Разработка внеклассного мероприятия по математике Поле математических чудес (5 класс)

Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Жезкентская средняя школа»













Сценарий игры
«Поле математических чудес»











Подготовлен и проведен
в 5 классах
учителем математики
Аубакировой С.А.












п.Жезкент
2016-2017 учебный год
Цель: Расширять знания учащихся по математике, развивать математическую смекалку, находчивость, любознательность.
Привитие интереса к предмету «Математика».
Развитие логики мышления.
Развитие познавательного интереса.
Развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос.
Оформление: математические газеты, плакаты с высказываниями: «Книга книгой, а мозгами двигай.» (В. Маяковский), «Математика – царица наук.»
(К.Гаусс), «Математика сделает твой ум острее и способнее, даже к медицине.» (Гиппократ).
Ведущий: Ермеков Даниал
Участвуют учащиеся 5 классов
Участники игры:
Первая тройка: 1. Ильинова Виктория
2. Лебедев Дмитрий
3. Былина Александра
Вторая тройка: 1. Бобровский Дмитрий
2. Медведева Дарья
3. Шеин Авенир
Третья тройка: 1. Оспанов Адильжан
2. Мукажанов Богдан
3. Мамыт Диана

ХОД ИГРЫ
Вступление.
Ведущий. Итак, мы начинаем игру капитал-шоу «Поле математических чудес». Ваше активное участие – это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся. Участвовать в игре должны все: игроки, болельщики, преподаватели, гости.

Игра первой тройки

В ходе игры каждый участник имеет возможность передать привет другу, учителю, классному руководителю, представителям учебной части, ведущему. Форма привета – песня, стихотворение, дружеский шарж, собственная поделка. Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет возможность выбрать из предложенных шкатулок: одна шкатулка – пустая, в другой – сладкий приз.
Приглашается первая тройка участников игры.
Выходят три участника игры и занимают свои места у барабана. Ведущий представляет учащихся, сообщает фамилию, имя, класс, хобби, рассказывает о математических успехах, увлечениях и т.п.
Ильинова Виктория: по характеру добрая, заботливая, любознательная.. Любит шить. В свободное время рисует.
Любимыми предметами считает все уроки, потому что они все познавательные и интересные.
Лебедев Дмитрий: по характеру веселый, жизнерадостный, целеустремленный, старательный. Любит играть в футбол. Учится на отлично.
Былина Александра: по характеру веселая, дружелюбная. Увлекается театральным искусством и ментальной арифметикой.

Задание первой тройке
Понятие «круга» впервые было сформулировано древними греками. Слово «диаметр» происходит от греческого слова diametros. В переводе с греческого что оно означает? (Поперечник)
Учащиеся отгадывают отдельные буквы на табло и слово в целом по аналогии с телеигрой «Поле чудес».
Асситенты «высвечивают» угаданные буквы и слово в целом. На экране с вращающим волчком: числа – количество очков; «П»- приз; «+»- очки удваиваются; «Оценка «5» по математике»; «Б»- банкрот.
Сектор «Приз».
Ведущий. Приз на сцену!
Ассистент вносит черный ящик, в котором находится приз: альбом;
диск; общая тетрадь, ручка; шоколадка и др.
Зал приветствует победителя первой тройки игроков аплодисментами.
Ведущий. Еще раз поприветствуем всех участников первой тройки и особенно победителя громкими и долгими аплодисментами. Каждый из них заслужил приз. Призы на сцену!
( Все участники игры получают призы)
Участники первой тройки занимают места в зале.

Игра со зрителями

Каждый сидящий в зале имеет возможность получить приз. Для этого надо правильно выполнить задания.
Задание 1.
Шел с рыбалки волк, повстречал лису и спрашивает:
Кума, где ты была?
Окуньков в реке ловила.
Много ли взяла?
До двадцати двух не добрала.
А у меня два десятка и еще два.
Сколько окуньков поймали волк и лиса? ( 40 окуней)
Задание 2.
Что за цифра-акробатка!
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет. ( цифра 9)

Задание 3.
Быстро сосчитайте:
1000
30
1000
+ 40
1000
20
1000
(4100)
Задание 4.
Сколько горошин может войти в пустой стакан?
( Горошины не ходят)

Игра второй тройки

Ведущий. Вторая тройка – на сцену!
Игроки занимают свои места, ведущий представляет игроков.

