Программа элективного курса Что мы можем узнать о себе, общаясь






































Что можно узнать о себе,

общаясь.






Если мы не можем быть капитанами,

Кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдётся работа на корабле

жизни,

Только найди своё дело.



Д. Мэллох











Пояснительная записка

Анализ последних результатов социологических исследований говорит о том, что огромное количество дипломированных выпускников профессиональных учебных заведений ( средних, высших) в дальнейшем не устраиваются по своей специальности на работу, а выбирают другой профессиональный путь. В результате этого, в обществе наблюдается текучесть рабочих кадров, что отрицательно влияет на экономическое положение страны. Это свидетельствует, с одной стороны о положительной тенденции профессионального образования к интеграции. С другой стороны это может быть показателем плохой подготовленности подрастающего поколения делать свой профессиональный выбор, то есть плохой или недостаточной профессиональной ориентации. Ведь именно профессиональная ориентация обеспечивает оптимальное сочетание потребностей народного хозяйства в определённых профессиях с интересами и возможностями работника, способствует его удовлетворительности трудом и создаёт условия для всестороннего развития личности работающего. Сегодня в системе профессиональной ориентации одной из важнейших ролей принадлежит школе. Школа решает три основные задачи:
- формирование готовности учащихся к труду;
- знакомство с основными типами профессий;
- изучение формирующейся личности учащихся.
Современные условия жизни диктуют формирование новых общеобразовательных моделей. Образование строится на развитии, обучении и воспитании. Новая модель образования предоставляет право получения образования любому ребёнку в зависимости от его возможностей и способностей, т. е. даёт право на становление его в качестве полноправного члена современного Российского государства, на становление личности, которая строит жизнь, достойную человека, способного взаимодействовать с миром и людьми способами, существующими в культуре. Сегодняшняя теория социализации и социологии воспитания формирует личность в качестве субъекта саморазвития.
В процессе обучения в школе формируются и развиваются различные стороны личности учащегося. Гуманитарный цикл учебных предметов способствует развитию способности к самооценке и самоанализу. Естественно-математический цикл содействует развитию познавательных интересов и способностей.
Но мотивы выбора профессии в настоящее время определяются влиянием семьи, престижем профессии, опускается при этом очень важный момент: учёт личных качеств, которые должны соответствовать требованиям профессии. Вероятно, этому способствует момент коммерциализации профессионального образования. Ни родители учащихся, и уж тем более ни сами дети не осознают важность выбора своей будущей профессиональной карьеры с учётом личностных качеств человека (склонностей, способностей, интересов, развития психических качеств). Динамичное общество требует развитого, самостоятельного человека, которого невозможно собрать из унифицированных деталей. Это вынуждает на всех этапах формирования личности считаться с её индивидуальностью.
Изучения личности каждого ученика школы является неотъемлемой частью современного общеобразовательного процесса. Но возникает необходимость осознания этого изучения, как их родителями, так и самими детьми. Рассматривания эту проблему с позиций теории развития, основополагающими являются:
- положения возрастной, дифференциальной психологии;
- представления о Я-концепции;
- положения Ф.Парсонса, Е.Гицеберга, Д.Сьюпер о профессиональном развитии.
В нашей школе возникла потребность в создании такого курса для учащихся 9-х классов, где бы ребёнок мог осознанно получить знания о самом себе: о том, какой он, как его видят окружающие, каков механизм его поступков, каков его творческий потенциал, как он может его развить в дальнейшем.
Эта программа является логическим продолжением курса «Человековедения» в начальном и среднем звене, который апробируется в нашей школе.
Основной целью данного курса является осознание учащимися своей индивидуальности для более эффективного выбора будущего профиля обучения.
Эта цель в рамках данного курса решается с помощью следующих задач:
- заинтересовать детей одной из наук гуманитарного цикла -психологией, ознакомить с понятийным аппаратом психологической науки;
- дать ребёнку знания о самом себе и научить его осознанно получать эти знания;
- развивать рефлексию как процесс познания и понимания подростком самого себя и выяснения того, что другие знают о нём и как понимают его личностные особенности;
- помочь учащимся адаптироваться к современным условиям профильного обучения;
- способствовать личностному росту подростка, его нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению и поиску жизненных ценностей;
- создать условия для раскрытия творческого потенциала ребёнка;
- совершенствовать коммуникативные умения, обогащать поведенческий репертуар детей;
- способствовать развитию речи подростка.
- формировать мотивацию самовоспитания и саморазвития.
Учитывая возрастные особенности детей 9-х классов, упор в обучении следует делать:
- на пробуждение интереса и развитие доверия к самому себе;
- на постепенное понимание возможностей, интересов, особенностей характера;
- на развитие доверия к окружающим людям, на основе анализа мотивов общения.
Не следует забывать и об индивидуальных особенностях детей, которые так же важны, как и возрастные по исследованиям Д.Б.Эльконина.
Для реализации поставленных задач применяются следующие методы:
- лекционный метод передачи знаний;
- методы исследования личности (психодиагностические процедуры);
- экспрессивные методы творческого самовыражения;
- методы социально-психологического тренинга (дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем);
- метод анализа конкретных ситуаций;
- имитационные игры.
Приходя на эти курсы, подростки попадают как-бы в лабораторию, где они могут изучать себя и других, переживать своё отношение к полученным знаниям, позволять себе быть самими собой, и в то же время опробовать новые формы поведения, получить новый опыт. Занятия по этому курсу проходят один раз в неделю, объединяя два обычных школьных урока (по 40 минут). Эти два урока воспринимаются детьми как единое целое. Так как форма их проведения напоминает групповые занятия психологического тренинга, техника которого довольна электична.
Занятия лучше проводить в таком помещении, где можно было бы довольно быстро переорганизовать учебное пространство - переставлять стулья, столы, освобождать место для упражнений, связанных с двигательной активностью детей. Желательно, чтобы это было хорошо звукоизолированное помещение или просто находящееся в значительном удалении от других классов. Этим требованиям прекрасно может удовлетворить психологический кабинет или актовый зал школы, в который необходимо поставить небольшую переносную доску.
В зависимости от целей и задач обучения, от мотивационной готовности группы, преподаватель-психолог может применять различные приёмы: лекционное объяснение, ролевое обучение, эвристическую беседу, поведенческий тренинг, свободную и директивную дискуссию, анализ конкретных ситуаций. Несмотря на существование конкретного плана ведения занятий, допускаются введение ситуационных коррекционных изменений в ход занятия.
Роль преподавателя курса сложна и включает в себя функции педагога, психолога, руководителя малой группы и её участника одновременно. Как преподаватель он даёт: теоретические знания, организует и направляет дискуссию на обсуждение психологических проблем. Как психолог, он грамотно осуществляет все диагностические процедуры, их анализ и интерпретацию, соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям детей, педагогическим целям занятия, не забывая о соблюдении профессиональной этики практического психолога. Как руководитель группы он занимается руководством всего процесса, меняя по необходимости стили руководства ( авторитарный, демократический, попустительский). Он начинает и участвует во всех упражнениях или других видах деятельности, предлагаемых группе, создавая атмосферу доверия на занятиях.
Общее количество занятий 17. Они разделены на блоки:
Психология- наука о человеке.
Я - личность.
Влияние общения на личность человека.
Публичное выступление.
В первом блоке занятий раскрывается специфика психологии как науки. Даётся представление о том, какие проблемы она изучает. Детям предлагается лекционный и практический материал о том, что человек является личностью; развивается благодаря психическим процессам, биологическим задаткам и формирующемуся характеру и проявляется в общении с социумом.
Во втором блоке даётся представление о человеке как личности, через осознания себя.
В третьем блоке слушатели курса через овладение навыками эффективного слушания, вербального и невербального общения подходят к тому, чтобы создавать успешные публичные выступления.
В последнем блоке программы раскрывается понятие публичного выступления и способы овладения им. Дети учатся презентовать себя и более грамотно публично выступать в качестве « спикера». Таким образом переход от одного блока программы к другому является логически правильным, хотя программа с точки зрения структурно-личностного подхода затрагивает всего лишь один, важный аспект психологии - личность и её развитие в социуме, присвоение индивидуумом достижений предшествующих поколений людей. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) Именно психическим состоянием личности
( эмоциональной, потребностно-мотивационной, волевой, характерологической сфер) определяется настоящее и будущее человека: место в общественной иерархии, социальная ценность и социальный статус. Работа ведётся с учётом знаний, приобретённых детьми на уроках: биологии, истории, литературы, обществознания, изобразительного искусства.
Занятия рекомендуется проводить с группами по 12-15 человек, так как в каждом из них есть элементы группового тренинга.
Программа не предусматривает введения дополнительных материальных ресурсов и предполагает использование обычного школьного, классного оборудования.
Занятия основаны на комбинации психолого – педагогических программ таких авторов, как: А.П. Чернявская, И.В. Дубровина, И.С. Артюхова, Л.Ф. Анн и др.
Возможен дифференциальный подход к выбору лекционного материала в зависимости от характера группы учащихся (уровеня психического развития).




































