Занятие тренинг по внеурочной деятельности по программе Азбука здоровья для 4 класса Учусь общаться толерантно с элементами здоровьесбережения

Занятие по внеурочной деятельности по программе «Азбука здоровья» из цикла «Школа общения» Развитие моей коммуникации 4 класс.
Составила учитель начальных классов
ГБОУ школа № 104 им. М. С, Харченко,
Самойлова Елена Анатольевна.
Тема занятия – тренинга с элементами здоровьесбережения:
Учусь общаться толерантно.
Цель: Расширить понятие толерантность, провести тренинг способствующий сплочению коллектива.
Формирование УУД:
Личностные УУД: 
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию;
- формирование  мотивации к общению;
- формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
- формирование толерантного отношения;
Регулятивные УУД:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД:
- осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей;
- формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
- установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
Коммуникативные УУД:
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
- формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формирования умения слушать и вступать в диалог.
1 Орг. Момент
а) Упражнение «Прочистка мозгов»
Цель- настроить класс на освоение нового учебного материала, активизировать память, Объединить всех присутствующих
Встаньте прочно, ноги слегка расставьте, одну руку держите справа от головы на расстоянии примерно 20 см от неё, другую – точно также слева. Представьте себе, что вы держите в руках цветную шерстяную нить. Представьте себе, что вы тянете эту нить туда и обратно – через одно ухо, сквозь всю голову, через другое ухо. Постарайтесь выполнять упражнение в едином ритме.
Мы с вами чистим мозги, т. к. хотим ясно мыслить, хотим, чтобы наши таланты смогли раскрыться совершенно свободно Ну вот наши мозги прочищены до блеска, к нитке прицепилось всё нехорошее, вытащим нить и выбросим её. Мы готовы к новым учебным приключениям.
Б) Самомассаж ушных раковин.
-стимулирует работу мозга
В) Концентрация внимания.
-концентрирует внимание
Написание своего имени локтями правой и левой руки, коленкой правой и левой ноги.
-Молодцы, мы готовы к нашему занятию.
2. Подготовка к групповой работе. Активатор «Печатная машинка»
Попробуем поиграть в игру «Печатная машинка». Попробуем напечатать известное всем стихотворение А. Барто
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
-Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке мяч.
- Каждый участник игры по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания – топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши.
-Как вы думаете, что помогало нам в игре? (внимание, взаимопонимание)
Молодцы! Вы замечательно справились.
3. Теоретическая часть «Что такое толерантность?»
Работа по группам. Вы все получили карточки. Разбейтесь на группы по цветам карточек. Мы с вами не первый раз говорим о толерантности. Задача ваших групп составить портрет толерантного человека. (3 минуты)
Выступление групп.
-Скажите, что помогало в работе? (умение слушать друг друга, считаться с мнением другого, умение договариваться)
-Молодцы. Вы правы. Все эти качества очень важны не только для выполнения заданий, но и для общения между людьми.
-Как вы думаете, а можно научиться быть толерантным?
Давайте попробуем сделать несколько упражнений, которые может быть помогут нам стать толерантными.
Но сначала сделаем физкультминутку. Для общения очень важна внятная, понятная речь. Речь развивается от массажа кистей рук и стоп ног.
Самомассаж кистей рук массажными мячиками: читаем стихи поочерёдно для правой и левой руки.
Мячик-ежик мы возьмем,        (берем массажный мячик)  
Покатаем и потрем.                (катаем между ладошек)  
Вверх подбросим и поймаем,  (можно просто поднять мячик  вверх)  
И иголки посчитаем.              (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)  
Пустим ежика на стол,            (кладем мячик на стол)  
Ручкой ежика прижмем           (ручкой прижимаем мячик)  
И немножко покатаем           (ручкой катаем мячик)  
Потом ручку поменяем.         (меняем ручку начинаем сначала)
Встаньте на коврики, выполняем упражнения вместе со мной.
Первое упражнение - Мишка косолапый
Руки на поясе, ноги ставим на наружный свод стопы и топчитесь, как мишка косолапый от тридцати до шестидеcяти секунд.
Второе упражнение – Гусь
Изображая гуся, опуститесь на корточки и топчитесь, но не более 40 секунд.
Третье упражнение - Пальцы вверх
Стоим ровно, руки на поясе. Пальцы ног поднимаем вверх и задерживаем не более пяти секунд, возвращаемся в первоначальную позу. Эффективно повторение упражнения до 15 раз.
