Развивающая психолого — педагогическая программа для детей старшего дошкольного возраста Мир в котором я живу


Филиал МБОУ Устьинской СОШ начальная школа – детский сад
Моршанского района Тамбовской области
Развивающая психолого – педагогическая программа
развития  эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, через формирование  самосознания и индивидуальности личности.
для детей 6- 7 лет
«Мир, в котором я живу»
Составил педагог – психолог: Коротина Ирина Викторовна
Содержание:
1.аннотация программы
2. цель и задачи
3. научные методологические и методические основания программы
4.ожидаемые результаты
5.сроки и этапы реализации
6.перспективное планирование
7 ресурсы, необходимые для реализации программы
8. список литературы
9. приложение .Конспект развивающего занятия с детьми.
«Жизненный путь личности –
это история её переживаний»
Л.С. ВыготскийАннотация
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта
Почему необходимо реализовать эту программу: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на сохранение эмоционального здоровья, и развитие эмоционально – личностных особенностей ребёнка.
Развитие творческого потенциала личности понимается как развитие уникальности. Можно выделить две проблемные области:
- человеческая уникальность должна быть осознана как ценность;
- должны быть приобретены способы выражения этой уникальности.
В условиях МБОУ у ребёнка есть возможность на основе оценок окружающих, переживаний, собственного опыта, успеха и неудач в деятельности и общении со сверстниками построить свой образ, структуру «Я»
Программа предполагает три пути эмоционально- личностного развития:
- когнитивность, которая касается понимания, получения глубокого представления о себе, о других и об отношениях между собой и другими;
- поведение, которое связано с умением на практике проявлять данные знания;
- переживание и установка, которые проявляются в том, как человек оценивает себя и других, и как это находит своё отражение в ментальности и выбираемой позиции.
Самому человеку это представлено как чувство. Поэтому развитие потенциала личности осуществляется через эмоциональную сферу.
Цель: повышение уровня развития  эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, через формирование  самосознания и индивидуальности их личности.
Задачи:
- учить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать , и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.
- Упражнять в умении контролировать свои чувства сознательно влиять на свои эмоции;
- учить определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть
- закреплять умение общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- развивать способность распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
- учить детей строить диалог со сверстниками и взрослыми.
Участники программы: пелагог- психолог, воспитатели, социальный педагог, медики, родители, дошкольники.
С детьми проводятся развивающие занятия.
С родителями реализуются профилактические мероприятия.
Научные , методологические и методические основания программы.
Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности. В работах таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, А.Г. Ковалев и у других специалистов, разработан целостный подход к психологическому изучению личности. Философско-теоретические работы С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шороховой, Л.И.Анцыферовой, К.А. Абульхановой- Славской также представляют материалы по целостности личности. По замечанию С.Л. Рубинштейна, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного, психологическим познанием пути, охватывая все многообразие психических проявлений, где личность является исходным, начальным [77;34]. В свою очередь Н.И.Непомнящая отметила значимость для становления личности именно старшего дошкольного возраста, в свете соответствия этого процесса истинным потребностям и возможностям ребенка [64;4].
По мнению Л.И. Божович именно в дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях[15;21].Именно этот возрастной период сензитивен для формирования фундамента личности ребенка.
В свете необходимости способствовать адекватному и успешному формированию самосознания дошкольников актуален вопрос поиска наиболее приемлемых и эффективных в работе с детьми методов психотерапии. Рогов Е.И. отметил, что помимо различных процедур, необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня, т. к. психика предназначена для активности [20;31Понятие самосознания старших дошкольников в современной психолого-педагогической литературе
По мнению одних психологов, в настоящее время личность - это любой человек, обладающий сознанием, например, К.К.Платонов считает, что это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему[42;96]. Преобладающая же часть психологов пришла к выводу, что личностью следует называть человека лишь достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как заметила Л.И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое отличное от других и выражается в понятии «Я»[42;96].