Бобровский Дмитрий: по характеру добрый, трудолюбивый, целеустремленный. Хобби: любит рисовать и кататься на велосипеде.
Иногда ходит на каток. Учится в музыкальной школе играть на аккордеоне.
Медведева Дарья: по характеру веселая. Очень энергичная, непоседливая. Любимые предметы: математика и английский язык. Увлекается рисованием и ходит в театральный кружок.
Шеин Авенир: по характеру веселый, доброжелательный. Хобби: посещает секцию по дзю-до. Любит кататься на коньках.
Игра проходит по сценарию игры с первой тройкой.
Задание для второй тройки:
В древние времена люди в качестве вычислительного прибора использовали пальцы рук. Сначала использовали 5 пальцев руки, затем 10 пальцев обеих рук. В Древнем Египте и Древней Греции, позже в Риме, в качестве вычислительного прибора использовали доску с углубленными желобами, по которым перемещались камешки. Как называлась эта доска? (Абак)
Игра со зрителями
Задание1.
Загадка
Кулек невелик
Целой сотне велит
То сядь да учись,
То встань, разойдись! (звонок)
Задание 2.
Я- цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти,
Но если букве «Я» прикажешь
Рядом встать,- Я – все!
Отец и дедушка, и ты, и мать. ( Семь-Я)

Задание 3.
У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть? ( Этот человек родился 29 февраля, и день рождения у него бывает один раз в четыре года.)
Задание 4.
Почему в поездах стоп-краны всегда красные, а в самолетах - голубые?
( В самолетах нет стоп-кранов).


Игра третьей тройки

Ведущий. Третья тройка – на сцену!
Третья тройка выходит на сцену, ведущий представляет игроков.
Оспанов Адильжан: по характеру веселый, доброжелательный. Любит играть в футбол.
Мукажанов Богдан: по характеру добрый, доброжелательный.
Любит кататься на коньках. В свободное время пишет стихи.
Мамыт Диана: по характеру добрая, хорошая. Любит кататься на коньках.
Увлекается танцами и любит петь.
Задание третьей тройке

Ведущий. Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил, что «в математике нет царской дороги».
В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз, и более всего изучалась. Кто этот математик? (Евклид)
Поздравление победителя, вручение призов.

Игра со зрителями
Задание1.
Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за 1 час 15 км. С какой скоростью ехала каждая лошадь? (15 км/ч)
Задание 2.
Батон разделили на три части. Сколько сделали разрезов? (Два)
Задание3.
Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же день сегодня? ( Среда).

Финальная игра
Ведущий. Финалисты на сцену!
Финалисты выходят на сцену
Финальное задание
Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне написал, что « отец наукам изучался дивным и неудобно вероятным способом».
В 1700г. Петром I он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. М.В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его «вратами учености».
В знак признания достоинств этого математика Петр I пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо.
Назовите фамилию этого великого математика. ( Магницкий)
Поздравление и награждение победителя.
Жюри подсчитывает заработанные победителем игры очки и объявляет их. Вносится плакат:

Призы
Очки

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Общая тетрадь
Набор карандашей
Линейка
Сладкий приз
Набор красок
Транспортир
100
150
50
100
150
50

Победитель выбирает на набранное количество очков призы.
Ведущий предлагает суперигру победителю. Предложение принимается. Пока победитель отдыхает, объявляется игра со зрителями.

Игра со зрителями
1.Яйцо всмятку варится две минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц всмятку? (2 минуты)
2. Вы капитан корабля, на борту 25 матросов, каждому по 25 лет. Сколько лет капитану? (Столько, сколько лет тому отвечает на вопрос)
3. Хозяйка несла в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (нисколько, все разбились)
4. На что похожа половина яблока? (на другую половину)

Суперигра
Ведущий. Итак, начинаем суперигру. В суперигре разыгрываются: подставка для книг, альбом, набор канцелярских принадлежностей,
Устанавливаются указатели призов, победитель крутит волчок, выбирает приз.
Задание суперигры

Ведущий. В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорийцев. С ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной.
Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения.
Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена знаменитым немецким математиком XYII в. Готфридом Вильгельмом Лейбницем. В 19-м предложении YII книги Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и в настоящее время. О каком математическом понятии идет речь? ( Пропорция)
Разрешается назвать четыре буквы. На обдумывание дается одна минута.
Поздравление победителя суперигры. Вручение призов. Подведение итогов вечера.
Ведущий. Мы сегодня узнали много интересного из курса математики. Наш вечер прошел весело и интересно. Это не последняя наша встреча.