Методическая разработка открытого кружка Защитникам Отечества посвящается…

Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум»


РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДАЮ

на заседании цикловой комиссии
Зам. директора

общеобразовательных дисциплин, физической культуры и ОБЖ
по учебной работе

Протокол № ___ от ________2013г.



______________ О.В. Редина

Председатель цикловой комиссии


__________________ С. А. Егорова
«____» ______________ 2013г.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАСЕДАНИЯ КРУЖКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»









Преподаватель
общественных
дисциплин
Л. А. Глушкова







Острогожск 2013
Оглавление

Введение .............................................

Подготовительный этап.

План проведения мероприятия ....

Методика проведения мероприятия ..

Сценарий .............................

Заключение..

Список использованной литературы

Приложение.
3

6

7

10

13

23

25

26


Введение
В методической разработке открытого заседания кружка «Защитникам Отечества посвящается» предлагается методика проведения внеклассного мероприятия по истории.
Тема открытого заседания кружка выбрана не случайно. Заседание кружка приурочено к празднованию одной из важных памятных дат истории - 5 декабря – Дню воинской славы России в честь начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой 1941 года. Этот день появился в российской истории как День воинской славы после принятия ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России» 13 марта 1995 года.
5 декабря 1941 года произошло решающее сражение Великой Отечественной войны. По количеству войск, военной техники и вооружения, размаху и напряженности боевых действий битва под Москвой в 1941 - 1942 гг. была одной из крупнейших в истории второй мировой войны. Она происходила на территории до 1 тыс. км по фронту и до 350 - 400 км в глубину, что по площади равнялось Англии, Ирландии, Исландии, Бельгии и Голландии вместе взятых. Свыше 200 суток шли яростные, ожесточенные и кровопролитные бои, в которых с обеих сторон сражались свыше 7 млн. солдат и офицеров, около 53 тысяч орудий и минометов, около 6,5 тысяч танков и штурмовых орудий, более 3 тысяч боевых самолетов. Битва под Москвой явилась решающим военным событием первого года Великой Отечественной войны, примером подвига и героизма советских людей.
В методической разработке предлагаются следующие методы изучения Дня воинской славы России: иллюстрированный рассказ, просмотр презентации «Защитникам Отечества посвящается», фрагментов фильмов «Битва за Москву», «Г. К. Жуков на Западном фронте», «Контрнаступление советской армии под Москвой», прослушивание песен военных лет, беседа. В качестве практических методов закрепления полученного знания автор предлагает выполнение упражнений «История из семейного альбома», «Вечный огонь».
Подготовка подобного мероприятия, активное участие в нём студентов, способствуют воспитанию дисциплинированности, чувства ответственности за порученное дело, формированию основ нравственной культуры, чувства патриотизма.
Данная методическая разработка содержит: введение, подготовительный этап, план проведения мероприятия, методику проведения мероприятия, сценарий, заключение, список использованной литературы, приложение.
В подготовительном этапе описан процесс подготовки открытого заседания кружка «Краевед» силами инициативной группы студентов техникума под руководством преподавателя истории.
План мероприятия содержит цели и задачи, форму и методы проведения мероприятия.
В разделе «Методика проведения мероприятия» содержится подробное описание методов проведения открытого заседания кружка «Краевед» и описана целесообразность их применения.
В заключении обобщаются основные идеи методической разработки.
Приложение содержит материал, необходимый для проведения открытого заседания кружка: презентацию «Защитникам Отечества посвящается», фильмы «Битва за Москву», «Г. К. Жуков на Западном фронте», «Контрнаступление советской армии под Москвой», бланк «Программа открытого заседания кружка «Защитникам Отечества посвящается»
Целями написания методической разработки открытого заседания кружка являются:
-описание методики проведения внеклассного мероприятия, способствующего развитию творческой активности студентов, их исторической памяти, умения анализировать события и давать им оценку;
-оказание методической помощи преподавателям истории при подготовке и проведении подобных внеклассных мероприятий.



