По утверждению А.Н. Леонтьева личность действительно рождается дважды; в первый раз это происходит в период «возрастной революции», когда трехлетний ребенок выставляет лозунг «Я сам», а второй раз - когда возникает сознательная личность; возраст 6-7 лет является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое высшее единство субъекта - единство личности[42;97]. Возраст 6-7 лет является решающим в процессе становления ведущих, определяющих, т.е. базовых оснований психики; начиная с этого возраста можно говорить о становлении личности, о сензитивности для направленного формирования психологических механизмов, которые соответствуют с определенными возрастными особенностями, оптимальной модели психики, личности - оптимальной системе базового уровня психики. М.И. Непомнящая сформулировала и доказала гипотезу об оптимальной системе базового уровня личности. О возможности направленного формирования у большинства нормальных людей соответственно возрасту оптимальной системы ведущих оснований личности, что обусловлено образом жизни и воспитанием (в широком смысле) [65;4].
Как показал Д.Б. Эльконин, дошкольник направлен не только на предметный мир, но и на мир человеческих отношений; ребенок начинает выделять и осознавать себя в системе взаимоотношений людей через свои достижения в той или иной предметно- операциональной сфере, и, наоборот, последняя выделяется, обобщается, обретает личностную природу в системе взаимоотношений с людьми [65;5]. По мнению Н.И.Непомнящей направленное формирование оптимальной системы базового уровня психики, которое и является конкретной формой воплощения сущностных человеческих свойств и потребностей, легко осуществляется в 6-летнем возрасте, поскольку такое формирование соответствует истинным потребностям и возможностям ребенка; при этом формируется эта оптимальная система лишь у немногих детей 6-7 лет, что в силу решающей значимости данного возраста, в дальнейшем приводит к серьезным трудностям в развитии человека[65;5].
Исследование О.Н.Пахомой, Н.И.Непомнящей показали, что, во-первых, приобретение индивидом личностного качества, определяющего его поведение и психические свойства, возможно на основе выделения и осознания себя, своего «Я» как субъекта в системе взаимоотношений людей; без этого осознания поведенческие акты, которые, казалось бы, свидетельствуют об утверждении своего «Я» например, «Я- сам» у трехлетних детей), в действительности лишь удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельном выполнении ряда действий (что, конечно является одним из подготовительных этапов для выделения и осознания «Я») [65;9].
Во-вторых, по мнению Н.И.Непомнящей, важным аспектом для понимания понятия «Личность» является выделение и осознание ребенком себя, своего «Я» в системе взаимоотношений людей содержательно обосновываемые и опосредуемые реальной жизнью, всеми формами его отношений с миром [65;9].
По положению С.Л.Рубинштейна, человек является личностью, лишь, поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношения, т.к. у него есть сознание; если личность несводима к ее сознанию и самосознанию, то она и невозможна без них [77;635]. С.Л.Рубинштейн также утверждает - осознание себя как «Я» (самосознание) является, таким образом, результатом развития; при этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида - как реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего; с осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление о своем «Я»[77;636]. При этом ребенок начинает осознавать свою самостоятельность, свою обособленность от окружающих лишь через свои отношения с ними, т.е. по мнению С.Л.Рубинштейн, он приходит к познанию собственного «Я» через познание других людей [77;636]. Самосознание предполагает в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения.
Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Овладение действительностью у ребенка осуществляемое в его деятельности при посредстве взрослых, т.е. процесс воспитания, по словам А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского, является ведущим в развитии его личности [72;332].
Наряду с динамикой развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в развивающиеся по уровню развития общности, каждая из которых доминирует в определенные возрастные периоды. Л.С. Выготский ввел понятие «социальной ситуации развития», в которой происходит социальное развитие личности [72;332]. По замечанию А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского, одно из важных условий воспитания сознательной личности - формирование адекватной Я-концепции и, прежде всего самосознания, относительно устойчивой, в большей или меньшей степени осознанной, переживаемой как неповторимой системы представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [44;475]. По мнению Н.И.Непомнящей сознание и самосознание являются основным механизмом становления базовых оснований личности [40;112]. С.Л.Рубинштейн заметил, что процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирования его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности; без сознания и самосознания не существует личности [77;635]. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающими. Также, по мнению С.Л.Рубинштейна, источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими; самосознание возникает по мере того, как индивид становится самостоятельным субъектом: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей материально независимым - каждое из этих внешних событий перестраивает и сознание человека, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе, закладывая фундамент, основу личности [77;637].
Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми. По мнению А.П.Усовой одним из решающих факторов общественного воспитания является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо [42;101]. К шести годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. По словам Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько, это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников [42;103]. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого.
