Конспект урока русского языка Письма…Армейские письма


С.П.Хасанова,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
г.Кунгур, Пермского края
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Письма … Армейские письма»
Задачи урока:
Воспитательные:
воспитание уважения и признательности воинам – защитникам нашей страны в годы войны и в мирное время;
гордость за земляков, кто сегодня несет военную службу в рядах армии и обеспечивает безопасность нашей Родины
Образовательные:
познакомить учащихся с эпистолярным жанром, расширить знания учащихся о компонентах письма;
формировать у учащихся навыки правильного написания письма
Деятельностные:
Работа в группах
Результат: написание письма солдату
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, дидактический материал (тексты художественных произведений), памятки «Как написать письмо. Компоненты письма», статьи в газете «Наши защитники», »Армейский альбом», «Искра» (№ 20 от 20 февраля 2014г.)
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: В руках у меня конверт. Для чего нужен конверт? Чтоб вложить в него письмо. Письмо – емкая и разностороння форма общения. Это и канал информации, и сосредоточение мыслей. Это и воплощение страсти, и отдушина для смятения чувств. Письмо – беседа с другим и тем самым с самим с собой.
Сформулируйте тему урока, цели.
2 этап. Формулирование темы урока, постановка задач .Ответы учеников:
- письмо, как написать письмо;
- в каком жанре писать письмо;
- обратиться к письмам солдат военного времени, к письмам солдат, защитникам армии;
- написать письмо солдату
Тема урока: «Письма… (Армейские письма. Письма с фронта. Письма солдат из армии). Цель: написать письмо солдату
3 этап. Изучение нового материала.
Учитель:
- С чего начнем? (Что вызывает затруднения…)
Определим последовательность действий:
Понятие эпистолярного жанра.
Компоненты письма.
Письма солдата военного времени из книги «Живые строки войны…». Обращение к письмам солдата Великой Отечественной войны.
Чтение статей в газете Искра» («Наши защитники», «Армейский альбом»). Чтение стихов и писем солдат домой. Структура письма.
Написание письма солдату (в группе)
Рассказ учителя.
Понятие эпистолярного жанра. Эпистолярный - фр.epistolaire от греч.epistole посылаю, отправляю (устар. письмо, послание) – относящийся к частной переписке, письмам. Вспомним запорожцев, пишущих письмо султану; письма с фронта в 1941-1945 годах, в 1935-1937 годах писали анонимки, доносы, заявы. Обратитесь к страницам истории…Вспомните, когда, кто пишет письма…
В сочинении эпистолярного жанра автор может рассказать о самом сокровенном, анализировать и сообщать пережитое. К эпистолярному жанру относятся дружеские письма, письма воображаемому оппоненту, какому-либо лицу, жившему в прошлом. Эпистолярный жанр в публицистике – это специфическое обращение к адресату с призывом, предложениями, мыслями и чувствами.
Эпистола (в переводе) – устное письмо, послание.
Эпистолярный жанр развился из бытовой переписки.
В русском языке слово «письмо» восходит к глаголу «писать» и показывает, что-то нечто написанное. Писать можно от руки, а можно и на машинке, и на компьютере. Но подписывать всегда надо от руки. Писать следует четко, понятно, вежливо, доброжелательно и скромно.
Отметим основные компоненты письма.
Основные компоненты письма.
1.Начало. Обращение к адресату.
2.Основная часть. Зависит от цели письма (поздравление, приглашение, сообщение о чем-то, благодарность за что-то, деловое письмо, официальное)
3.Заключение (пожелание адресату, подпись, дата, место)
Желаю тебе… Пока…
До свидания… До встречи
Иван
22.02. 2014г. г.Кунгур
P.S. (постскриптум), то есть после подписи (если письмо окончено и подписано, а вы забыли что-то существенное и хотите продолжить письмо).
Как правильно подписать конверт:
- Мы должны указывать точный адрес. У меня в руках конверт. Конверт подписан. С левой стороны от кого Ф.И.О.
Откуда Пермский край г.Кунгур улица… дом…кв.
индекс места отправления 617473 (ниже в рамочке)
В самом низу конверта вписываем цифры индекса (см. образец)
Справа Кому _____Ф.И.О._________
Куда___Область (край,) город, улица… дом… кв….
Индекс места назначения (кому посылаете)
этап. Работа в группах.
- Задание 1 .
Для каждой группы статья «Армейский альбом» из газеты «Искра», №20. Есть фотографии, письма солдат, стихи. Читаем письма и стихи солдат, которые служат в армии.
Наши защитники, наши земляки. Они из нашего города.
- Илья Лазарев из Кунгура служит в п.Светлый, г.Омск. Письмо матери из армии.
- Игорь Афанасьев из Кунгура служит в г. Остров-3, ракетные войска стратегического назначения (Строчки из письма: есть условия заниматься спортом)
- Андрей Останин из Кунгура служит в г.Кострома в войсках ВДВ (рота готовится принять участие в параде 9 Мая на Красной площади в Москве)
- Александр Турицин из Кунгура служит в Ростовской области (бригада специального назначения). У него есть стихи собственного сочинения.
