Краткосрочный план урока по теме Физические свойства воды. Три состояния воды. Изучение физических свойств воды 8 класс


ФИО учителя: Махмуда Баян РапихкызыТема урока Физические свойства воды. Три состояния воды. Изучение физических свойств воды
Цели обучения 8.4.2.10 объяснять уникальные свойства воды
8.4.2.11 понимать точку кипения как критерий чистоты вещества и определять экспериментальным путем точку кипения воды
Цели урока знать, что вода является бесцветной жидкостью, без вкуса и запаха
объяснить уникальные свойства воды
понимать и объяснить, как/ почему лед не тонет
понимать что, критерий чистоты вещества – это точка кипения
определять экспериментальным путем точку кипения воды
Критерии успеха
Навыки
Знание и
понимание
Учащийся достиг цели обучения, если
- объясняют уникальные свойства воды
-понимает и определяет, что точка кипения чистой воды это 100o C, и что примеси изменяют точку кипения вещества
- предлагают идеи по проектированию безопасного и эффективного эксперимента
- выявляют потенциальные риски, чтобы безопасно работать с необходимыми химическими оборудованиями и веществами;
- принимают решения об оборудовании, которое должно быть использовано в исследовании;
- проводят наблюдения, используя все органы чувств и соответствующее оборудование;
-пишут отчет об эксперименте, включая метод, аппарат, результаты и заключения;
Языковые цели
Учащиеся могут: устно описать, как определили экспериментальным путем точку кипения воды, правильно используя лексику данной темы, при проведении процедуры установки точки кипения воды (собирать, выполнять и т.д.) последовательность терминов во-первых, затем, когда, и т.д.
Предметная лексика и терминология: точка кипения, безводный, чистый,
получить, собирать, проверять, выполнять, конденсировать
Серия полезных фраз для диалога/письма:
Для того, чтобы (провести) тест (для) определения чистоты во-первых мы...
Показывает ли этот опыт ...?
Как мы можем узнать / проверить
Привитие
ценностей
Уважение друг другу при выполнении групповой работы;
Открытость при обсуждении вопросов;
Труд и творчество при построении молекул полимера;
Обучение на протяжении всей жизни;
Межпредметные
связи Межпредметная интеграция на уроке с предметами:
- физика осуществляется через проведения лабораторного опыта «Изучение уникальных свойств воды»
- молекулярная биология, знает биологические функции воды ( движение, испарение, контроль температуры, как среда для жизни, какую роль они занимают в таких реакциях, как например, фотосинтез)
Предварительные знания7.1В. Изменения состояния веществ
7.2В. Простые химические реакции
7.3C. Растворы и растворимость
7.3А. Химические элементы, соединения и организм человека
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Начало урока Приветствие.
Учитель: Послушайте загадку:
"А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы!
Я вездесуща и легка, -
Я лёд, я пот, я - облака,
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь - я закипаю,
Когда мороз - я застываю".
Вопросы учащимся:
О каком веществе идёт речь?
Да, ребята сегодня на уроке мы будем говорить о воде. Класс разделить на три группы : «Лед», «Туман», «Океан». Учитель: Вода - самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на земле. Поэты посвящают ей удивительные строки, прозаики готовы писать о воде целые тома.
"Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаться, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами... Ты самое большое богатство на свете..." Антуан де Сент Экзюпери.
Обсудите в парах следующий вопрос: Попробуем представить себе, что вода внезапно исчезла с поверхности Земли. Как бы выглядела наша планета? Ответы запишите на стикерах.
Каждая пара выходит к доске со своим стикером и закрепляет его. Обсуждение вышеуказанного вопроса с классом.
Предполагаемы ответы учащихся:
Пересохшие русла рек, навеки замолкшие ручьи, пустоты морских и океанских впадин, покрытые толстым слоем солей, которые когда - то были растворимы в воде.
Земля мертва - ни кустика, ни цветочка, ни одного живого существа...
Небо безоблачное, но необычного цвета от большого количества пыли... Ужасная картина!
Критерии оценивания
Использует научный стиль изложения (природная вода- примесь, значение воды для растений и животных, растворимость веществ в воде, агрегатные состояния воды)
Соблюдает время для говорения (не менее 1 минуты)
Речь при выступлении четкая, понятная, последовательная
Учитель: Тысячи лет человек восхищается, любуется, наслаждается водой. И всё это время ищет ответа на вопрос: Что такое вода? Почему вода обладает столь удивительными свойствами? Сколько воды на Земле?
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на эти вопросы.