Подготовительный этап
В подготовке открытого заседания кружка «Защитникам Отечества посвящается» принимают участие студенты-первокурсники всех отделений техникума.
Подготовительный этап начинается с выбора темы и написания сценария будущего внеклассного мероприятия. Для этого следует отобрать группу студентов, инициативных, способных творчески мыслить, которые совместно с преподавателем, подбирают подходящий по тематике материал в библиотеке, периодической печати и Интернете. После его творческой переработки следует наметить общую линию сценария и по ходу его прочтения вносить необходимые коррективы.
На следующем этапе необходимо продумать и распределить между студентами - постоянными членами кружка «Краевед» вопросы для подготовки сообщений. Особое внимание следует уделить подготовке будущих докладчиков из числа студентов, так как от их ораторских способностей, умения выступать перед аудиторией, зависит успешность проведения мероприятия. Важно, чтобы эти студенты обладали умением выразительного чтения, имели свою исполнительскую манеру. Следует отметить необходимость правильного подбора исторического материала, фрагментов фильмов. Они должны вызывать интерес у студенческой аудитории, быть лаконичными и вписываться в тематику.
После утверждения сценария каждому участнику необходимо продумать свой внешний вид, а организационной группе - оформление доски и аудитории. Следует назначить ответственного за создание презентации. Подготовку творческих заданий на закрепление «История из семейного альбома», «Вечный огонь» как и другие виды, заданий, контролирует преподаватель. Залог хорошо проведенного мероприятия – регулярные репетиции со студентами-докладчиками, в ходе которых студенты оттачивают свое мастерство, демонстрируют свои коммуникативные способности.
План проведения мероприятия
Дисциплина: История
Тема: «Защитникам Отечества посвящается»
Цели:
образовательная:
- углубление знаний студентов о героических страницах истории Отечества, родного края и значении побед в военной истории России;
развивающая:
- развитие коммуникативных качеств личности, исторической памяти, умения анализировать события и давать им оценку;
воспитательная:
- формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооружённым силам;
- содействие воспитанию основ нравственной культуры личности, патриотизма и гражданственности.
Вид мероприятия: внеклассное
Форма проведения: открытое заседание кружка «Краевед»
Методы проведения: иллюстрированный рассказ, просмотр презентации, фрагментов фильмов «Битва за Москву», «Г. К. Жуков на Западном фронте», «Контрнаступление советской армии под Москвой», выступления студентов, чтение стихотворений «Я никогда не видела войны», «Патриот», беседа на тему «История из семейного альбома», прослушивание песен военных лет, устный опрос.
Участники: студенты-первокурсники учебных групп: Ю-11, Б-11, К-11,
В-11, М-11, М-12, постоянные члены кружка «Краевед»
Оборудование, наглядные пособия: компьютер с мультимедийной установкой, презентация «Защитникам Отечества посвящается», фильмы «Битва за Москву», «Г. К. Жуков на Западном фронте», «Контрнаступление советской армии под Москвой», песни военных лет, раздаточный материал (программа открытого заседания кружка, материал для выполнения упражнения «Вечный огонь»).
Место проведения: аудитория № 26
Время проведения: 60 минут
Структура открытого заседания кружка «Краевед»:

п/п
Этапы заседания
Применяемые
методы обучения и контроля
Планируемое
время, мин.

1
Организационный момент
Приветствие.
Выступление преподавателя об актуальности и значимости мероприятия.
Постановка целей открытого заседания
кружка.

беседа

иллюстрированный рассказ, демонстрация презентации

5 мин.




2
Основная часть
2.1. Изучение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны.



2.2. Выполнение упражнения «История из семейного альбома».
иллюстрированный рассказ, демонстрация презентации, фрагментов фильмов, чтение стихотворения
иллюстрированный рассказ, демонстрация презентации
30 мин.






10 мин.



3
Подведение итогов
Выполнение упражнения «Вечный огонь».
беседа, чтение стихотворения, прослушивание песни военных лет «Эх, дороги»
10 мин.

4
Рефлексия
прослушивание песни военных лет «Песни наших отцов», беседа
5 мин.

























