Конспект урока музыки, посвященного Году КУЛЬТУРЫ в России 3 класс Тема: «Славим культуру – славим страну»



Автор: Бородастова Ольга Геннадьевна,
учитель музыки
Муниципальное образовательное автономное учреждение «Гимназия имени Александра Грина» города Кирова Кировской области
Урок музыки, посвященный Году КУЛЬТУРЫ в России
3 класс
Тема: «Славим культуру – славим страну»
ЦЕЛЬ: привитие интереса к традициям русского народа, к истокам народной культуры, исследование глубин русской истории и культуры через постижение русского народного творчества – одного из главных богатств народной культуры.
Задачи:
личностные:
- развитие музыкально-образного мышления;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
образовательные:
-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе познавательных мотивов и интересов;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства;
развивающие:
- развивать речь учащихся, кругозор и творческие способности, совершенствовать навыки анализа лирического произведения; развивать музыкальную память, слух), ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение;
воспитательные:
- пробудить интерес к русской культуре: фольклору и обрядам, уважения к народным обычаям и традициям; воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию; коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
- умение слушать и понимать собеседника.
Девиз урока: музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество. 
 План урока:
Орг. момент. 
Развитие памяти, внимания и мышления.
3. Разминка – музыкально-словесный этап.
4. Определение вида народной песни на слух.
5. Вокально-хоровая работа
6. РЕФЛЕКСИЯ
7. Заключение.
 
План урока:
1 этап. Организационный момент - звучит песня «РОССИЯ» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова) У. - Добрый день, ребята! Прозвучавшая песня Россия является эпиграфом нашего урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке?
Д. – о России…..
У. – Да, тема урока «Славим культуру – славим страну», посвящаем мы этот урок Году культуры в России.
Я приглашаю вас на деревенские посиделки.
У.- А чем занималась молодежь на посиделках в старину??? (шутили, пели песни, развлекались, танцевали, играли)
У. - Да, каждый человек хотел показать свою сноровку, талант, ум и мастерство. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения соседу.
Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! Я желаю, чтобы вы не только получили хорошие оценки и обобщили знания, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями
2 этап – развитие памяти, внимания и мышления.
У. – В старину молодежь на посиделки приходила в нарядной одежде. А какая одежда была у наших прабабушек и прапрадедов расскажете мне вы.
Задание на внимание. На развешаны картинки русской народной одежды: телогрейка, сарафан, порты, косоворотка, тулуп, передник, душегрея, кокошник. Учащиеся рассматривают картинки, запоминают, учитель закрывает доску. Вопрос:
перечислите женскую одежду
мужскую одежду
У. – Итак, нарядились мы красиво, продолжим посиделки,
следующий этап
этап - разминка – музыкально-словесный.
На доске записаны слова: частушки, пословицы, загадки, песни, прибаутки, потешки.
У. - Продолжите список терминов и ОБЪЕДИНИТЕ группу слов одним понятием
У. – объедините все эти термины одним понятием: ФОЛЬКЛОР.
У. – а что такое ФОЛЬКЛОР?
Д. - фольклор – народная мудрость, устное народное творчество (разбираем значение каждого слова)
4 этап. Определение жанра народной песни на слух
У. – Самым любимым видом фольклора у русского народа была ПЕСНЯ. Что такое песня?
Мы переходим к следующему этапу урока – ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА.
У. – Как вы понимаете это выражение?
Д. -
У. – Каковы особенности русской народной песни?
Д.-…
У.- Давайте вспомним жанры русских народных песен.
У. – задача нашего урока – научиться определять жанр песни на слух.
Сейчас прозвучат русские народные песни, ваша задача определить к какому виду относится народная песня и почему?
5 этап. ПЕСНИ и их виды.
I. Ученица 3 класса исполняет песню «ВАЛЕНКИ» (определяем жанр песни, анализируем)
- У. – как называется пение без инструментального сопровождения?
-Д.- а-к а п е л л а
II. У.- шло время, человек, слыша голоса птиц, шум ветра, шорох листвы, стал задумываться - с помощью каких приспособлений можно воспроизвести эти звуки. Так зародились народные инструменты.
*Назовите самый первый духовой инструмент – СВИРЕЛЬ
Учитель показывает картину «ЛЕЛЬ И СНЕГУРОЧКА»,
авт. Виктор Васнецов, автор оперы Н.М.Римский-Корсаков, автор сказки Н.А.Островский - звучит фонограмма звук свирели
III. Задание: учитель показывает музыкальные инструменты – если инструмент народный - дети хлопают в ладоши, если инструмент не народный- топают ногами.
* Раздаются инструменты детям, во время прослушивания песен они поднимают те инструменты, которые звучат в аккомпанементе.
У. – Какой из этих инструментов в народе называют царицей народных инструментов?
Д. - Б А Л А Л А Й К А.
IV. - Вокально-хоровая работа
1.Артикуляционная гимнастика ("Улыбка - хоботок", «мама втирает крем», «щёточка», «язычок-футболист», «пятачки", «котёнок» - для выхода на тонкий голос).Фонопедические упражения (по В.Емельянову) «скрипучая дверь», «медвежонок», «самолётик». (вызываю детей по их желанию).
2. Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» (канон)
V. Прослушайте следующую песню, определите жанр и назовите озвучивающие инструменты. Звучит песня «КОЛЯДА» (в исполнении ансамбля девочек)
VI. Звучит фонограмма песни: «Вставайте, люди русские» (исп. Северный народный хор). Учащиеся определяют жанр песни.
VII. Дуэт детей исполняет танец русский народный «КАЛИНКА»
( учащиеся анализируют это произведение)
У. -Р.н.песня "Калинка" была написана в 19 веке в Саратове Иваном Петровичем Ларионовым.
6 этап - РЕФЛЕКСИЯ
У. – Что вам сегодня больше всего понравилось на уроке? Как вы думаете, кто из вас сегодня работал на "5"? Поставьте себе оценку за урок. (Учащиеся оценивают урок по шкале от 1 до 5 баллов, анализируют каждый этап урока.) Подведение итогов. 7 этап – Заключение.
У.- Учащиеся выходят из класса под р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки»
Список литературы.
1.Г.Стулова «О певческом дыхании в детском хоре»
2. «Распевание в детском хоре» Сост. С.И.Ерёменко г.Краснодар изд. «Эоловы струны»
3. «Хоровой класс, вокально-хоровые упражнения». Метод.указания для студентов дирижёрско-хорового факультета. Г.Москва 1991г.
4. Русские народные песни Цифровая аудиокнига