А. Реан выделяет реальное «Я» - представление личности о том, «какой я есть» и идеальное представление, в соответствии с которыми «каким бы я хотел бы быть», а на основании сравнения идеальной и реальной самооценки Абрамова Г.С. различает помимо высокой самооценки дифференцированную - при различении оценок в идеальном и реальном планaх[1;24]. По замечанию Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько в старшем дошкольном возрасте активно развивается и важная форма проявления самосознания - самооценка, большие возможности в педагогически целесообразном формировании которой имеют игра и художественная деятельность [42;104,105]. Как заметил Б.Г.Ананьев, оценочное суждение ребенка непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы [42;104]. Относясь к ядру личности, самооценка является оценкой личностью самой себя, своих возможностей, качеств, оценочно-волевой компонент образа «Я». А. Реан выделяет реальное «Я»- представление. Самооценка как один из показателей сформированности самосознания будет использована нами в дальнейшей диагностике.
По утверждению Э.В. Ильенкова, чтобы ребенок стал личностью, надо поставить его с самого начала в такие взаимоотношения с другим человеком (со всеми другими людьми), внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью; именно всесторонне гармоничное развитие каждого человека и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определить пути своей жизни, свое место в ней [71;64]. Как заметили А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский, важным фактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания является апелляция к ее самооценке и самодвижению - составляющим ее «образа-Я», «Я-концепции» - системы представлений о себе, конструируемой индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающей единство и тождественность его личности [72;194].
Акимова М.К., Алехина Т.Н., Таратута Ж.В., Беляускайте Р.Ф., проводя психометрическую квалификацию различных проективных методик, оценивающих проекцию «образа- Я», представление детей о себе, отметили, что состояние уровня развития личности детей выражается в степени выраженности различных симптомокомплексов: самоконтроль, незащищенность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения, депрессивность, демонстративность, инфантильность, общительность и самооценка [5;48, 9;59]. Степень проявления этих симптомокомплексов будет также использована нами в диагностике самосознания старших дошкольников.
Н.И.Непомнящая в своих исследованиях доказала, что направленное формирование «оптимальной системы базового уровня личности», которая и является конкретной формой воплощения сущности свойств и потребностей, легко осуществляется в старшем дошкольном возрасте, поскольку такое формирование соответствует истинным потребностям и возможностям ребенка, соответствует особенностям детства [65;8].
Таким образом, можем прийти к выводу, что старший дошкольный возраст, сензитивный для формирования оптимальной модели личности - оптимальной системы базового уровня психики, является начальным моментом в проявлении ребенком своей потребности в персонализации, т.е. потребности быть личностью. Объединяя в себе все многообразие психических явлений, личность, как системное качество возникает в тот момент, когда субъект становится носителем отношений социального характера.
От характера деятельностно-опосредованных взаимоотношений с окружающими, от характера опыта этих взаимоотношений, от требований референтной группы, в которую он интегрирован, от социальной ситуации развития, а главное, от воспитания зависит система внутренних ее отношений, характеризующих в свою очередь дальнейшие социальные взаимоотношения, адаптацию к социальной среде.
Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий с осознанием своих желаний. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. По замечанию Д.Б.Эльконина это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности [65;9].
К концу дошкольного возраста формируется осознание своих желаний, планирование действий, осознание себя во времени, возникает личное сознание.
Задача формирования гармоничной личности в придании всем притязаниям правильного направления и в приглушении сопутствующих негативных образований в симптомокомплексах психических свойств.
У дошкольника в содержании представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общению со взрослыми и сверстниками.
Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
Обоснование необходимости реализации данной программы.
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
современная социальная среда очень сложна и нестабильна: . Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
Программа будет реализовываться на базе филиала МБОУ Устьинской СОШ начальной школы – детского сада
.Участники программы: дети старшего дошкольного возраста.
Противопоказания: дети с умственной отсталостью.
Ожидаемые результаты:
Дети научаться выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; будут лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнают о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить. Родители глубже осознают свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.
Программа делится на блоки:
Теоретический блок:
включает в себя проведение первоначальной диагностики (методики «Дом-Дерево-Человек», «Тест Руки», «Рисунок семьи», «Рисунок человека»), анкетирование родителей (Анкета «О способах воспитания», «Рисунок семьи»), наблюдение; подбор и анализ методической литературы, наглядного материала (пиктограммы «Эмоции») и оборудования; разработка плана занятий с детьми.Практический блок – проведение цикла занятий, психологических упражнений и игр.
