Программа предпрофильной подготовки «Умеете ли вы общаться?
















Авторская программа предпрофильной подготовки

по русскому языку в 9 классе:


« Умеете ли вы общаться?»

Составитель:
учитель русского языка Никольской средней образовательной школы
ЗИМА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА.



















НИКОЛЬСКОЕ – 2009.

Пояснительная записка.


Суть человеческого общения заключается прежде всего в передаче и восприятии смысла, поэтому программа с таким названием предусматривает изучение возможностей русского языка более точно передавать смысловую сторону высказывания в разных ситуациях общения.
От смысла- к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи- такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях по речевому общению. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения.
Особенностью данной программы является и ее нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь ( умение слушать) и печатное слово ( умение читать); грамотно , точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).
Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными речевыми умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Программа «Умеете ли вы общаться?» рассчитана на 34 часа. Из них 12 учебных часов отводиться на самостоятельную и практическую работу учащихся.




























Содержание курса.
класс.
( 34 часа)

Язык – средство общения. ( 7 часов)

Язык, его основные единицы. Происхождение языка.
Вопрос об искусственных языках. 2 часа.

Речевое общение, единство двух его сторон (передача
и восприятие смысла).Формы общения (устная и письменная). 3 часа.

Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средствами
общения (жесты, сигналы, коды, символы и т.п.).
Способы общения животных. 2 часа.


Р е ч е в о й э т и к е т ( 3 часа).

Речевой этикет как правила речевого общения.
Культура поведения, культура речи и речевой этикет. 1 час.

Речевая ситуация и употребление этикетных формул
обращения, приветствия, прощания, извинения, просьбы,
благодарности, поздравления, приглашения и др. 1 час.

Жесты и мимика; использование их в общении. 1 час.


Р о л ь о р ф о э п и и и и н т о н а ц и и
в у с т н о м о б щ е н и и . ( 12 часов)

Роль орфоэпии в устном общении между людьми.
Основные орфоэпические нормы русского литературного
языка. Ударение, его смыслоразличительная роль. 3 часа.

Отклонения от произносительных норм и их причины.
Допустимые варианты произношения и ударения в
современном русском литературном языке. Исторические
изменения в произношении и ударении. 3 часа.

Орфоэпические словари и справочники, работа с ними. 2 часа.



Интонация, ее основные элементы (логическое ударение,
пауза, мелодика, темп и тон речи).
Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. 2 часа.

Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической
и пунктуационной сторонами речи.
Интонация и орфография. 2 часа.



Р о л ь о р ф о г р а ф и и и п у н к т у а ц и и
в п и с ь м е н н о м о б щ е н и и. ( 12 часов).


Устное и письменное общение между людьми.
Возникновение и развитие письма как средства общения. 1 час.

Роль орфографии в письменном общении. Возможности
орфографии для более точной передачи смысловой
стороны речи. 1 час.

Разделы русской орфографии и принципы написания. 1 час.

Звуко- буквенные орфограммы и морфологический принци
·п
написания. Роль смыслового и грамматического анализа
при выборе слитного, дефисного и раздельного написания. 1 час

Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы. 1 час.

Основные правила графического сокращения слов и
Использование этих правил в практике современного письма. 1 час.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации.
Роль пунктуации в письменном общении. 1 час

Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения
и пунктуация. Интонация и пунктуация. 1 час.

Употребление знаков препинания в конце предложений. 1 час.

Знаки препинания внутри простого предложения.
Знаки препинания между частями сложного предложения. 1 час.

Способы оформления на письме прямой речи. Цитирование. 1 час.
Справочники по русскому правописанию, работа с ними. 1 час.

Основные знания и умения:

Учащиеся должны знать:

основные единицы языка;
формы общения;
правила речевого этикета;
основные орфоэпические нормы русского литературного языка;
орфоэпические словари и справочники;
роль орфографии в письменном общении;
звуко- буквенные орфограммы и принципы написания;
правила употребления знаков препинания в предложениях;
справочники по русскому правописанию;
способы оформления на письме прямой речи.


Учащиеся должны уметь:

использовать разные формы общения;
употреблять этикетные формулы обращения, приветствия, прощания, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения и др.
основные орфоэпические нормы русского литературного языка;
правила постановки ударения в словах и его смыслоразличительную роль;
причины отклонения от произносительных норм и допустимые варианты произношения и ударения в современном русском литературном языке;
работать с орфоэпическими и орфографическими словарями и справочниками;
использовать основные элементы интонации;
использовать письмо как средство общения между людьми;
правильно писать слова;
правильно употреблять знаки препинания в конце и внутри предложения;
оформлять на письме прямую речь разными способами;
пользоваться основными правилами цитирования.

































Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я .

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М.,1984.
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации .- М., 1983.
Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо .- М., 1975.
Григорян Л.Т. Экспериментальные материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пунктуация. – М., 1976.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи .- М., 1970.
Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986.
Львова С. И. Язык в речевом общении: Кн. для учителя . – М., 1991. Русский язык. Энциклопедия. М.,1979.
Бельчиков Ю.А. «Язык- это путь цивилизации и культуры». – Русский язык в школе. № 6, 1996.
Белунова Н.И. «Комфорт речевого общения». – Русский язык в школе.
№ 5, 1996.
Бирюкова Т.Г. Речевые возможности старшеклассников: «чувство коммуникативной целесообразности .» - Русский язык в школе. № 2, 2000.
Якушкин В.В. Гипотезы о происхождении языка. –М ., 1985.


Л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я.

Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. Факультативный курс.-
М., 1974.
Гольдин В. Е. Речь и этикет. –М., 1983.
ГореловИ.Н. и др. Умеете ли вы общаться? – М., 1991.
Граник Г.Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. –М.,1986.
Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. – М.,1986.
Они И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Л., 1991.
Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. –М., 1989.
Фолсом Ф. Книга о языке. Человек разумный – человек говорящий. –
М., 1977.
Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов- на – Дону., 1998.