Методика проведения мероприятия

Открытое заседание кружка «Защитникам Отечества посвящается» направлено на формирование у студентов основ нравственной культуры личности, чувства патриотизма, развитие исторической памяти, коммуникативных качеств личности, углубление знаний по истории Отечества.
Открытое заседание кружка «Защитникам Отечества посвящается» включает в себя три части: вступление, основную часть и заключение.
Вступительная часть начинается с выступления преподавателя истории, который знакомит всех присутствующих с темой мероприятия, определяет цели и задачи проведения, рассказывает об актуальности темы заседания кружка. Это настраивает аудиторию на восприятие предлагаемой им информации, осознание значимости проводимого мероприятия. В ходе проведения заседания кружка демонстрируется презентация «Защитникам Отечества посвящается» (прил.1). Это позволяет сделать заседание кружка ярким, запоминающимся, содействует развитию исторической памяти, формированию эстетического вкуса студентов.
Основная часть открытого заседания кружка «Защитникам Отечества посвящается» направлена на изучение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны, углубление знаний студентов о героических страницах истории Отечества и значение победы советских войск под Москвой в военной истории России. Материал заседания кружка должен вызвать у студентов чувство гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооружённым силам, содействовать воспитанию основ духовно-нравственной культуры личности.
С целью мотивации учебной деятельности студентам предлагается самостоятельно подготовить сообщения для выступления на открытом заседании кружка, рассказы о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Во время проведения открытого заседания кружка, в процессе знакомства с содержанием истории Московской битвы студентам и всем присутствующим необходимо заполнить бланк «Программа открытого заседания кружка «Защитникам Отечества посвящается» (прил.2). В этом бланке следует выразить свое отношение ко всему происходящему в аудитории, опираясь на условные обозначения (прил.2).
Затем целесообразно перейти к подробному описанию истории Московской битвы. Начать необходимо с просмотра фильма «Битва за Москву». События истории Московской битвы уместно осветить совместными усилиями преподавателя и студентов. Для усиления эмоционального восприятия информации студенческой аудитории предлагается просмотр фрагментов фильмов «Г. К. Жуков на Западном фронте», «Контрнаступление советской армии под Москвой» (прил.1). Это создает атмосферу непринужденного запоминания информации, выделения главного, возможности увидеть героев Отечественной истории.
После изучения истории Московской битвы, уместно перейти к практическому закреплению материала - выполнению упражнения «История из семейного альбома». Преподаватель предлагает студентам рассказать о своих родственниках – участниках войны, предавая по кругу друг другу георгиевскую ленточку и зажигая при этом памятные свечи. Применяемый поисковый метод позволяет сохранить историческую память об ушедших событиях, выявить знания студентов своей родословной истории.
В заключении определяется, насколько заинтересовала представленная информация и насколько прочно она усвоена студентами. Для этого можно применить один из наглядных методов закрепления – упражнение «Вечный огонь». Преподаватель предлагает студентам и гостям мероприятия ответить на вопрос «Почему в современной России патриотическое воспитания молодежи одно из приоритетных направлений в работе образовательных учреждений?» Ответ необходимо сформулировать кратко, лаконично и записать на листах, лежащих на столах перед каждым участником мероприятия. Строки стихотворения «Патриот», в исполнении студента, тихая музыка без слов, изображение на листе, помогут аудитории сосредоточиться, а возникшая пауза будет уместно заполнена.
Студентов, коллег, гостей мероприятия справившихся с выполнением задания первыми, преподаватель приглашает по - очереди к доске. На доске в центре необходимо заранее расположить рисунок «Вечный огонь». Зачитав свой ответ, участники опроса помещают свой лист на доске. Такая коллективная форма работы способствует созданию доброжелательной атмосферы в момент подведения итогов встречи.
В качестве рефлексии хотелось бы предложить аудитории слушателей произвести подсчет условных обозначений и определить количество каждого из трех предложенных в отдельности. Затем студенты собирают общее число смайлов путем их сложения и записывают итог на доске. Этот способ необходимо применить для определения самого выразительного участника встречи, который получает приз зрительских симпатий. Паузу уместно будет заполнить просмотром клипа и прослушиванием песни военных лет. Рефлексия позволит преподавателю получить обратную связь с аудиторией.











Сценарий
Демонстрируется слайд 1
Преподаватель:
Добрый день! Я рада приветствовать всех присутствующих на открытом заседании кружка «Краевед» «Защитникам Отечества посвящается»
Демонстрируется слайд 2
Преподаватель:
5 декабря День воинской славы России в честь начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских захватчиков в битве под Москвой 1941 года.
Демонстрируется слайд 3
Он установлен Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России». Этот день посвящен памяти героических событий Московской битвы, которые и положены в основу открытого заседания кружка «Защитникам Отечества посвящается»
Демонстрируется слайд 4
Тема встречи сохраняет свою актуальность и в наши дни. 5 декабря во многих образовательных учреждениях, в Вооруженных Силах Российской Федерации проводятся торжественные мероприятия по увековечению памяти российских воинов, отличившихся в сражениях за нашу столицу. Сохраняя добрую традицию, вы сегодня стали участниками мероприятия, посвященного этой памятной дате. Оно направленно на углубление ваших знаний о героических страницах истории государства, родного края и значении побед в военной истории России.
Демонстрируется слайд 5
Преподаватель:
Среди исторических событий, над которыми не властно время, особое место принадлежит Московской битве в истории Великой Отечественной войны. В суровые дни осени 1941 г., со всей остротой решался вопрос о самом существовании нашей Родины, ответ на него зависел от того, устоит или нет Москва под натиском германского вермахта. Внимание на экран!
Демонстрируется слайд 6, фильм «Битва за Москву», звучит песня «Ты-моя надежда, ты-моя отрада!»