Аналитический блок – проведение сравнительной диагностики, ознакомление родителей с результатами, подведение итогов.
В основу системы работы легли следующие принципы: позитивности, взаимодействия, индивидуального подхода, психологической комфортности, развития и саморазвития личности, здоровьесберегающий принцип.
Содержание
№ Инструментарий Цели
1 Методика изучения личностного поведения ребёнка. Авт. Т,В.СенькоВыявление причин, влияющих на поведение детей при взаимодействии со сверстниками и взрослыми
2 Методика исследования эмоционального состояния авт.. Э.Т. Дорофеева Выявление диапазона эмоциональных изменений у детей
3 Методика «Лесенка» авт. В,Г, Щур Изучение оценки ребёнка по отношению к самому себе
4 Тест « как определить темперамент?» Н,Л.КряжеваИзучение индивидуально – психологических особенностей детей
5 Тест «Автопортрет» Изучение индивидуальных особенностей личности
6 Симптомы нервно- эмоционального напряжения у детей А,И.БарканВыявление наличия неадекватных отрицательных эмоций, вредных привычек у детей
7 Тест «Рисунок семьи» Изучение межличностных отношений между ребёнком и другими членами семьи
8 Общение со сверстниками( критерии) Определение взаимоотношений внутри коллектива
Учебно – тематический план
26 занятий – с ноября по май
1 занятие- 30 минут
Все участники имеют свободу выбора, есть согласие родителей .В ходе работы соблюдается этический кодекс психолога, знание индивидуального подхода к ребёнку.
Учебно – методический материал:
программа Кряжевой И.Ф.
Программа Котова Е.В.
Занятия проводятся в группе
Оборудование: проектор, компьютер, музыкальный центр, СД – диски
Сроки и этапы реализации:
1 блок: сентябрь – октябрь
2 блок: ноябрь – март
3 блок: апрель – май
Перспективное планирование работы по 1 блоку с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание работы по 1 блоку
Цель: развитие у ребёнка ощущения своей значимости, умения видеть своё отличие от других людей, принятия себя таким какой есть.
Задачи:
- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
- формировать потребности в создании собственной картины мира;
- - расширять способы внеситуативно – личностного общения;
- совершенствовать процесс развития двигательных способностей и качеств.
Форма тема цель сроки
Занятия Я - человек Ощущение своей значимости ноябрь
Какой я ?Умение видеть своё отличие от других Изучаем себя Знакомство с физиологическими и психологическими особенностями детей Что с именем моим? Формирование позитивного отношения к своему имени. Что я знаю о своём теле? Развитие пластики, гибкости, лёгкости тела декабрь
Мир моих чувств Умение осознавать своё эмоциональное состояние На балу У Феи Музыки Стимулирование моторного и эмоционального самовыражения, снятие мышечных зажимов Красота моей души Развитие способности к эстетической оценке в природе, в жизни Кто они, ребятишки- девчонки и мальчишки? Знакомство детей с типами темперамента в игре Январь
Есть глаза у цветов Развитие умения детей определять свои личностные черты и свойства характера у других людей Что такое хорошо и что такое плохо? Обучение самоконтролю Я и моя семья Фиксация позитивного отношения к родителям, осознание родственных чувств Родители Выявление эмоционального статуса ребёнка в семейной ситуации февраль
Беседы
Что мне нравится в себе?
Какими мы были раньше?
Что ты любишь? ( поесть, носить, делать)
Формирование позитивного отношения к себе
Определение совместно с детьми их вкусов, предпочтения в еде, одежде.
Сравнение их с предпочтениями других. Октябрь –
Ноябрь
ИзодеятельностьНарисуй себя
Наша группа
Рисуем настроение
Моя семья
Портрет товарища Оценивание психического состояния ребёнка и других людеёНоябрь –
декабрь
Игры «угадай, кто это?»
«Зеркало»
«Фоторобот»
«походки»
«Моё имя»
«зоопарк» Подведение к пониманию того, что каждый человек имеет свои характерные особенности Декабрь –
январь
Театрализованная деятельность «В стране запретов»
«Живая шляпа»
«Пожарные на учении» Умение изображать роль взрослого, передача образа Январь
Ручной труд Подарки к дню рождения
Письмо родителям
Что ты умеешь делать? Формирование навыков коллективного творчества Январь =
февраль
Темы исследований дошкольников:
Исследуем себя.
Цель: развитие умения находить свои индивидуальные внешние и внутренние отличия от других.
