Рабочая программа по развивающему курсу «Учимся наблюдать и исследовать» Умники и умницы


Управление образования АМО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
(МОУ «СОШ №9»)
«9 №-а Шӧр школа» муниципальнӧй велӧдан учреждение
4210050635000
Рекомендовано
МО учителей начальных
классов протокол № 1 «29»августа 2013 г.
Рабочая программа
по развивающему курсу
«Учимся наблюдать и исследовать»
Умники и умницы
наименование курса
начальное общее образование уровень образования 2 года____ срок реализации

Составитель:Кубернюк Н.Б.
Сыктывкар 2013 г.

Пояснительная записка.
 
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г. – с. 191 – 210.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Программа реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом. Актуальность выбора определена следующими факторами:   на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Умение учиться - это не только умение писать, считать, читать. Это и умение распределять свое время, определять учебную задачу, владеть своим вниманием, тренировать память, уметь воспринимать и осмысливать полученную информацию. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Причины, вызывающие отставание в учении, многообразны. В основном они заключаются в несформированности тех или иных психических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности. Одной из основных причин отставания в учении являются несформированность мыслительной деятельности учащихся; таких ее мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, неумение сравнивать и т.д. Определенные трудности при усвоении учебного материала создают возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников:
- конкретность мышления (она затрудняет понимание школьником переносного значения слов и словосочетаний, пословиц, аллегорий; математического содержания задачи в связи с сосредоточенностью на ее сюжетной стороне);
- синкретичность мышления (отсутствие необходимого и достаточного анализа всех данных, что приводит к неправильным умозаключениям и ошибочным решениям задач);
- недостаточная обобщенность мышления (обуславливают затруднения при образовании понятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале);
- однолинейность мышления (то есть прикованность к какой-либо одной стороне рассматриваемого предмета или ситуации, неумение видеть и удерживать в сознании различные признаки одного и того же предмета, неумение оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными);
- инертность мыслительной деятельности (приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий, несмотря на изменение условий).
Учащиеся младшего школьного возраста обычно мыслят конкретными категориями, часто подменяют аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опираются на аналогию, порой не всегда правомерную. К моменту перехода в среднее звено младшие школьники должны научиться сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Учащиеся должны уметь выделять признаки предметов, явлений, давать обоснованное доказательство, понимать причинно-следственные связи.
В связи с преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Они склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей. К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.
В процессе обучения в начальном звене школы восприятие ребенка становится более анализирующим и дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Развитие восприятия не происходит само собой, а идет параллельно с развитием мышления учащихся. Развивая у детей такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем восприятие учащихся более глубоким, думающим.
Для успешного обучения в школе у учащихся младших классов необходимо развивать устойчивость и концентрацию внимания, работать над увеличением объема внимания, повышать уровень распределения и переключения внимания.
Для успешного обучения ребенка в школе и для полноценного усвоения знаний необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных способностей учащихся. Очень важно с первых дней обучения в школе прививать у учащихся интерес к познанию, который является залогом успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
 
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
 
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
 
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих.
Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
-   задания на развитие внимания;
-   задания на развитие памяти;
-   задания на совершенствование воображения;
-   задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
-  дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
-  выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
-  вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
-  выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
-  выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
-  деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
 
Модель занятий такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
 
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
 
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
-                         Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-                         В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-                Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-                         Проговаривать последовательность действий .
-                         Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
-                         Учиться работать по предложенному учителем плану.
-                         Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-                         Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-                         Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-                         Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-                         Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
-                         Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-                         Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-                         Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-                         Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-                         Слушать и понимать речь других.
-                         Читать и пересказывать текст.
-                         Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-                         Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
 
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)
 
Во 2 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
·                 Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
·                 Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
·                 Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
·       Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
 
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
 
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
 
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
 
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
 
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
 
Курс включает 68 занятий: 1 занятие в неделю, по 34 занятия во 2 и 3
Таким образом, в реализации данной программы достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
  
Содержание программы 2 класс (34 ч)
Графический диктант
Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.
 
Тренировка внимания
Предлагаемые во 2 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.
 
Тренировка слуховой памяти
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
 
Тренировка зрительной памяти
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.
 