Запись на доске ключевых слов и понятий. Обсуждение и дополнение ответов.
Обсуждение темы урока. Обсуждая направить учащихся на выведение цели обучения и критерии успеха. Учащиеся формулируют цели обучения, которую достигнут в течении урока и составляют словесный план достижения ЦО.
ЛЕД

ТУМАН

ОКЕАН
Стикеры
Слайд презента-ции
Середина урока


Просмотр видеоматериала: «Вода» (4 минут)
Цель: знать показатели чистой воды
Учащимся раздать рабочие листы с вопросами, на которые ответят во время просмотра видеоматериала
Вопросы:
1)Какими органолептическими свойствами обладает чистая вода?
2)Каковы показатели качественной воды?
3) Укажите основные причины загрязнения воды?
4) Обсуждение видеоматериала
Учащимся раздаются рабочие листы с инструкциями для выполнения лабораторных опытов.
Парная работа: «Изучение уникальных свойств воды»
Рабочий лист
Цель: Изучить уникальные свойства воды, на основании которых сформулировать вывод о свойствах воды
Оборудование: Химические стаканы, вода, лед, чайный пакет, шерстяной платок, монеты.
Опыт №1
Ход работы:
1.Наполовину наполните химический стакан водой
2.Опустите в него лед.
3.Что вы наблюдаете?
4.Что является необычным в этом?
Вывод:
Опыт №2
Ход работы:
1.Наполовину наполните химический стакан водой
2.Опустите в него чайный пакет.
3.Что вы наблюдаете?
4.Что является необычным в этом?
Вывод:
Опыт №3
Ход работы:
1.Наполните химический стакан водой
2.Тонкой струей перелейте его в другой стакан
3.Возьмите шерстяной платок, потрите им пластмассовую ручку и поднесите к струе воды.
4.Что вы наблюдаете?
5.Что является необычным в этом?
Вывод:
Опыт №4
Ход работы:
1.Наполните химический стакан водой
2.Опускайте в него монеты ребром вниз один за другим.
3.Что вы наблюдаете?
4.Что является необычным в этом?
Вывод:
Просмотр видеоматериала: «Опыты с водой»
Учащиеся обсуждают увиденный видеоматериал и дополняют выводы в рабочих листах.
Предполагаемые выводы учащихся:
У большинства веществ в твердом состоянии плотность выше, чем в жидком. В отличие от них вода в твердом агрегатном состоянии (лед) имеет более низкую плотность, чем в жидкомТакая особенность воды объясняет, почему водоемы начинают замерзать не со дна, а с поверхности и очень редко промерзают до самого дна. Это защищает живые организмы, обитающие в реках и морях, от гибели.
Вода обладает большой теплоемкостью - 42 Дж/г град - поэтому она медленно нагревается и медленно остывает, являясь хорошим теплоносителем. А водные бассейны регулируют температуру на нашей планете: летом не дают ей перегреваться, а зимой снабжают материки теплом. А от космического холода предохраняют те капли воды, которые рассеяны в атмосфере.
Струя воды отклоняются под воздействием электрических и / или магнитных полей.
Поверхностного натяжения воды и изменение ее вязкости в зависимости от температуры.
Групповая игра:
-3175000Метод «Пантомима»
Цель: встряхнуться, весело расслабиться.
Проведение: один из учащегося выбирает одного ученика, говорит ему на ухо какое-нибудь предложение или словосочетание, например: «идет дождь». С помощью жестов и мимики последний должен объяснить коллегам задание. Кто первый угадает, тому и следующему показывать.
Лабораторная работа «Определение точки кипения воды»
Цель: понимать точку кипения как критерий чистоты вещества и определять экспериментальным путем точку кипения воды
Учащимся раздаются рабочие листы с инструкциями по выполнению работы.
Рабочий лист
Оборудование и реактивы: Колбы с двумя горловинами, лабораторный штатив, термометр, дистиллированная вода, этиловый спирт, хлорид натрия
Ход работы:
1.Нагревая чистую воду в круглодонной колбе с двумя горловинами, с помощью термометра найти точку кипения воды
2. Растворить в воде небольшое количество этилового спирта. Найти точку кипения.
3. В другой колбе смешать небольшое количество соли, хлорида натрия и воду. Найти точку кипения.
4. Сделать сравнительный анализ.
5.Вывод.
Обсуждение итогов лабораторной работы.