Использование детского анатомического атласа, фотовыставки
- Перспективное планирование работы по 2 блоку с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание работы по 2 блоку « Я и другие»
Цель: формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности, сплочённости, повышение уровня коммуникативной компетенции.
Задачи:
- учить считаться с чувствами, желаниями, взглядами других;
- формировать умение самостоятельно находить решения выхода из конфликтной ситуации;
- овладевать навыками совместной работы в группе;
- учить просить о помощи и принимать её.
Форма тема цель сроки
Занятия Я считаю себя хорошим Развитие представлений о том, что такое дружба? Февраль
Скажи, кто твой друг? Формирование представлений о том, что ценится в дружеских отношениях Что значит одиночество? Расширение знаний о понятии одиночества, почему плохо быть одному? Портрет друга Умение выделять и обобщать внешние и внутренние качества друга Март
Ссора Умение находить причины, приводящие к конфликту, и нахождение путей выхода из него Дразнилки, обзывалкиРазвитие добрых, тёплых отношений между детьми Пойми меня Формирование положительных отношений детей с разными взрослыми с помощью объяснений Сердце группы Дифференцирование отношений между детьми, развитие эмпатииАпрель
Путь доверия Развитие стремления к лидерству, уверенности в себе Вместе весело шагать… Формирование положительных отношений между детьми «ветер дует на…» Развитие умения сравнивать себя с другими, способности к децентрацииНовоселье Формирование умения преодолевать трудности в общении Май
Мы - туристы Развитие навыков действовать сообща, командой, умения получать совместный результат Просмотр мультфильмов «Белоснежка и семь гномов»
«День рождения Кота Леопольда»
«Малыш и Карлсон» Формирование умения анализировать поступки сказочных персонажей, сравнивать их с реальными людьми Февраль-
май

Беседы Телефонный разговор
Почему бывает грустно?
«Лев и ягнёнок»
Что ты видишь в друге? Формирование правил общения по телефону
Развитие умения давать характеристику своим чувствам и эмоциям
Нахождение и распознавание противоречивых свойств характера – застенчивость и агрессивность
Развитие умения выделять положительные черты характера у других детей
Февраль –
март
Изодеятельность Мой любимый персонаж
Мир увлечений
Наши добрые дела
Детский мир
Любишь – не любишь Выявление героев, которые нравятся детям
Расширение возможностей детского творчества
Развитие умения анализировать свои поступки
Совершенствование знаний о предметах окружающих ребёнка
Изучение детской симпатии к сверстникам и взрослым
Март –
май
Игры Отправь открытки
В стране запретов
Я считаю себя
хорошим
Ковёр мира
Где мы были , мы не скажем, а что делали, покажем
Мы все такие разные Определение взаимоотношений в группе
Умение разыгрывать запрещённые ситуации
Умение говорить другим комплименты
Развитие двигательных навыков
Умение различать черты характера Февраль –
апрель
Театрализованная деятельность
Инсценировка
Кукольный театр Сказочный мир
Телефон
Живая шляпа
Бычок и лиса Развитие умения перевоплощаться
Совершенствование эмоциональной передачи образа
Развитие умения делать выводы по поступкам героев Март –
апрель
Ручной труд Мои герои
Общая газета «Слабо?»
Игрушки «Оригами»
Сердечки – комплименты Изготовление масок и костюмов животных
Развитие умения давать оценку достижениям друг друга
Развитие чувства заботы о младших детях
Выражение своих эмоций в творчестве
Апрель-
май
Чтение Г. Остер « праздник непослушания»
ГГ.Х. Андерсен «снежная королева»
С.Т. Аксаков « Аленький цветочек»
Э. Машковская «Обида»
Г.Х.Андерсен « Гадкий утёнок» Развитие самостоятельности при выборе правильного решения
Развитие милосердия, взаимопонимания
Развитие эмоционально – ценностного отношения к художественным образам
Формирование навыка принятия своих ошибок
Сопоставление безобразия чувству прекрасного Ноябрь - апрель
Содержание работы по 3 блоку «Мост дружбы»
В «Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.»Совместная работа с семьёй строится на следующих основных положениях:
- единство, когда цели и задачи эмоционально – личностного развития детей понятны и педагогам и родителям;
- систематичность и последовательность работы;
- индивидуальный подход к ребёнку и к семье, учёт их интересов, и способностей;
- взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в ДОУ.
