Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Комическое в рассказе.


Открытый урок по литературе в 6 классе.
Тема:
Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Комическое в рассказе.
Учитель:
Султанова Эльвира НарисовнаЦели урока:
- продолжать формировать умение анализа эпического произведения;
- на основе анализа рассказа попытаться раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова;
- узнать о средствах и приемах изображения комического в рассказе.
- учить видеть красоту, меткость чеховского слова;
- развивать критическое мышление; творческие способности учащихся;
- воспитывать нравственность и чувство уважения к классической литературе.
Ход урока.
1. Организационный момент
Музыка Шутка Баха
-Какое настроение у вас возникло?
2. Мотивирование
- Попробуйте догадаться, как это стихотворение можно связать с темой нашего урока.
С позволения сказать,
Есть над чем и посмеяться:
Надо всем, друзья, признаться,
Глупых можно тьму сыскать
Между дам и между нами,
Даже, даже… меж царями,
С позволения сказать.
А. С. Пушкин
3. Целеполагание.
Эпиграф к уроку:
«Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта». Л. Н. Толстой.
Формулирование учениками основных вопросов, на которые ребятам предстоит ответить в ходе урока. Запись в тетради:
Над чем можно смеяться, читая Чехова?
Чему радоваться?
Чем восхищаться?
4. На оценочном листе ребятам предлагается оценить свою готовность к уроку (Д/з).
Работа в парах (ученики задают друг другу вопросы на знание текста). Выставление баллов.
5. Определение комического учениками.
МНЕНИЕ УЧЕНИКОВ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, ЗАПИСЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ, ВЫБОР САМОГО ПОДХОДЯЩЕГО. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЮМОРА, САТИРЫ. Карточки со словами на доске.
- Смешным или грустным назвали бы рассказ, а может быть смешным и грустным одновременно?
Вывод. В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта.
6. Художественные особенности рассказа « Толстый и тонкий».
( Строки на доске появляются по ходу работы в качестве вывода).
- А сейчас, ребята, мы обратимся с вами к секретам писательского мастерства. И начнём мы с вами с заглавия.
1) - Как вы думаете, что должно отражать заглавие? (Основную мысль).
По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.
- Какой художественный приём обнаружен в заглавии? (Антитеза).
Вывод 1. Итак, это первая особенность рассказа.
(Строка на доске).
Простое, предельно краткое заглавие.
2) – Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты композиции.( Завязка – развитие действия – кульминация – развязка).
- Найдите завязку в рассказе. (« На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».)
- Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах).
Вывод 2. Перед нами вторая особенность стиля писателя.
Краткая завязка. (Вступление, начало).
3) – Представьте, что вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев.
- Каким, по вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, походку.
- А как об этом сказал А.П.Чехов?
- Поработаем с таблицей.
- Выпишите из текста примеры, характеризующие толстого.
(Учащиеся заполняют сначала одну колонку, затем другую).
Работа с таблицей. Сравнительная характеристика героев.

- Одна-две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.
- Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев? (Антитеза).
-Вы, наверное, заметили, ребята, что этот общий принцип противопоставления пронизывает весь рассказ: его название, систему образов.
- А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?
( Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе).
Вывод 3. «Говорящая» деталь заменяет подробное описание.
4) – Итак, встретились два школьных товарища.
Какие чувства испытывают герои при встрече?
Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных).
О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).
- Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог).
- Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.
Вывод 4. Построение рассказа – диалог.
5) Что мы узнаём о материальном положении тонкого? ( Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары).
С каким чувством говорит об этом тонкий? ( С чувством гордости).
Какую роль играют жена и сын Нафанаил? ( Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого).
А как обстоят дела у толстого? ( Он стал тайным советником).
- Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом?
Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении? (Кульминацией).
- Как меняется поведение тонкого и толстого?
Найдите во 2-й части слова, реплики, характеризующие героев, запишите в таблицу.
Работа с таблицей.
Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость?
- Итак, Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет чеховского мастерства.
Вывод 5. Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости.
7. Осмысление идеи рассказа.
8.Вывод по уроку.
Ответы учащихся на поставленные в начале урока вопросы.
9.Выставление баллов в оценочный лист за самостоятельную работу.10. Домашнее задание на выбор:
1.Подумать, что может рассказать дома о встрече с бывшим одноклассником толстый. Написать этот рассказ от его лица.
2. Написать небольшой «чеховский» рассказ об интересном случае из школьной жизни.