Четвертое упражнение - На одной ноге
Стоим ровно, далее поочередно поднимаем с коврика то одну, то другую ногу. Выполняем упражнение стопой поднятой ноги: носок на себя вниз - до двенадцати раз.
Пятое упражнение - На носочках
30 секунд переступайте на коврике ногами на носочках, работает передняя часть стопы.
4. Практическая часть
Игра  «Стереотипы»
     А сейчас каждая группа получает карточки со словами. Ни при каких обстоятельствах нельзя читать карточку вслух. Каждая группа подбирает к слову эпитеты, ассоциации – характеристики к слову - и пишет их на другом листке. Например: задано слово «слон». Вы пишете «большой, серый, большеухий, ».
      Выдаются каждой группе карточки со  словами: отец, инвалид, учитель, настоящий мужчина, настоящая женщина, преступник, вор Дается время на работу. После этого каждая  группа по очереди зачитывает характеристики.    Остальные пытаются отгадать, кого описала группа.
- Скажите, всегда ли легко было отгадать то, что загадали?
-Обрати ли вы внимание, на то, что часто отгадать загаданное было легко, когда группа использовала описание похожее на принятое в обществе? Это называют стереотипом. Как вы думаете, почему образуются стереотипы? Всегда ли это хорошо и правильно?
-Молодцы. Действительно, часто в жизни мы пользуемся чужими стереотипами, которые не всегда могут быть правильными, часто они бывают необоснованными, и не имеющими отношения к конкретному человеку. Я могу описать человека с инвалидностью совершенно по-другому: это особенный человек, он не похож на обычных людей, он успешен в жизни, преподает в Университете в Австралии, ездит с лекциями по всему миру. Кто этот человек? Я думаю, никто из вас не назвал бы слово инвалид. А ведь это человек, у которого нет ни рук, ни ног Ник Вуйчич. Вот так стереотипы мешают нам воспринимать людей такими, какие они есть. А ведь вы указали, что одно из качеств толерантного человека, умение принимать людей такими, какие они есть.
Упражнение «Личное в квадрате».
   - Это упражнение каждый ученик делает только для себя. Никто не будет смотреть ваши записи, поэтому будьте предельно откровенными с самим собой.
Каждый ученик получает листок бумаги, чертит на нем четыре концентрических квадрата (внутри – самый маленький, потом – побольше, еще больше и снаружи – самый большой).
     - Самый внутренний квадрат – это сам человек. Можно написать внутри этого квадрата «Я» или «Я сам». Следующий квадрат – это самые близкие люди. Для кого-то это мама, папа, бабушка, для кого-то это лучший друг. Можно написать для себя имя этого человека. Следующий квадрат – это друзья. Те люди, с кем вы обычно общаетесь. Самый внешний квадрат – это ваши знакомые. Те люди, с которыми вы здороваетесь при встрече, просто говорите несколько слов. То, что вне квадрата – это все остальное общество. Подумайте для себя, кого бы вы отнесли к каждому из этих квадратов.
     - Теперь я буду зачитывать утверждение, а вы, подумав, с кем бы вы поделились этой информацией о себе. Ставите крестик в нужном квадратике. Например, я скажу: «Кому вы расскажете о своей пятерке?», - вы расскажете родителям. Значит, ставите крестик только в квадрате «родители».
Итак, кому бы вы могли сказать:
о своем весе?
о том, какая часть вашего тела  вам не нравится?
о том, что вы что-то когда-то украли?
о том, что вы вырвали страничку из дневника?
о том, что вам нравится мальчик (девочка)?
о том, что вы обманули учителя?
о том, что вы струсили?
о том, что            можно подобрать много вопросов.
- Ребята, что вы выяснили о себе? Почему не захотели с окружающими поделиться той информацией, которую оставили в самом внутреннем квадрате?
- Какие изменения должны были бы произойти в отношениях с людьми  в «более внешнем квадрате», чтобы вы смогли поделиться этой информацией?
- Не надо зачитывать свои ответы вслух, просто пусть тот, кто может, сделает какие-либо выводы относительно себя и своих отношений с окружающими.
      - Дело в том, что все мы люди очень разные, и кто-то готов быть достаточно откровенным с окружающими, а кто-то нет. У каждого человека свой предел «допуска» к личной информации, и это нужно уважать. Но если человек ведет себя так, а не иначе, это не значит, что он неумелый, глупый. У него могут быть свои причины так вести себя. Просто вам он не говорит об этих причинах, потому что вы, видимо, не относитесь к той части его «квадрата»,  с которой он готов поделиться. И право других на личную информацию необходимо уважать. Необходимо уважать мнения, права, свободы других людей.