Поиск закономерностей
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
 
Задания по перекладыванию спичек
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
·     выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
·     деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
·     складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объема, устойчивости, концентрации внимания.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала. Тренировка избирательности запоминания.
Развитие речи. Развитие связной монологической речи. Обогащение словаря учащихся. Формирование умений работы с содержанием текстов (выделение главной мысли, постановка вопросов к тексту и умение находить на них ответы. Формирование умения понимать и объяснять смысл образных и крылатых выражений, пословиц и поговорок. Формирование умения ясно и четко излагать свои мысли, правильно строить предложения.
Развитие мышления. Учимся выделять признаки предметов. Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам (загадки, описание предметов). Упражнение в нахождении признаков разных предметов, животных, времен года. Описание признаков геометрических фигур. Описание предмета по его признакам. Выделение «лишнего» предмета в группе однородных предметов. Решение различных задач на нахождение «лишнего» среди предметов, чисел, слов, фигур.
Учимся сравнивать. Сравнение двух и более предметов. Выделение общих и существенных признаков. Нахождение черт сходства и отличия. Нахождение
предметов с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, вкус и т.д.) Решение задач на сравнение чисел, слов предметов, фигур.
Учимся рассуждать и анализировать. Нахождение закономерностей в числах, фигурах, знаках. Продолжение ряда по закономерности. Поиск недостающих в рядах фигур. Поиск последовательности действий. Нахождение пропущенных чисел, фигур, элементов. Логические игры со счетными палочками. Нахождение общего понятия для группы однородных предметов. Решение логических задач разных видов. Логические игры со счетными палочками. Решение анаграмм, ребусов, кроссвордов.
Учебно-тематический план 2 класс ( 1 –ый год обучения)
п/п Тема занятия Коли-чество часов Форма занятия Образовательный продукт
1. Выявление уровня развития детей 1 Беседа, практические задания Выполненные задания
2. 1) Развитие концентрации внимания.
2) Узнаем предмет по заданным признакам. Загадки.
3) Сравнение геометрических фигур. Задание: «Чем отлича-ются линейка и треугольник?».
4) Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задание: «Зашифрованноеслово».
5) Решение логической задачи. 1 Практическое занятие Решенные задачи, составленные слова
3. 1) Тренировка внимания.
2) Учимся находить общие и отличительные признаки. Задание: «Сравнение временгода», «Сравнение геометри-ческих фигур».
3)Выявление закономерности. Задание: «Продолжи ряд», «Вставь пропущенноечисло».
4) Мыслительные операции анализа и синтеза. Игра: «Занимательная лесенка», «Игра в слова».
5) Логическая задача. 1 Практическое занятие, работа в группах Выполненные задания, решенные задачи
4. 1) Тренировка слуховой памяти.
2) Развитие мышления. Сравнение. Задание: «Найди общие и отличительные при-знаки предметов, цифр, букв.
3) Классификация. Задание: «Выдели несколько групп».
4)Закономерности. Задание: «Выяви закономерность», «Продолжи ряд чисел», «Какая фигура следующая?».
5) Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задание: «Составь слова поданной схеме».
6) Логическая задача. 1 Практическое занятие работа в парах Составленные цепочки, заполненные схемы
5. 1) Тренировка зрительной памяти.
2) Развитие мышления. Классификация. Задание: «По какому признаку разделены кружки?».
3) Учимся давать определения понятиям.
4) Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задание: «Занимательнаялесенка», «Зашифрованные слова».
5) Развивающие игры со счетными палочками. 1 Практическое занятие, работа в группах Выполненные задания, составленные слова
6. 1) Развитие произвольного внимания. Задание: «Зашифруй слова», графический диктант.
2) Развитие мышления. Описание предметов по их признакам.
3) Классификация. Задание: «По какому признаку разделены слова на группы?».
4) Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задание: «Змейка», составить слова по данной модели.
5) Логическая задача.
6) Развитие воображения. Задание: «Дорисуй фигуры». 1 Практическое занятие, работа в группах Составленные описания, составленные модели слов
7. 1) Развитие речи и творческого воображения. Задание: «Придумывание фантастических историй», «Что было бы, если...?».
2) Учимся задавать исследо-вательские вопросы. Игра: «Да - нет».
3) Развитие мышления. Ограничение понятий. Задание: «Что лишнее?».
4) Развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве. Задание: «Графический диктант». 1 Практическое занятие, работа в парах Придуманные истории, выполненные задания
8. 1) Развитие мышления. Поиск закономерностей. Задание: «Нарисуй фигуру нужной формы», «Продолжи ряд чисел».
2) Узнаем предмет по заданным признакам. Задание: загадки.
3) Учимся давать определения понятиям. Задание: «Продолжи предложение» (хлебница - это ... и др.)
4) Развитие образного мышления и комбинаторных способностей. Игра: «Танграмм» 1 Практическое занятие, работа в группах, парах Составленные цепочки, сформулированные понятия
9. 1) Развитие речи и творческого мышления. Учимся придумывать сказки. Задание:«Придумай продолжение сказки».
2) Сделай картинный план к своей сказке. 1 Беседа, практическая работа Составленные сказки, картинный план к сказке
10. 1) Развитие мышления и речи. Учимся обозначать словами существенные признакипредметов. Игра: «Определение» (карточкисо словами, в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли.
2) Классификация. Задание: «По какому принципу распределены слова в столб-цах?».
3) Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задание: «Анаграммы». 1 Дидактическая игра, коллективно в группах Составленные определения, решенные задачи
11. 1) Тренировка зрительной памяти.
2) Развитие воображения. Задание: «Используя геомет-рические фигуры, нарисуйразные предметы».
3) Развитие мышления Поиск закономерностей. Задание: «Продолжи ряд», «Найдинедостающую фигуру».
4) Развивающие игры со счетными палочками. Составление и преобразование фигур. 1 Практическое занятие Решенные задачи, составленные фигуры
12. 1) Развитие слуховой памяти. Игра: «Слушай и запоминай».
2) Развитие речи и мышления. Игра: «Скажи наоборот» набор слов с противоположным значением.
3) Развитие логического мышления. Задание «Отгадай ребусы».
4) Логические задачи. 1 Практическое занятие Отгаданные ребусы, составленные слова
13. 1) Развитие концентрации внимания.