Демонстрируется слайд 7
Преподаватель:
Далее мы, рассмотрим, как решалась судьба Москвы и мира в целом. Обратите внимание, у вас на столах лежит программа открытого заседания кружка, вам необходимо ознакомиться с ней и на протяжении заседания выразить свое отношение к происходящему, в колонке примечания, опираясь на условные обозначения:
Условные обозначения:



№1 №2 №3

№1 понравилось, интересно, затронуло, полезно, произвело впечатление;
№2интересно, но не очень понравилось, неэмоционально;
№3не понравилось, не произвело впечатления.

Демонстрируется слайд 8
Студент:
Битва под Москвой делится на два этапа: оборонительный, когда гитлеровцы планировали молниеносный захват Москвы и контрнаступление, в ходе которого враг потерпел первое серьезное поражение во второй мировой войне у стен Москвы. В сентябре 1941 года немецко-фашистское командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы.

Демонстрируется слайд 9
Студент:
Замысел операции предусматривал мощными ударами крупных танковых группировок окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга с целью ее захвата. Москву гитлеровцы планировали блокировать, население уморить голодом, окрестности затопить. Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун».
Студент:
Враг превосходил советскую армию в живой силе и технике. Ставка Верховного Главнокомандования так определила задачу для командующих фронтами: измотать врага в тяжелых оборонительных боях, а затем создать условия и перейти в контрнаступление по всей линии фронта.
Студент:
Генеральное наступление немецких войск началось [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а 2 октября основные группировки немецких войск перешли в наступление в районе Смоленска. Гитлеровцам удалось прорвать оборону и к 7 октября окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две - южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт.
Студент:
В неудачах Иосиф Виссарионович Сталин обвиняет командующего Западным фронтом Ивана Степановича Конева и командующего Резервным фронтом Семена Михайловича Буденного. С Ленинградского фронта Сталиным был отозван Георгий Константинович Жуков, который 10 октября принял на себя командование Западным фронтом. Начинается активная работа с личным составом, по укреплению Можайской линии обороны, перед бойцами ставится задача «Ни шагу назад», труженики тыла переходят на круглосуточный режим работы.
Студент:
В результате советские войска в течение двух недель в упорных боях сковывали около 20 немецких дивизий. Несмотря на большие потери, гитлеровцы продолжали рваться к Москве. Они захватили Калинин, Можайск и Малоярославец. Бои шли уже в 100 километрах от столицы.
Демонстрируется слайд 10
Преподаватель:
Вашему вниманию предлагается фильм «Г. К. Жуков на Западном фронте».

Демонстрируется фильм «Г. К. Жуков на Западном фронте»

Демонстрируется слайд 11
Студент:
В ту пору не только враги, но и друзья нашей страны не сомневались, что судьба Москвы предрешена, а ее паденье дело нескольких ближайших дней. Однако вопреки всем мрачным прогнозам, этого не случилось. Защитники столицы вместе с жителями Москвы и Подмосковья, героически сражаясь с врагом, превратили город в неприступную крепость.
Студент:
Они бились с захватчиками днем и ночью, на фронте и в окружении, во вражеском тылу и в небе столицы. Упорной обороной занимаемых позиций, контратаками и контрударами, вводом свежих резервов и ударами с воздуха они изматывали силы противника.
Студент:
В первых числах ноября наступление немцев было остановлено почти на всех участках фронта. Противнику не удалось овладеть Москвой и тем самым победоносно закончить войну на востоке. Гитлеровцы не смирились с неудачей и не оставили намерений захватить советскую столицу. В спешном порядке подтягивались резервы, проводилась перегруппировка войск для нанесения решающего удара. Советское командование также воспользовалось передышкой в боях для подтягивания к Западному фронту дивизий сформированных в Сибири и на Урале.