Небольшой перерыв: физкультминутка для глаз. Немного отдохнули, продолжим.
-Сейчас нам понадобится вся ваша активность. Игра называется: Мозговой штурм «Десять предположений»
       Можно предложить детям ситуацию из жизни класса, из конфликтной ситуации между учениками. Например: «Сергей  обзывает полненькую одноклассницу «толстухой».
       Задача первой группы: определить 10 причин этой ситуации и записать каждую на отдельной карточке.
       Задача второй группы – представить 10 возможных последствий, позитивных или негативных, которые повлечет за собой эта ситуация. Записать тоже на 10 карточках.
       Задача третьей группы – представить себе 10 случаев ущемления прав человека, с которым столкнется эта девочка. Тоже записать на карточках.
       По этому упражнению можно судить о результативности занятия. Учителю необходимо обратить внимание на предположения команд и их рассуждения, Обратить внимание, что «додумала» группа про эту «героиню». Если они нарисовали все только в черном цвете, сказать, что это тоже одно из проявлений ущемления прав человека.
      - Если подвести итог всему,  о чем мы сегодня говорили, то получится следующее. У детей карточки, они их зачитывают.
   -  Очень часто мы судим о людях по первому впечатлению, а оно бывает обманчиво. Первое впечатление складывается из внешности, а иногда даже имени.
- Поведение людей, их поступки, могут иметь тайные мотивы, которыми они не всегда готовы поделиться с окружающими. Мы часто видим только проблемы людей, а их причины остаются скрытыми. Так что нельзя делать никаких выводов, пока не разберешься в ситуации.
- Наше осуждение – только лишняя капля в чаше неприятностей другого человека. Нужно уважать личность и право каждого человека на свой выбор.
5. Рефлексия.
«Здравствуй, друг».
Выберите себе пару, встаньте друг к другу лицом, а все пары встанут в круг. У нас получилось два круга. Под слова выполняют упражнения:
«Здравствуй, друг!» (пожимают друг другу руки)
«Как ты тут!» (хлопают друг друга по плечу)
«Где ты был?» (разводят руки в стороны)
«Я скучал!» (прижимают руки к сердцу)
«Ты пришел!» (показывают большой палец вверх)
«Хорошо!» (обнимаются)
Внутренний круг стоит на месте. Внешний круг передвигается на одного по часовой стрелке. Повторяют упражнения.
  А сейчас встанем в один общий круг. Упражнение «Говорящие очки»
Я даю вам волшебные, говорящие очки. Они умеют видеть в людях только хорошее. А говорят они устами того на ком одеты когда услышат волшебную фразу. Запоминайте. «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Тому, кто сказал волшебные слова, очки скажут что-нибудь приятное. Надень эти очки и повернись к соседу справа, скажи ему от имени очков, что–нибудь приятное. Затем передай очки соседу слева.
Игра продолжается до последнего ребёнка.
- Поднимите руку, кому было приятно услышать слова волшебных очков? Вот видите как приятно слышать комплементы. А кому было приятно озвучивать слова волшебных очков? Молодцы, всегда приятно говорить комплименты, но иногда этому нужно поучиться.
Следующее упражнение называется «Сердце класса»
- Знаете ли вы, что у нашего класса есть своё сердце? Сейчас мы попробуем сделать друг другу что-нибудь приятное. Напишите своё имя на листочке, сложите лист пополам. Каждый из вас тянет жребий с чьим-нибудь именем. Проверьте, не вытащили ли вы своё имя, если так, поменяйте листочек.
- А теперь я расскажу, что мы будем делать. Я принесла с собой большое сердце, которое станет сердцем нашего класса. Придумайте дружескую фразу в адрес того, чьё имя вы вытянули по жребию. Возьмите лист бумаги, и запишите там то, что вы придумали. Если фраза вам понравилась, напишите её фломастером на маленьком сердечке и приклейте его на большое сердце.
-Посмотрите внимательно на наше сердце. Поднимите руку, кому приятно то, что написали ему на сердце?
Упражнение «Спасибо»
Встаньте в общий круг. Один из вас встаёт в круг, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит : «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, пожимает её и говорит: «Спасибо за приятный день!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки.
Учитель замыкает круг последним. Завершается всё троекратным пожатием рук.
-Наше занятие закончено. Спасибо всем за участие.