Задание для закрепления: работа с текстом (учащиеся делятся на 2 группы с помощью цветных палочек) и составляют ментальную карту: Вода и человек
Взаимооценивание групп:
Оцените ментальную карту по теме: «Вода и человек» с помощью критериев
№ Критерий оценивания Баллы (7)
1 В карте использована верная научная терминология 1
2 Правильно выстроена структура карты: в логике –от целого к частному 3
3 Каждый элемент карты сопровождает изображение 3
Видео: http://www.youtube.com/watch?v=VF6exZYWu9k (Просмотр 4 минут)
Рабочий лист Приложение № 1
Видео: http://www.fixiki.ru/watch/11/56819/
Приложе-ние № 2
Рабочий лист
http://www1.lsbu.ac.uk/water/water_anomalies.html
Конец урока В конце урока учащиеся проводят рефлексию:
-3810-444500Метод «ХИМС»
Цель: Выяснить впечатления учащихся от прошедшего урока.
Проведение: Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления от урока учащихся по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это не очень понятное название метода:
– Хорошо…
– Интересно…
– Мешало…
– Возьму с Собой
Каждый ученик должен ответить на эти вопросы, включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке. Приложение № 3
Ответы учащиеся пишут на стикерах и приклеивают на ватмане:
Домашнее задание.
Какие методы разделения смесей вы бы использовали для очистки воды от примесей? Рабочая тетрадь
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Здоровье и соблюдение техники безопасности
Все учащиеся будут: знают и понимают физические свойства воды: три агрегатного состояния, цвет, прозрачность, температуру кипения, температуру плавления, объяснить термины: точка кипения, безводный, чистый,получить, собирать, проверять, выполнять, конденсировать Большинство учащихся будут: объяснять уникальные свойства воды и понимать точку кипения как критерий чистоты вещества и определять экспериментальным путем точку кипения воды
Некоторые учащиеся смогут: в полной мере оценить уникальность воды и объяснять ее значение в живой природе. На протяжении всех этапов урока, оценивание проводится через устную и письменную рефлексию, самооценивание и взаимооценивание, постановку и решение проблемного вопроса, проведение лабораторной работы.
Правила техники безопасности на данном уроке.
Учащиеся соблюдали правила техники безопасности при работе с химическими реактивами и нагревательными приборами.
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
В ходе урока была организована деятельность, направленная на формирование знаний и развитие навыков, относящихся к целям урока. Цели обучения соответствуют учебной программе.
В ходе деятельности у учащихся формируются и развиваются знания и навыки через анализ и обработку информации, исследование, практическую работу, решение проблемных ситуаций. Учащиеся 8 классов имеют представление о физических свойствах воды из курса физики, поэтому понимание рассматриваемых вопросов у учащихся не вызвало затруднения, все учащиеся достигли цели обучения.
Учащиеся проговаривают цели обучения и составляют словесный план изучаемого материала. Проверка рабочих листов по результатам лабораторных опытов учащихся показала, что ответы были полной и правильной, соответствовали критериям оценивания.
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:Проведение лабораторных работ
2: Весело, активно прошла игра «Пантомима» , проведенная с целью встряхнуться и весело расслабиться
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1: Проведение интегрированного урока с физикой.
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
- аспекты, вызвавшие затруднения: публичное выступление и использование академического языка;
- при планировании следующего урока учитывать предложения учащихся по рефлексии;
- использовать элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения, чтобы учащиеся смогли самореализоваться в очень короткий отрезок времени.
Рабочий лист
ФИО учащегося _______________________________ Класс______________
Лабораторная работа №11 Определение точки кипения воды
Цель исследования
Гипотеза
Введение
Оборудование: Колбы с двумя горловинами , лабораторный штатив , термометр , дистиллированная вода, этиловый спирт , хлорид натрия
Ход работы:
1.Нагревая чистую воду в круглодонной колбе с двумя горловинами, найти ее точку кипения, с помощью термометра.
2. Растворить в воде небольшое количество этилового спирта. Найти точку кипения.
3. В другой колбе смешать небольшое количество соли, хлорида натрия и воду. Найти точку кипения.
4. Сделать сравнительный анализ.
Результаты исследования
Обсуждение результатов исследования
Оценка результатов.
Вывод
Рефлексия
Критерий оценивания
При выполнении данного задания учащиеся должны: - предложить идеи по проектированию безопасного и эффективного эксперимента
- выявлять потенциальные риски, чтобы безопасно работать с необходимыми химическими оборудованиями и веществами;
- принимать решения об оборудовании, которое должно быть использовано в исследовании;
- проводить наблюдения, используя все органы чувств и соответствующее оборудование;
- написать простой отчет об эксперименте, включая метод, аппарат, результаты и заключения;