Смех А.П.Чехова в рассказе «Толстый и тонкий» — над чем и почему смеется автор?


Тема: Смех А.П.Чехова в рассказе «Толстый и тонкий» - над чем и почему смеется автор?
Цели урока:
1. Обучающие:
- расширить представление о творчестве Чехова;
- познакомить учащихся с особенностями комизма писателя
- совершенствование надпредметных умений литературоведческого
анализа текста, оперирование литературоведческими терминами;
2. Развивающие:
- научить видеть и выделять главное, рассмотреть нравственную пози-
цию писателя;
- развитие умения слушать, анализировать; совершенствовать навыки
монологического высказывания;
- развитие творческих способностей у учащихся;
- развитие умения анализировать прозаические произведения, обобщать,
аргументировать свои ответы;
- развитие познавательного интереса учащихся к творчеству писателя;
- развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собст-
венного жизненного опыта
3. Воспитательные:
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать интерес к творчеству писателя;
- воспитывать через творческую активность учащихся духовность,
чувство прекрасного, эстетические вкусы, любовь к жизни и её
понимание;
Методы и приёмы:
работа по изучению и обобщению характеристики творчества А.П.Чехова;
использование мультимедийной презентации;
анализ рассказов, изученных ранее и самостоятельно прочитанных;
Оборудование:
Мультимедийная презентация
Художественные тексты чеховских рассказов;
Опережающее задание: - подготовка рассказов, изученных ранее и самостоятельно прочитанных (“Толстый и тонкий”)
Ход урока
Этап активизации – эмоциональный настрой. (1 слайд)

Когда-то, в прошедшие времена, несколько отважных и смелых людей, живших далеко от океана, захотели узнать, что такое океан. Они расспросили сведущих стариков как туда добраться, и немедленно отправились в путь. Долго они шли и, наконец, добрались до океана. «Оказывается, океан похож на большое поле!» — воскликнул первый из отважных первопроходцев. «А мне кажется, океан напоминает бескрайний лес!» — восторженно сказал второй путешественник. «А по-моему, океан — это огромная пустыня!» — высказал свое мнение третий путник. Мимо проходил рыбак и сказал им: «Вы не спорьте между собой, разглядывая с берега океан, а лучше погрузитесь с головой в воду, и то, что там увидите, это и будет океан!» Путники так и поступили — последовали совету рыбака. Вскоре они вынырнули из воды и отдышались. «Ну, а теперь на что похож океан?» — с улыбкой спросил рыбак. Исследователи океана переглянулись друг с другом и сказали: «Не знаем, на что похож океан, но только уж очень он соленый!»
Как вы думаете, какова главная мысль этой притчи? Как она может помочь нам? (самостоятельное постижение знаний – попробуй - узнаешь)
Этап постановки проблемы (2 слайд)
Рассказы А.П.Чехова – коротенькие зарисовки из жизни простых «маленьких» людей, на первый взгляд очень незатейливые. Чехов в рассказе «Толстый и тонкий» представил вниманию читателей встречу на вокзале двух школьных друзей….
Почему эта история привлекла внимание автора, какие человеческие пороки вскрывает автор. Как он их порицает.
Этап творческого анализа и осмысления проблемы –
По вариантам: 1 вариант – «тонкие»
2 вариант – «толстые» Задание: мимикой, жестами попробовать изобразить радость вашей встречи со словами «Порфирий, ты ли это?!» - толстый; «Хо-хо-хо» - тонкий.
Вывод: Какое чувство у вас вызвала эта ситуация? (Смех)
Этап постижения авторской позиции.
Что такое смех? Какой бывает смех? Почему и как смеются люди?( 3 слайд)
Формы смеха
Улыбка
Усмешка
Явная насмешка
Хохот
Сердитый (злой) смех
Скрытый смех (ирония)
1.Составить синквейн на тему «Смех» и диаманту «Скрытый смех»
2.Продолжение работы над постижением смысла произведения. Групповая работа над заполнением таблиц(15 минут)
Как изображает автор «Толстый» «Тонкий»
Глаголы, изображающие внутреннее состояние Опишите мимику. Какие чувства она выражает? Сравните знаки препинания в конце предложений. Какие? Что они обозначают? Как обращаются друг другу Вывод: изменились ли герои, кто больше? Составить диаманту «Толстый и тонкий», учитывая систему ценностей каждого
1.Тонкий
2.Мерзкий, приторный
3.Раболепствует, угодничает, лебезит
4.Радуется встрече, удивляется, отдаляется
5.Счастливый, удачливый
6.Толстый
Вывод урока: Автор иронизирует, создавая образы толстого и тонкого, высмеивает чинопочитание, раболепие «тонкого», его систему ценностей. Использует противопоставление для раскрытия своего замысла, а смех высвечивает проблему ярче и острее.
5. Этап рефлексии. Выбрать и продолжить (4 слайд)
На уроке я догадался, (понял, узнал, обнаружил, смог)
Похвалите себя или кого-нибудь за что-то.
Самооценка.
Домашнее задание: написать обращение к героям рассказа, в котором выразить свои чувства, дать совет, оценить их поступки.