Демонстрируется слайд 12


Студент:
В середине ноября 1941 года немецкие войска вновь перешли в наступление, и вновь встретили упорное и мужественное сопротивление советских воинов. Особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], отразившая в первый день наступления несколько танковых атак врага. 28 пехотинцев из дивизии генерала Панфилова и их политрук Клочков в течение 4 часов отбивали атаки 50 немецких танков. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»,- сказал политрук. Воинам-панфиловцам удалось уничтожить 18 немецких машин, что задержало наступление немцев и не позволило им прорваться к Москве. Упорные бои шли у стен Тулы, в районе Наро-Фоминска, Клина и Каширы.

Демонстрируется слайд 13
Преподаватель:
Не все из присутствующих знают, что среди героев-панфиловцев был наш земляк Безродных Григорий Михеевич. Об этом нам расскажет студент
Студент:
К великой гордости Острожцев среди героев-панфиловцев был и наш земляк - Григорий Михеевич Безродных.
Григорий Михеевич был призван в ряды Красной Армии в июле 1941 года, в том же году принял боевое крещение в составе 4 роты под командованием генерал-майора Панфилова.
Безродных - бывший кузнец, отбивая атаку вражеских танков, сражался до последней капли крови, до последнего вздоха.
Как истинно русский человек, он не знал страха в бою. Мужественно принял смерть в неравном, легендарном бою у разъезда Дубосеково.
За беспримерный подвиг все воины-панфиловцы, в том числе и Григорий Михеевич Безродных Указом Президиума Верховного Совета СССР были удостоены звания Героя Советского Союза посмертно.
Демонстрируется слайд 14
Преподаватель:
Острогожская земля вырастила 16 Героев Советского Союза, о чем напоминает острогожцам Аллея славы в городском саду.
Выразить благодарность защитникам Отечества хочется строками стихотворения «Я никогда не видела войны» в исполнении студентки
Студентка:
Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.

Спасибо вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю это все пришлось –
Тревоги, голод, холод и разлуки.

Спасибо вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.

Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо вам! Мы очень любим вас!
Поклон вам от девчонок и мальчишек!

Студент:
Благодаря упорному сопротивлению советских воинов наступление немецких войск стало ослабевать, а затем и совсем остановилось. Этот благоприятный момент и был использован командованием Красной Армии для перехода в контрнаступление.
5 декабря 1941 года Советские войска перешли в наступление, разгромили ударные группировки группы армий «Центр» и сняли угрозу, нависшую над Москвой.
Демонстрируется слайд 15


Преподаватель:
Вашему вниманию предлагается фильм о контрнаступлении советской армии под Москвой.
Демонстрируется фильм
«Контрнаступление советской армии под Москвой»

Демонстрируется слайд 16
Преподаватель:
Что явилось решающим фактором в разгроме гитлеровцев под Москвой?

Студент:
Решающим фактором в достижении победы над захватчиками в контрнаступлении под Москвой являлся высокий моральный дух советских воинов. Известный английский военный теоретик и историк Б. Лиддел Гарт подчеркивал, что эта победа была одержана «прежде всего, мужеством и стойкостью русского солдата, его способностью выносить тяготы и непрерывные бои в условиях, которые прикончили бы любую западную армию».
Студент:
Особую значимость успеху Красной Армии придает то, что он, был достигнут при невыгодном для наступления соотношении сил и средств. Однако советскому командованию удалось компенсировать этот недостаток за счет удачного выбора момента перехода в контрнаступление, когда противник остановился, но еще не успел перейти к обороне и построить оборонительные позиции, а также за счет внезапности контрнаступления.
Студент:
В декабрьские дни 1941 г. народы всего мира узнали, что Красная Армия может не только отступать, но и способна противостоять войскам вермахта. Успех под Москвой оказал огромное влияние на дальнейший ход Великой Отечественной, и всей второй мировой войны в целом.
Студент:
В полях Подмосковья гитлеровская армия потерпела первое крупное в истории второй мировой войны поражение, чем был развеян миф о ее непобедимости. В битве под Москвой гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники.
Студент:
Битва под Москвой отмечена массовым героизмом и самопожертвованием советских людей. За доблесть и мужество, проявленные в боях 40 частям и соединениям было присвоено звание гвардейских, 36 тыс. воинов награждены орденами и медалями, 187 человек удостоены звания Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации. Медалью «За оборону Москвы» награждено более 1 млн. человек. 8 мая 1965 г. Москве было присвоено почетное звание «Город-герой».
Демонстрируется слайд 17
Преподаватель:
«НЕЛЬЗЯ     НАУЧИТЬСЯ      ЛЮБИТЬ   ЖИВЫХ,
ЕСЛИ   НЕ  УМЕЕШЬ   ХРАНИТЬ   ПАМЯТЬ   О   ПАВШИХ . . .»
У меня в руках символ победы – георгиевская ленточка. Я предлагаю вам передавая ее из рук в руки заглянуть в семейный альбом и вспомнить о своих прадедушках и прабабушках-участниках событий Великой Отечественной войны. Это задание мы выполним стоя.
Демонстрируется слайд 18
Выполнение упражнения «История из семейного альбома»

