навыков.

1. Какие члены предложения называются обособленными?
(члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными)

2. Назовите известные вам обособленные члены предложения.
(обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, дополнения, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены)

3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?
(причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное)

4. Что относится к обособленным обстоятельствам?
(деепричастный оборот, одиночное деепричастие, обстоятельства, выраженные существительными с предлогами)

5. Что такое уточняющие члены предложения?
(служат для конкретизации значений других членов предложения)


Проверка!!!!!



Итак, давайте ещё раз повторим какие обособленные члены предложения вы здесь встретили? Устные ответы, (Во время ответов учеников на слайде вырисовывается таблица. После её появления целиком, ещё раз проговорить обособленные члены предложения ).


А теперь мы займёмся отработкой ваших знаний по этой теме на практике. Иными словами всё, что указано в таблице, мы должны отработать на практике, а чтобы вы не запутались, мы будем делать это постепенно.

Обособленные определения и приложения.

А начнём наше повторение с обособленных определений и приложений.

Упражнение 1

Запишите предложения на доске,выделяя обособ, чл, предл,


2. На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок ( обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными). (Н. Некрасов)

3. Яблонька,цветущая красавица, глядела в распахнутое настежь окно (обособленное приложение). (Л. Леонов) (Разобрать по членам предл.,назвать словосоч,)



Упражнение 2



Упр.335 тип текста, стиль. Выписать определяемые слова вместе с обособленными определениями





Вывод
Обособленные определения и приложения выделяются на письме:
относятся к личному местоимению
стоящие после определяемого слова
перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.




Обособленные обстоятельства

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Упражнение №1 Работа по карточкам (В парах) Устно проверяем, записываем 2 по выбору, графически выделяя обособл. Обст.


·Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, если правильно
нарисуйте улыбающуюся рожицу 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 , если неправильно – грустную 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415.


1. Он работал на поле, спустя рукава. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 (запятая не нужна; фразеологизм)
2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

3. Данко бросился вперёд; высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (точка запятой не нужна, нужна запятая)13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

5. Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошёл дальше.

6. На другое утро несмотря на упрашивание хозяев Дарья Александровна
собралась ехать.
(не хватает запятой после слова «утра» и после «хозяев», т.к перед нами существительные с предлогом несмотря на)

Упражнение №2

Подготовка к ГИА (слайды, устно)

Вывод
Обособленные обстоятельства выделяются на письме:
одиночные деепричастия и деепричастные обороты
обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.




13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Обособленные дополнения

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Перестройте предложения, используя слова данные в скобках.

Ответ

1. Вопреки прогнозам Гидрометцентра, день оказался дождливым.
2. Помимо вопроса об успехах учеников, на повестке дня стояли другие вопросы.
3. Наряду с книгами на русском языке, на полке стояли книги на иностранных языках.
4. Исключая нескольких мальчиков, все разошлись.

Вывод
Обособляются имена существительные с предлогами «кроме», «помимо», «вместо», «за исключением», «сверх». Цель этих слов – подчеркнуть свою роль в предложении.








Уточняющие члены предложения

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

На месте многоточия сначала вставьте уточняющее обстоятельство,
потом однородное по обстоятельство (без союзов), затем обстоятельство другого вида.

Над лугом ... поднялся туман. Над лугом, в низине, поднялся туман.
Над лугом, над полем поднялся туман. Над лугом к вечеру поднялся
туман.

1. На нашем берегу ...... горело врассыпную несколько ярко-красных
огней.

2. По субботам . проходят занятия драматического кружка.

Вывод
Уточняющие члены предложения необходимы для конкретизации значений других членов предложения. Чаще всего как уточняющие употребляются обстоятельства места, времени. Такие члены предложения присоединяются к уточняемым при помощи союзов «то есть», «или (= то есть)». При них часто употребляются слова особенно, например, даже и др.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




3. Подведение итогов.

Итак, ребята, мы с вами повторили все обособленные члены предложения.
Мы сделали упражнения на каждую тему. А теперь я хотела бы проверить, как вы сможете объединить всё повторенное в одно целое.

Я долго думала, какое задание вам дать. И кроме творческой работы у меня ничего не нашлось.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Как вы думаете, какую тему я для этого выбрала. (..)

Кто кроме писателей ещё обращается к природе? (Художники)
Существует огромное количество художников, посвятивших своё творчество этой теме.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Я выбрала вам одного такого и это Исаак Ильич Левитан.
Почему именно он, спросите вы? Потому что у него есть репродукции, посвящённые весне.







13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Перед вами картина «Март», 1895г..
(Картина произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо. После Левитана подобный мотив стал излюбленным в русской пейзажной живописи, и многие художники варьировали его в своих работах.)

Задание
Рассмотрите репродукцию. Составьте небольшое описание (3-4 предложения), с обязательным использованием обособленных членов предложений.
Проверка (читают 2 ученика)

А теперь давайте вспомним, с чего начался наш урок?

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

«Знаки препинания служат нотами при чтении», - сказал А.П. Чехов.
А прав ли был писатель? (обособляя, то есть выделяя второстепенные члены предложения, мы придаём им большую самостоятельность, а они в свою очередь украшают текст).

Какую роль выполняют обособленные члены предложения в нашем языке?
(выделяют и уточняют часть высказывания)

По окончании урока вновь просигнальте зеленой карточкой те, у кого прочные знания по теме, а оранжевой те, у кого есть еще трудности, на доске написать, сделать выводы

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


Аукцион: «3» - упр.
«4» - выписать из текста худ.произведения 5 предложений с обособл. ЧЛ. ПРЕДЛ.
«5» - написать миниатюру «Весна», используя предложения с обособленными обстоятельствами.
- Но прежде, чем вы выберете задание, послушайте притчу.
Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.
-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?
Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:
-Все в твоих руках!
-Ребята, скажите, как поступил ученик?
-Он выпустил бабочку.
-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что способны на большее, преодолеть любые трудности. Это в ваших руках!
По окончании урока вновь просигнальте зеленой карточкой те, у кого прочные знания по теме, а оранжевой те, у кого есть еще трудности, на доске написать, сделать выводы.

ВЫСТАВЛЕНИЕ МОТИВИРОВАННЫХ ОЦЕНОК.

СПАСИБО ЗА УРОК! ( слайд)






















13PAGE 15


13PAGE 14215




Открытый урок
по русскому языку в 8 классе15