Рабочая программа по курсу Учусь учиться 4 класс


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 28
р.п. Чунский Чунского района Иркутской области
«Рассмотрено»
на метод. объединении
_________________ 20__г.
протокол №___________
предс. методического объединения
Шахабудинова О.Н.
роспись_____________
«Согласовано»
____________ 20__г.
Зам.директора по НМР
МОБУНОШ №28
/Бакалова М.М./
роспись ____________ «Утверждаю»
директор МОБУНОШ №28
______________20__г.
/Рахимова С.В./
роспись_______________
Рабочая программа
по УМК «Учусь учиться»
в 4б классе
на 2014/2015 учебный год
Разработчик программы
учитель начальных классов
Шахабудинова Ольга Николаевна
Педстаж 20 лет,
высшая квалификационная категория
2014г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (тетрадь с печатной основой, методическими рекомендациями для учителя, Изд-во: Центр «Образование и экология», Москва, 2009г., автор Дзятковская Елена Николаевна).Серия «Экология учебной деятельности» разработана для использования в рамках вариативного компонента основной образовательной программы и нацелена на организацию деятельности учащихся в урочных и внеурочных формах работы в соответствии с требованиями к Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и Программы коррекционной работы.
Учебно-методический комплект «Учусь учиться» реализует экологическое и здоровьесберегающее воспитание в ролевых играх, творческих занятиях, юннатской работе, обучающих тренингах, при моделировании узнаваемых учащимися жизненных ситуаций. Реализуется содержание образования в области экологии человека по следующим направлениям.
- Обеспечение экологической безопасности школьника в окружающей его образовательной и внеобразовательной среде (информационной, социальной, предметной, природной).
- Организация здорового и безопасного образа жизни с учётом учебной и внеучебной нагрузки; помощи и самопомощи по преодолению затруднений в учёбе и проблем в общении и поведении.
- Научная организация учебного труда в разных ситуациях (в условиях ограничения времени, волнения, отвлекающих факторов и т.д.).
- Подбор и применение индивидуальных приёмов рациональной организации учёбы и общения, которые обеспечивают каждому ребёнку успешность, раскрытие его способностей («каждый талантлив по-своему») и сохранение здоровья.
- Создание экологически безопасной и здоровьесберегающей среды класса (предметной, коммуникативной).
- Развитие своей экологической культуры (ценностного отношения к живому, чувства меры и рачительности в потреблении материальных благ, желания быть «доктором» для природы и готовности соблюдать правила заботливого и предосторожного поведения по отношению к здоровью людей и природы, биологическому и культурному разнообразию окружающего мира).
Программа «Учусь учиться» может использоваться как вариативный компонент содержания в урочной и внеурочной деятельности. Программа выстроена в соответствии с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010) и скоординирована с учебными задачами экологического и здоровьесберегающего образования, которые решаются на базовых учебных предметах.
Цель программы в 4 классе: Формировать у выпускника начальной школы стереотипы экологически безопасного поведения в повседневной жизни, первичный опыт творческого применения универсальных учебных действий, формируемых на разных учебных предметах, для решения жизненных экологических проблем в реальных ситуациях учения, общения и быту.
Задачи курса
1) формирование представлений
-о существовании разных источников информации;
-о мыслительных действиях анализа, сравнения, обобщения;
-о разных видах памяти и внимания;
-об этапах структуры деятельности: целеполагание, планирование,оценка результата, организация наблюдения;
-о связи здоровья человека со здоровьем окружающей среды;
-о роли солнца, огня, воздуха, почвы в жизни планеты и людей, правила техники безопасности;
-о возможности использовать знания в учёбе.
2) формирование умений
-дать определение понятий «описывать», «планировать», «анализировать»,
«обобщать», «приводить примеры»;
-выделять признаки, сопоставлять признаки объектов;
-описывать объекты;
-составлять план своих действий;
-проводить анализ рисунка;
-обобщать высказывания разных людей, делать выводы;
-использовать разные виды работы с текстом: с опорой на ключевые слова и с опорой на образы;
-организовывать целенаправленную деятельность в соответствии с заданной целью, с творческим замыслом;
-выбрать критерии оценки, проведение самооценки.