Выступления студентов

Демонстрируется слайд 19
Демонстрируется слайд 20
Преподаватель:
Наступило время подвести итоги нашей встречи. Для этого вам необходимо ответить на вопрос: «Почему в современной России патриотическое воспитания молодежи одно из приоритетных направлений в работе образовательных учреждений?» Перед вами лежат листы, на которых вам необходимо кратко написать ответ. Строки стихотворения «Патриот», в исполнении студентки, изображение на листе помогут вам в этом. Уважаемые коллеги я предлагаю вам принять участие в опросе.

Звучит негромкая музыка «Эх дороги», на фоне чтец читает стихотворение «Патриот»

Студентка-чтец:
Да ты, мой друг, не патриот
Патриотизма в вас не стало
С сединами старик вздохнет.
Наверно, прав он: очень мало.

Не обязательно война
Нужна для слов таких, геройства-
Тот для меня лишь патриот,
В ком за Отчизну беспокойство.

Как это чувство воспитать
В заносчивых, самовлюбленных?
Учить их сопереживать
И слышать крик разъединенных

Как просто Родину любить!
Нет! Это трудная работа.
Знать, уважать, любить, ценить-
Вот в ком я вижу патриота.

Гордиться мало - уважать
Руси величие и славу,
Долг помнить, честь не потерять,
По совести жить и по праву.

Как любят слово ПАТРИОТ
Парады, митинги, трибуны
Но в сердце лишь оно живет,
Лишь там его хранить я буду!

Выполнение упражнения «Вечный огонь»
По окончанию работы студенты зачитывают ответы и размещают их по кругу возле Вечного огня.
Преподаватель:
От чувства патриотизма зависит: отношение к себе и обществу, своей стране, вклад личности в науку, искусство, образование, безопасность государства, состояние и сохранение национального богатства, экология. Каждый из вас должен бережно относиться к истории государства, изучать героическое прошлое и настоящее своей Родины, ухаживать за памятниками и историческими местами, братскими могилами, не забывать памятные даты и славные имена! В этом случае Вечный огонь не погаснет!
Преподаватель:
Пришло время узнать, на сколько, вам понравилось мероприятие, было ли интересно, затронуло ли оно ваши чувства, произвело ли на вас впечатление, насколько полезной показалась вам прозвучавшая информация? Для этого необходимо осуществить индивидуальный подсчет условных обозначений каждого пункта программы в отдельности, а затем коллективный. Определить, кому из вас, достанется приз зрительских симпатий, нам помогут те же условные обозначения.
Звучит песня и демонстрируется клип «Песни наших отцов»
На доске записывается коллективный результат и делается вывод
Преподаватель:
На этом открытое заседание завершено. Спасибо всем за внимание, до новых встреч!
Демонстрируется слайд 21