- Артем Борисов из Кунгура (служит в Забайкальском крае, зенитный дивизион (на учения ездили, изучаем боевые приемы борьбы, в общем, спортом довольно плотно занимаемся)- Прочитаем строки из писем. Как служится в армии… (статьи из газеты)
- Задание 2.Обращаемся к тексту письма солдата…Сделайте вывод о письме. Тексты на партах.
Письма с фронта. Книга «Живые строки войны…».- Свердловск, 1990 г., где можно увидеть письма фронтовиков…Потрясающей силы документы, бесценные реликвии семейных архивов. Их писали руки, добывшие Победу.
Какими словами заканчиваются письма…
Текст письма.
Милые и дорогие мама, Юля и Володя, здравствуйте!
В прошлом письме я вам писал, что, наверное, скоро выпадет счастье встать на защиту границ…
Обо мне особенно не беспокойтесь: вам и так, наверное, сейчас живется трудновато. Я живу надеждой встретиться с вами. Только этой надеждой должны жить и вы. А если что со мной случится, так ведь это не только с одним со мной. В общем – не падайте духом, встретимся. При возможности буду вам понемногу писать о себе. Мне сейчас особенно хочется знать вашу жизнь…
Желаю вам хорошо пережить это тяжкое время войны. Вот все, что я думал написать сегодня. Привет вам всем. Целую всех.
Пока, прощайте.
Ваш сын и брат Миша.
4.UII 41 года…
Р.S. Письмо удалось отправить только сегодня, 15июля 41 года.
Все в порядке, нахожусь на старом месте.
Ответы учеников…
- Напишите письма, соблюдая все рекомендации.
Тема: Письмо солдату, который служит в армии.
Задание: напишите письмо- сообщение о чем-то…
Каждая группа читает письмо, которое группа одноклассников напишет сообща. Результат совместной деятельности - письмо.
1 группа. Письмо солдату.
Здравствуй, солдат!
Мы тебе хотим сообщить о важном событии, которое проходило в нашем городе. С 29 июня по 6 июля в Кунгуре проходил XII Международный фестиваль «Небесная ярмарка- 2013», в составе которого состоялся IV чемпионат ПФО по воздухоплаванию, X Открытый Кубок Пермского края и чемпионат России по сверхлегкой авиации, 35-й по счету.
Каждый год летом у нас поднимаются аэростаты. Мы тоже мечтаем подняться в небо. Мы хотим в летные войска. Хотим быть летчиками. Для того чтобы попасть в армию в десантную часть, надо заниматься спортом, быть здоровыми. Надо готовить себя к армии сейчас, заниматься в спортивной секции.
Расскажи нам, сколько раз надо подтягиваться и отжиматься. Как накачать мышцы, какие надо делать упражнения.
Мы хотим с тобой общаться, переписываться.
До свидания. Александр, Семен, Дмитрий.
21.02.2014г. г.Кунгур
2 группа. Письмо солдату.
Здравствуй, солдат!
У нас в городе летом проходил фестиваль «Небесная ярмарка-2013. Заявились 34 экипажа. Семь из них – иноземные. Это пилоты из Латвии, Бельгии, Венгрии, Германии, впервые – из Японии. Францию представлял Ксавье Фор- участник прошлой «Ярмарки».
Они поднимались на аэростатах. Все наши ребята завидовали им. Так хочется подняться в небо. Мы пойдем в армию. Хотим в десантные войска. Будем прыгать с самолета с парашютами.
У солдат такая красивая форма. Они сильные, спортивные. Мы решили с ребятами, что надо заниматься в спортивных секциях.
Пиши нам письма. Мы хотим с тобой переписываться.
Пока. Ждем ответа. Ребята из 5В класса.
21.02.2014г.
5 этап. Рефлексия учебной деятельности.
Выполнили ли мы учебную задачу… Соответствуют ли письма требованиям.
Выскажите свое мнение, сможете ли вы написать письмо- сообщение о чем-то.
Ответы учеников:
- сможем написать письмо
- в письмах - обращение, повествование о событии…
-основная часть письма зависит от цели письма (сообщение о чем-то)
- заключение письма - пожелание адресату, подпись, дата, место (Желаю тебе… Пока…До свидания)
6 этап. Домашнее задание. Напишите письмо солдату, брату, дяде, солдату-соседу (на выбор – поздравление, сообщение о чем-то)
Литература:
1.Аржанова В.И. Пишите письма // Классный руководитель, №1, 2007
2.Левин Ю.А. Живые строки войны.- Свердловск, 1990
3.Стефановский Г. От сердца каждая строка. Последние письма с фронта.- М., 1991.-С.5-8
4.Армейский альбом// Искра.-№20, 21.02.2014.-С.4-5