Место предмета в учебном плане
На изучение курса отводится по 1 часу в неделю, всего 34 часа.
Содержание программы:
Программа включает следующие сквозные учебные модули:
Учусь экологическому мышлению; Учусь управлять собой, моя экологическая культура; Учусь действовать, мои экологические проекты.
Реализуется содержание образования в области экологии человека по следующим направлениям:
-Обеспечение экологической безопасности школьников в окружающей его - образовательной и внеобразовательной среде (информационной, социальной, предметной, природной).
-Организация здорового и безопасного образа жизни с учётом учебной и внеучебной нагрузки; помощи и самопомощи по преодолению затруднений в учёбе и проблем в общении и поведении.
-Научная организация учебного труда в разных ситуациях (в условиях ограничения времени, волнения, отвлекающих факторов).
-Подбор и применение индивидуальных приёмов рациональной организации учёбы и общения, которые обеспечивают каждому ребёнку успешность, раскрытие его способностей («каждый талантлив по-своему») и сохранение здоровья.
-Создание экологически безопасной и здоровьесберегающей среды класса (предметной,коммуникативной).
-Развитие своей экологической культуры (ценностного отношения к живому чувства меры и рачительности в потреблении материальных благ желание быть доктором для природы и готовности соблюдать правила заботливого и предосторожного поведения по отношению к здоровью людей и природы, биологическому и культурному разнообразию окружающего мира.)
Планируемые результаты:
- представление о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, принципе предосторожности,
-правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде; индивидуальных особенностях здоровьесберегающего поведения в ситуациях учёбы ,общения ,повседневной жизни.
-мотивация к повышению уровня своей экологической культуры для сохранения и улучшения среды жизни, здоровья людей и природы: экологической безопасности;
-умения переносить развиваемые на разных учебных предметах общеучебные умения и творчески применять их для решения простейших экологических проблем в учебных модульных ситуациях учёбы, общения, повседневного потребления;
-в учебной работе и общении творчески использовать индивидуально эффективные, здоровьесберегающие приёмы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Учусь учиться»
4 класс (34 часа)
Раздел 1.Учёба для здоровья-8час
Раздел 2.Учусь общаться-6час
Раздел 3.Учусь экологическому мышлению-4час
Раздел 4.Я-особенный,или мои секреты успеха-2час
Раздел 5.-Учусь быть взрослым-6час
Раздел 6.Экологическое творчество-6час.
Введение и итоговое занятие-2час
СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УЧИТЕЛЕМ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Для учащихся
1) Рабочая тетрадь для учащихся. Изд-во: Центр «Образование и экология», Москва, 2012г. Автор :Дзятковская Е.Н.
Для учителя
1) Методические рекомендации, программа и планирование занятий для учителей. Изд-во: Центр «Образование и экология», Москва, 2009г. Дзятковская Е.Н.
Интернет-ресурсы
http://www.proshkolu.ru/userhttp://nsportal.ru/http://www.youtube.com/?hl=ru&gl=RUКалендарно-тематическое планирование уроков УМК «Учусь учиться» 4 класс (1 час в неделю, 33 часа)

п/п
уч.г. №
п/п
четв № и тема урока.
Страницы учебника, рабочей тетради,
тестовых заданий Кол-во
часов Характеристика учебнойдеятельности учащихся Дата
Раздел 1. Учёба для здоровья - 8 часов + 1 ч. «Введение» - 9 часов.