2) Развитие мышления. Задание: «Узнай предмет по заданным признакам» загадкиоб овощах.
3) Классификация. Задание: «На какие группы можно разделить все фигуры?», на-звать признаки.
4) Поиск закономерностей. Задание: «Выяви
закономерность и вставь про-пущенное число».
5) Задачи на смекалку. 1 Практическое занятие работа в группах Составленные цепочки, отгаданные загадки
14. 1) Тренировка внимания.
2) Развитие мышления, умения выделятьсущественные признаки предметов (война: пушки, солдаты, сражение, аэроплан, ружье и др.).
3) Развитие мыслительных операций анализа и синтеза.
4) Анаграммы. Задание: «Какое слово в анаграмме лишнее и почему?».
5) Развитие образного мышления и комбинаторных способностей. Игры: «Тан-грамм». 1 Практическое занятие, работа в группах Составленные слова, фигуры
15. Развитие речи и творческих способностей. Задание: «Учимся составлять рассказ» по определенному плану («Я - школьный портфель», «Я - дневник», «Я - ученическая тетрадь). 1 Беседа, практическая работа Творческие работы учащихся
16. Развитие речи и творческого воображения. Задание: «Составление сюжетных рассказов по данным вопросам». 1 Беседа, практическая работа Составленные рассказы
17. 1) Тренировка слуховой памяти.
2) Развитие речи и мышления. Задание: «Слова - синонимы», «Слова - омонимы».
3) Сравнение, нахождение отличительных признаков. Задание: «Чем отличаются числа?», «Чем отличаются данные понятия?».
4) Поиск закономерностей. «Найди закономерность и вставь пропущенное число».
5) Развивающие игры со счетными палочками. Составление и преобразование фигур. 1 Практическое занятие Выполненные задания, составленные фигуры
18. 1) Тренировка зрительной памяти.
2) Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Игры: «Зашифрованныеслова», анаграммы.
3) Логические задачи и задачи на смекалку. 1 Практическое занятие Решенные задачи, составленные слова
19. 1) Тренировка памяти и развитие артикуляции. Заучивание чистоговорок и скороговорок.
2) Учимся сравнивать времена года. «Чем отличаются осень, весна?».
3) Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задание: «Змейка», состав-ление слов по данной модели.
4) Решение нестандартных задач. 1 Практическое занятие Выученные скорого-ворки, чистоговорки, решенные задачи
20. 1) Развитие слуховой памяти. Задание: «Слушай и запоминай», запоминание небольших текстов.
2) Развитие речи и мышления. Задание: «Учимся задавать вопросы к тексту и находить на них ответы».
3) Развитие мыслительных операций сравнения. Задание: «Сравни числа» 6 и 60, 42и 420 и т.д.
4) Развитие умения классифицировать. Задание: «Разбейте слова на несколько групп. Дайте определение каждой группе.
5) Развитие мышления и комбинаторныхспособностей. Игра: «Танграмм». 1 Беседа, практические задания, работа в группах. Выполненные задания
21. 1)Тренировка внимания. Задание: «Найди одинаковые фигуры».
2) Поиск закономерностей. Задание: «Продолжение ряда», «Завершение схем».
3) Учимся давать определения понятиям.
4) Логическая задача.
5) Игры со счетными палочка ми. Составление и преобразование фигур. 1 Практические задания, работа в парах Завершенные схемы, составленные определения
22. 1)Развитие речи и творческого мышления. Задание: составление рассказов по данным опорам.
2) Обогащение словаря учащихся. Задание: «Словарь добрых слов» 1 Беседа, практическая работа Составленные рассказы
23. 1) Развитие концентрации внимания. Задание: «Зашифруй слова», «Зашифруй числа».
2) Поиск закономерностей. Закономерности в числах, фигурах, словах.
3) Решение логических задач. 1 Практическое занятие, работа в группах Выполненные задания, решенные задачи
24. 1) Развитие двигательной памяти и внимания. Задание: «Запомни и повтори».
2) Классификация понятий. Задание: «Распредели на группы», «Дай название каждойгруппе», «Исключи лишнее».
3) Развитие мыслительных и комбинаторных способностей. Игра: «Танграмм» 1 Практическое занятие Составленные группы слов, решенные задачи
25. Развитие памяти, внимания, совершенствование навыков техники чтения. Задание: «Прочитай текст, вдумайся в содержание и запомни его» (время 5 минут). Письменная проверка понимания текста в виде ответов на вопросы. Определение главной мысли текста. 1 Практическое задание Выполненные задания
26. 1) Тренировка слуховой памяти. Игра: «Самый внимательный», «Слушай и запоминай».
2) Определение понятий. Задание: «Продолжи пред-ложение», «Рассыпанное предложение», «Дай определение понятию».
3) Логическая задача.
4) Развивающие игры со счетными палочками. 1 Практическое занятие, работа в группах Составленные определе-ния, решенные задачи
27. 1) Развитие мышления и творческого воображения. Задание: «Узнай предмет поего описанию», составление предметов из геометрических фигур (елочка, велосипед,мальчик, девочка).
2) Сравнение. Задание: «Сравни данные слова и числа, чем они похожи и чем отличаются?».
3) Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Задание: «Анаграммы»,«Зашифрованные слова» 1 Практическое занятие, работа в группах Отгаданные загадки, составленные слова, фигуры
28. 1) Тренировка концентрации внимания. Задание: «Что поймали рыбаки?», «Комукакой подарок?».
2) Сравнение предметов,вилка - ложка, стол - стул
Назвать общие и отличитель-ные признаки этих предметов.
3) Конкурс на лучшее определение понятия. Дать определение понятию велосипед. Сравнить с определением данным в словаре. Решение логических задач. 1 Практическое занятие, работа в группах Выполненные задания, решенные задачи
29. 1) Тренировка зрительной памяти. Задание: «Запомни и нарисуй геометрическиефигуры».
2) Поиск закономерностей. Задание: «Что общего?», «Найди в каждой группе лишний предмет», «Найди в каждой группе лишнее слово, объясни, почему оно «лишнее»?«Найди закономерность и продолжи ряд»,«Нарисуй недостающую фигуру». 1 Практическое занятие, работа в парах Выведенные закономерности
30. Заключительное занятие «Конкурс эрудитов». 1 Урок -праздник К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
внимательно и сосредоточенно слушать учителя;
распределять и переключать свое внимание;
управлять своей памятью;
полно и точно воспроизводить изученный материал;
четко и последовательно излагать свои мысли;
выделять признаки предметов;
сравнивать предметы, находить черты сходства и отличия;
находить лишний предмет в группе однородных предметов;
давать название группе однородных предметов;
давать несложные определения понятиям;
находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов); находить закономерности; называть последовательность простых знакомых действий;
владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
решать несложные логические задачи.
3 класс (34 ч)
Задания повышенной сложности (6 ч)
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
 
