Интегрированный урок по литературе и математике на материале рассказа А.П. Чехова Толстый и тонкий


Технологическая карта интегрированного урока математики и литературы
Учителя: Калинина Нина Ивановна, Ващилко Наталья Сергеевна
Класс : 7
Тема : Существует ли связь между литературой и математикой? (на материале рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»)
Этап урока Деятельность учителей Деятельность учеников
Мотивация к учебной деятельности Приветствие учащихся.
Н.С.
- Девочки , сегодня у нас необычный урок, мы с Ниной Ивановной решили попробовать связать две как казалось бы далёкие дисциплины. Математику и литературу. Как вы думаете есть ли математика в литературе? Или литература в математике?
Н.С.
-Пусть у нас останутся два мнения, а в конце урока мы попытаемся разобраться чьё мнение оказалось верным.
-Девочки, теперь давайте попробуем разобраться, чему учит нас литература, а чему математика?
Н.С.
-Спасибо, девочки, за ваше мнение, а теперь обратите внимание на экран – это наш эпиграф к сегодняшнему уроку.
Эпиграф : «Литература учит нас понимать окружающий мир,а математика – точно мыслить, соизмерять и оценивать этот мир».
Схоже ли ваше мнение с данным эпиграфом? Как вы его понимаете? Учащиеся высказывают свои предположения. Одни считают что математика и литература несовместимы, а другие считают, что совместимы
Учащиеся делятся своими предположениями: литература учит нас жизни, а математика считать точно, литература более абстрактный предмет, а математика конкретный, оба этих предмета нужны, потому что в жизни разные аспекты.
Девочки записывают эпиграф, сверяют своё мнение, записывают как они понимают данный эпиграф
Актуализация знаний и пробное учебное действие Н.И.
-Девочки, для того, чтобы узнать на каком материале мы будем выяснять связь математики и литературы вы должны выполнить несколько заданий. Раздаются примеры каждому на парту, после решения которых должны получиться фамилия автора и название рассказа.
(х-7)(х+7) – х2 Л
-2х43х2 В(х2+1)у Е(у+х)а О(х-2)(х-3) Б
х5х4 С(х7)2 З(9-х)(9+х)+х2 Н
(10х7)2 И2х33х2 Ч
(х-2)(х+2) К
Раздаточный материал:
6х5х2у+у-49ах+ау-6х6х2у+ух2-4
х2-5х+6х2у +у х14
х9х2у+у-49х2у+ух14х2у+у81х2-4100х14
4,2 – 8 С-2,4 + 5,6 Н
-2,1 – 3,2 К1,2 (-5) О
-16:0,2 Ы6,4 :(-8) Т
-7(-0,3) И
5,6 +0,9 Л
(-3,2+3,2)2 Й
-0,8 -6 6,5 -3,8 -0,8 -80 0 2,1
-0,8-6 3,2-5,3 2,1 0
Н.С.
-Девочки, кто из писателей подписывался псевдонимом «человек без селезёнки?» Давайте вспомним что мы знаем о Чехове?
Учащиеся решают примеры, получают ответы : «Толстый и тонкий» и Человек без селезёнки
Учащиеся отвечают:
-А.П. Чехов
- ? А.П. путешествовал на Сахалин, чтобы лечить больных. Одна из учащихся цитирует высказывание А.П. Чехова : «Я еду, чтобы пожить полгода не так, как жил до сих пор» Антон Павлович, очень любил свою профессию врача и ему была небезразлична судьба пленных на Сахалине , и он хотел больше практиковаться.
Н.И.
-Девочки, давайте выясним какой путь пришлось проделать писателю, ведь в те времена не было скоростных поездов и самолётов.
Антон Павлович должен был проехать 9000 вёрст в продолжение 25-30 дней. Вы должны были узнать, что такое верста?
Девочки, давайте выясним сколько вёрст в день проезжал Антон Павлович?
Одна из учащихся отвечает: «одна верста это примерно 1, 0668 км.
Девочки отвечают, чтобы узнать сколько вёрст в день проезжал Чехов, надо расстояние поделить на время. Вычисляют и получают ответ примерно 300 вёрст в день.