1 четверть (9 часов)
1. 1. 1. Введение 1 Мотивация на изучение предмета удовлетворения собственных интересов и потребностей в полезной информации. 02.09
2. 2. 2. Входная диагностическая работа 1 09.09
3. 3. 3. Какие нужны условия для успешного выполнения домашних заданий? 1 Отметить существенные (самые главные) признаки предмета изучения экологии – отношения, связи живого с окружающей средой, их законы. 16.09
4 4 4. Как найти необходимую информацию? 1 Обратить внимание на различиях в полноте информации в толковых словарях и в энциклопедиях, на отличия в их функции. 23.09
5 5 5. Как найти необходимую информацию? 1 Знакомство с ролью предметного (систематического) каталога. 30.09
6 6 6. Условия успешной учёбы: запоминать или понимать? 1 С помощью литературных примеров, этнографического материала формировать мотивацию на понимание учебной информации, постижение её смысла. 07.10
7 7 7. Условия успешной учёбы: запоминать или понимать? 1 С помощью литературных примеров, этнографического материала формировать мотивацию на понимание учебной информации, постижение её смысла. 14.10
8 8 8. Как оценить свою работу? 1 Выяснить понятие оценка и её критериев в связи с необходимостью оценить работу групп. 21.10
9 9 9. Как оценить свою работу? 1 Подготовка к КВН, проведение и оценка. 28.10
Раздел 2. Учусь общаться - 6 часов 2 четверть (6 часов)
10 1 1. Как стать партнёрами для экологических проблем? 1 Выяснить, используя свой жизненный опыт, что мешает людям мирно договариваться друг с другом. 18.11
11 2 2. Как стать партнёрами для решения экологических проблем? 1 Закрепить предложенные способы взаимодействия. 25.11
12 3 3. Учимся диалогу. 1 Отработать разные аспекты диалога. 02.12
13 4 4. Общение и экологическая безопасность. 1 Решить задачу воспитания у ребёнка отношения предосторожности к информации. 09.12
14 5 5. Общение и экологическая безопасность. 1 Позакомиться с антирекламой. 16.12
15 6 6. Как узнать, друг он мне или нет? 1 Выработать правила дружбы. 23.12
Раздел 3. Учусь экологическому мышлению - 4 часа 3 четверть – 10 часов
16. 1 1. Применение законов экологии в жизни. 1 Знакомятся с законами экологии Комммонера, приводят примеры из своих собственных наблюдений. 13.01
17. 2 2. Применение законов экологии в жизни. 1 20.01
18. 3 3. Школьный памятник природы. 1 Знакомятся с понятием «памятник природы» и находят на территории школы объект- памятник природы. 27.01
19. 4 4. Экскурсия на пришкольный участок.
1 03.02
Раздел 4. Я - особенный, или мои секреты успеха – 2 часа
20. 5 1. Устойчивое развитие. 1 Знакомятся с местным разнообразным культурологическим материалом. 10.02
21. 6 2. Устойчивое развитие и мои задачи. 1 17.02
Раздел 5. Учусь быть взрослым - 6 часов
22. 7 1. Экологическая ответственность 1 Формирование экологической ответственности у себя и других людей. 24.02
23
8 2. Воспитание экологической ответственности 1 03.03
24 9 3. Моя экологическая безопасность в природе. 1 Знакомятся с экологическими традициями и обычаями, обеспечивающими человеку и природе экологичесую безопасность. 10.03
25 10 4. Моя экологическая безопасность в школе, дома, на улице. 1 17.03
4 четверть – 8 часов Экологическая экспертиза жилища.
26
1 Экологическая экспертиза жилища. 1 07.04
Раздел 6. Экологическое творчество, или основы экологического дизайна - 6 часов.
27 2 Что такое экологический дизайн? 1 Знакомятся с профессией дизайнер. 14.04
28 3 Экологический дизайн на острове будущего. 1 Знакомятся с антиэкологическими решениями организации окружающей среды. 21.04
29 4 Экологический дизайн-проект. 1 Выполняют экологический проект по определённому алгоритму. 28.04
30 5 Экологический дизайн-проект 1 05.05
31 6 Экологический дизайн-проект 1 12.05
32 7 Экологический проект-дизайн. Представляют экологический проект. 19.05
33 8 Итоговое занятие. Проводят рефлексию своей работы. 26.05
Выходной день: 4.11
Оставляю за собой право на корректировку календарно-тематического планирования в течение учебного года.