Родительские уголки

Папки - передвижки

Дни открытых дверей


Формы работы с семьёй в начальной школе – детском саду

Совместные досуги и праздники
Семинары- практикумы




консультации
библиотека

Деловые игры и тренинги

Эффективная форма работы с семьёй по эмоционально – личностному развитию детей – практические занятия в семейном клубе.
Цель: осуществление полноценного индивидуального подхода к развитию каждого ребёнка через взаимодействие родителей, знающих особенности каждого ребёнка и педагогов, психолога, социального педагога и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины. Темы занятий предлагается выбрать родителям через анкетирование и « Книгу предложений».
Занятия предполагается поделить на несколько разделов.
1 раздел – «Познай себя»
Направлен на рационально – эмоциональное воспитание, в результате которого происходит усвоение предметно- чувственных отношений, определённых аффективных понятий, связанных с переживанием основных эмоций: интерес, радость, гнев, и экспрессивно –оценочных представлений: добрый, бескорыстный, щедрый. Освоение способов выражения переживаемых чувств, умений « считывать» эмоции и адекватно на них реагировать, включпть освоенные умения в собственную деятельность общения.
Цель: осознание и осмысление «Я», преодоление барьеров в общении, развитие адекватного понимания других, создание возможностей для самовыражения, профилактика детских страхов и неврозов.
2 раздел – «Уроки общения» .Отражает работу по формированию коммуникативных навыков общения – деловых и экспессивно – оценочных .Цель: усвоение форм речевого этикета в общении « ребёнок – взрослый», « ребёнок – сверстник», упражнения в решении эмоционально- смысловых задач межличностного общения.
Основные задачи этих разделов:
- развивать самосознание и индивидуальность;
- обучать ребёнка и родителей в выборе наиболее адекватных способов общения в любой возрастной среде и в любых социальных условиях;
- усваивать коммуникативный речевой этикет;
- подготовить ребёнка к принятию новой социальной позиции « позиции школьника», а родителей – к социальной позиции « родителей ученика»;
- формировать личностные структуры « самоконтроля» и « самооценки».
Планируемые результаты занятий в семейном клубе.
Они должны способствовать самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, способности и мечты. Создастся микроклимат, в основе которого будет лежать забота о каждом, уважение к личности человека, доверительные отношения между родителями и детьми, родителями и педагогами.
Контингент участников: 6-8 семей.
3 этап программы: заключительный.
Предполагает подведение итогов рабочего периода, вторичную диагностику по данной проблеме, подготовку методических рекомендаций по коррекционной работе с «группой риска». Создание педагогами, психологом. Социальным педагогом вместе с родителями детей в микросоциуме начальной школы – детского сада психотерапевтической атмосферы будет способствовать снижению проявления негативных эмоциональных состояний и дальнейшему развитию самосознания и индивидуальности ребёнка.
Используемые ресурсы. оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.);
игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.);
арттерапия  (рисование, ритмопластика, танец);
занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;
задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.;
использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.);использованиеИКТ ( аудио и видео материал)
Список используемой литературы
Балакирева Т.С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – Новосибирск: ГЦРО, 2000. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.
Данилина Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ, – М.: Айрис-пресс, 200
Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2001. – 160 с.
Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 80 сЛебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 64с.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48с.
Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. 2007. №3.
Нъюкомб Н. Развитие личности ребенка. С-Пб, 2002.
Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. – М., 1990.
Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
Выготский Л.С. Психология развития личности. - М.: Смысл; ЭКСМО, 2005 - 1136с.
Гармаева Т.В.Особенность эмоциональной сферы и самосознание в контексте становления личности дошкольника//психолог в детском саду, 2004. - №2 - с.3-15
Грегг М.Ферс. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство - СПб.: Деметра, 2003, 176с.
Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. Вопросы психологии, 1992 - №1-2 - с.12-24.
Дружинин В.Н.Экспериментальная психология - СПб.: Питер, 2000 - 320 с.
Ежова Н.Н.Рабочая книга практического психолога / Ростов-на-Дону :Феникс, 2005-320с.
Зазульская О. «Кувшин эмоций»//Обруч. - 2005 - №6 - с.12-13
Терапевтические сказки / Под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева. М., 2001.
Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен): Учебно-методическое пособие. – СПб.: “Речь”, 2001. Детский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.АменФопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 2003.