Н.И.
-Девочки, сейчас такое расстояние можно преодолеть поездом за 1 неделю, а самолётом за 9 часов.
Н.С.
-Какой вывод мы можем сделать? А.П. Чехов преодолел такое расстояние, ради того, чтобы посмотреть как жили в ссылке, увидеть это своими глазами, внести свою лепту и написать об этом.
Организация познавательной деятельности
Н.С.
- Итак, мы переходим к рассказу «Толстый и тонкий» О чём рассказ? Кто его главные герои?
- Что же особенного рассказали одноклассники друг другу?
- Как при этом описывает их А.П. Чехов? На какие детали мы должны обратить внимание? Найдите фрагмент их встречи в тексте.
-Зачем мы обращаем внимание на эти детали, чем они нам могут помочь?
Главные герои рассказа два одноклассника, которые встретились через много лет на вокзале и начали рассказывать друг другу о своей жизни.
О том, кем они служат.
Учащиеся работают с текстом, выразительно читают фрагмент и называют художественные детали ( тонкий навьючен, обвешанный чемоданами и коробками, толстый только что поел, обтёр жирные губы)
Тонкий весь в коробках и чемоданах, значит нет денег на носильщика, экономит, не богат, толстый внешне спокоен, сыт, видно что есть деньги.
Подведение итогов- Молодцы девочки, действительно детали помогают нам наиболее глубоко вникнуть в образ и характеристику героев. Скажите пожалуйста, а какой приём использует Чехов при изображении образов главных героев?
-Давайте подберём синонимы этому противопоставлению
- Молодцы! А теперь давайте подслушаем разговор наших героев. Найдите диалог в тексте
- Девочки, о чём разговор?
- А что это за звания такие? Вашим домашним заданием было узнать об этом
- Девочки, обратите внимание, всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников. Толстый - богатый, тонкий - бедный.
Н.И.
Девочки, давайте выясним сколько доход каждого в год.
На экран выводятся размеры жалования: асессор – от 62 до 135 р., (79502) тайный советник – 500 (641 145) рублей в год. На экране доход каждого, в скобках указаны современные суммы в рублях.
- Как можно сравнить их зарплаты?
- Молодцы девочки, много способов знаете!
Н.С.
- Но несмотря на доход и звание как ведёт себя Толстый и Тонкий? Найдите в тексте и запишите детали в тетрадь.
-Итак, что изумляет вас в этой ситуации?
- Какой же порок высмеивает Чехов?
Н.С.
-А теперь вернёмся к нашей теме и эпиграфу, увидели ли вы всё таки связь математики и литературы?
- Молодцы девочки! Спасибо вам всем за работу! На экране домашнее задание, запишите пожалуйста( написать рассказ от лица толстого или тонкого о встрече с бывшим одноклассником). - Чехову использует антитезу. Записывают в тетрадь.
- Тостый богатый, а тонкий бедный
Читают выразительно диалог героев
- Тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника, а сам он – коллежский асессор.
- При Петре первом был создан «Табель о рангах», документ представлял собой иерархию военных званий. Тайный советник – это генерал, тонкий – майор, восьмой чин в табеле.
- На сколько больше? Найти разность. Находят разность.(641145-79502)
-Во сколько раз больше? Найти отношение . Находят отношение (641145:79502)
- На сколько процентов больше?(79502 – 100%)
641145 – X %)- Можно показать разницу на диаграмме.
-Работают с текстом. Записывают в тетрадь поведение героев(тонкий теряет дар речи, униженно, подобострастно хихикает, в его речи появляется раболепно-почтительное – С, его сумки чемоданы тоже съёжились, а толстый морщится, он растерян.)
- Хотя толстый и не грубит тонкому, тот всё равно пресмыкается перед ним.
- Чинопочитание и подхалимство.
- Отвечают те, кто в начале считал, что связи между математикой и литературой не существует. Математика помогла нам лучше понять текст и авторский замысел, теперь мы видим, что эти как казалось бы две далёкие дисциплины действительно связаны.
-Записывают домашнее задание.