Заключение
Методическая разработка «Защитникам Отечества посвящается» содержит материал по проведению открытого заседания кружка.
Проведение подобных мероприятий помогает преподавателям достичь основных целей не только воспитательной, но и учебной работы: развитие творческих, коммуникативных способностей студентов, формирование правовой, нравственной и эстетической культуры человека, чувства патриотизма, углубление знаний студентов о героических страницах истории Отечества и значении побед в военной истории России. В современных условиях обучения и воспитания важно предоставить студентам возможности для раскрытия их творческого потенциала, способностей, приобщить к интересной познавательной деятельности, позволить им проявить свою инициативу.
В методической разработке преподаватель предлагает следующие методы обучения: иллюстрированный рассказ, просмотр презентации «Защитникам Отечества посвящается», фрагментов фильмов «Битва за Москву», «Г. К. Жуков на Западном фронте», «Контрнаступление советской армии под Москвой», беседу, рассказ о родственниках – участниках войны, устный опрос. Красочность, наглядность визуального восприятия героического события отечественной истории, представленного в презентации и фрагментах фильмов, делают информацию доступной для понимания широкого круга зрителей, а процесс запоминания легким, познавательным, знакомя, студенческую аудиторию с научной и исторической информацией.
В качестве методов закрепления материала в методической разработке предлагается выполнение упражнений «История из семейного альбома», «Вечный огонь». Они помогают студентам продемонстрировать свои знания, смекалку, облегчают процесс запоминания.
Во время мероприятия студентам была предоставлена возможность продемонстрировать ораторские способности, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, умение убеждать.
Открытое заседание кружка «Защитникам Отечества посвящается» направлено на развитие у студентов основ духовно-нравственной культуры личности, гражданских и патриотических чувств, воспитание интереса к военной истории Отечества, обычаям и традициям нашей страны, проявления творческой инициативы, коммуникативных способностей, умения видеть и ценить общечеловеческие ценности: мужество, героизм, храбрость, честность.
Использованные разнообразные активные формы и методы обучения, описанные в методической разработке, позволяют организатору мероприятия создать рабочую обстановку и способствуют наиболее полному восприятию, осмыслению и запоминанию исторического материала.















Список использованной литературы

Амелькин А. О. Дни воинской славы России. – Центр духовного возрождения Черноземного края. – Воронеж, 2005. – 112 с.
Винниченко М. В. Атлас великих исторических сражений. – М.: ООО «Издательство «Росмэн-Пресс», 2003. – 63 с.
Вторая мировая война: взгляд из начала XXI века: материалы в помощь лекторам/ под ред. С. А. Тюшкевича.- М.: Патриот, 2009. - 362 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].- т.1 926 с., т.2 1022 с.
Муромцев Д. Ф. Первый период Великой Отечественной войны в воспоминаниях ее отечественных и зарубежных участников и работах современных историков (июнь 1941 – ноябрь 1942).- Пермь.: Альтернатива, 2009.- 298 с.
6. Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Книга на сайте: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Фильм «Битва за Москву», Видеоролик «Ты моя надежда ты моя отрада»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фильм «Г. К. Жуков на Западном фронте»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фильм «Контрнаступление советской армии под Москвой»
http://rutube.ru/video/ccba03d85d6ed9ff2036f43f2b31658a/
Песни военных лет: «Песни наших отцов», «Эх, дороги»
http://video.mail.ru/inbox/buravljeva/533/2043.html
http://sovmusic.ru/download.php?fname=dorogi


Приложение 1
Презентация «Защитникам Отечества посвящается»
Фильм «Битва за Москву»
Видеоролик «Ты моя надежда ты моя отрада»
Фильм «Г. К. Жуков на Западном фронте»
Фильм «Контрнаступление советской армии под Москвой»
Песни военных лет «Эх, дороги», «Песни наших отцов»
Фотографии




























Приложение 2

Программа открытого заседания кружка
«Защитникам Отечества посвящается»
Условные обозначения:

№1 №2 №3
№1 понравилось, интересно, затронуло, полезно, произвело впечатление;
№2интересно, но не очень понравилось, неэмоционально;
№3не понравилось, не произвело впечатления.

Ход заседания
Примечание

1.
Демонстрация презентации «Защитникам Отечества посвящается»


2.
Выступления однокурсников


1
Василенко Михаил


2
Васюхно Володя


3
Воробьев Сергей


4
Дьяков Вячеслав


5
Жуликов Валерий


6
Зайцева Татьяна


7
Ирхина Мария


8
Казарцев Виктор


9
Карабутова Ольга


10
Ковалев Дмитрий


11
Кулик Виктория


12
Мельников Артем


13
Мищенко Дмитрий


14
Панскова Кристина


15
Полякова Ирина


16
Реветнев Владимир


17
Рыженкова Елена


18
Чернышов Сергей


19
Шепелева Евгения


3.
Просмотр фильмов «Битва за Москву», «Г. К. Жуков на Западном фронте», «Контрнаступление советской армии под Москвой»


4.
Беседа на тему «История из семейного альбома»


5.
Выполнение упражнения «Вечный огонь»


6.
Прослушивание песен военных лет «Ты - моя надежда, ты - моя отрада!», «Эх, дороги», «Песни наших отцов»






































































13PAGE 15


13PAGE 142215






Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515