Логически-поисковые задания (5 ч)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
 
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
 
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
 
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
 
Поиск закономерностей (5 ч)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
 
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

Тематический план 3 класс (2 – ой год обучения)
 
3 класс:  
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 5
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. 5
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 5
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 5
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 5
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 5
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. 4
Итого: 34
 
 Календарно-тематическое планирование . 
№ п/п урока Развиваемые способности Кол-во час. Дата
План / факт Примечание
I четверть (8 часов)
1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. 1      
2 Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. 1      
3 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
4 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
5 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
6 Поиск закономерностей. Развитие логического мышления. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
7 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. 1      
8 Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
II четверть (8 часов)  
9 Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. 1      
10 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
12 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
13 Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
14 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. 1      
15 Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
16 Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. 1      
III четверть (10 часов)
17 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
18 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
19 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
20 Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
21 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. 1      
22 Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
23 Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. 1      
24 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
25 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
26 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
IV четверть (8 часов)
27 Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
28 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. 1      
29 Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
30 Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. 1      
31 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
32 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
33 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. 1      
34 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. 1      
 Учебно-методическая литература для учителя
 
№ Автор, год издания Название пособия Вид пособия
1. Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Методическое пособие для 1,2 класса2. Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2010. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»)
  Программа развития познавательных способностей учащихся
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
 
Учебная литература для учащихся
 
№ Автор, год издания Название пособия Вид пособия
1. Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Рабочие тетради в 2-х частях.