Содержание
Блок.

Психология-наука о человеке.

Неделя.
Цель: познакомить с психологией-наукой о человеке; о его внутреннем мире, о его душе.
Показать специфику этой науки.
1. Занятие.
Приветствие.
Все участники берутся за руки и здороваются друг с другом. Называя по имени.
Вводные вопросы. Целеполагание. Обязательно объяснить заключительный этап работы на этих курсах.
-Какие науки Вы изучаете?
-Есть ли в школе предмет, где изучается человек?
-А есть ли предмет, где бы вы узнавали себя?
Изучением себя мы и будем с вами заниматься на наших курсах.
Эти знания позволят вам более эффективно общаться с другими людьми, успешнее делать публичные выступления. Исследованием человека, его внутреннего мира как раз и занимается такая наука как психология.
Знакомство в игре.
Указания к игре: за 3 мин., в свободной форме описать свое впечатление о ведущем. Желательно отразить тот образ, который сложился (отрицательный или положительный). Анонимно.
Затем все листочки зачитываются с коротким и добрым комментарием. Все ответы систематизируются (внешность, манера говорить, личные качества). Делаются выводы о том, что все люди разные и поэтому по-разному видят мир.
Затем на отдельных листках дети должны написать: имя, фамилию и самое характерное для них качество. Записи зачитываются детьми и ребята знакомятся с индивидуальными особенностями каждого. Это является их первой презентацией, идёт обсуждение процесса.
Этой игрой преподносится урок рефлексии и самокритики.
Лекция о психологии.
Раскрывается определение психологии как науки.
На доске нарисован глаз, психе-душа
логос- наука.
Психология-наука о душе.
- Что такое душа?
- Есть ли душа у человека?
Психология- наука о закономерностях развития и функционирования человеческой психики. Человеческая психика является сложным и многомерным явлением и обладает определёнными свойствами.
Первую группу свойств составляют свойства, которыми обладает человек на протяжении всей своей жизни. Они называются психическими процессами. Это:
- человеческие ощущения и сознание,
- восприятие,
- память,
- мышление,
-- речь,
- воображение.
(Детям даётся краткое определение и объяснение каждого психического процесса).
С другой стороны, объектом изучения психологии является личность - совокупность социальных отношений человека и его сознательной деятельности. Люди являются очень разными, вы это сегодня увидели. В состав психических характеристик личности входит:
- темперамент,
- способности,
- интересы,
- характер.
(Детям даётся краткое описание каждого психического свойства личности).
Но наличие устойчивых психических свойств не означает, что человек постоянно пребывает в одном и том же состоянии. Порой мы бываем угрюмы, раздражительны, тревожны, порой - веселы, общительны, а иногда испытываем мучительный разлад с собой.
Это характеризует наше психическое состояние с чувствами, волей:
- подъём.
- упадок,
- уверенность,
- бодрость.
( Даётся разъяснение информации)
Все процессы, состояния, свойства личности, связанные в один тугой узел, и составляют наш внутренний мир, нашу душевную жизнь, нашу психику.
После лекции желательно сделать небольшой перерыв (5 мин.).







Лекционный материал

Впервые о психологической науке заговорили в 16 в., под этим термином понималась наука, которая занималась изучением «душевных» явлений в человеке. Эти явления он может обнаружить в собственном сознании при помощи самонаблюдения. В 17-19 вв. психология стала заниматься изучением бессознательного и деятельности человека.
Предметом изучения психологии является психика человека и животных. Она включает в себя многие явления:
- познавательные процессы, с помощью них познаётся окружающий мир;
-психич. свойства и состояния личности ( непосредственно управляют действиями и поступками людей).
П. изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и зависимость их формирования.
В самой П. выделяют много отраслей:
- фундаментальных, в которых изучаются базовые понятия о познавательных процессах и психологии личности;
- прикладных,
- общих,
- специальных (генетическая, возрастная, юридическая и т. д.)
Теперь более конкретно поговорим о псих. свойствах.
Ощущения считаются самыми простыми из всех псих. явлений. Они представляют осознаваемые и неосознаваемые продукты переработки ЦНС. Порождают ощущения обычно электромагнитные волны. Различают:
- обоняние (вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха);
- осязание (кожная чувствительность);
- вкус;
- зрение.
Восприятие представляет собой отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Основой классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время, движение.
Памятью называют совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память есть у всех живых существ, но самого высокого уровня она достигает у человека. Существует несколько классификаций видов памяти. В зависимости от них память бывает: генетическая, кратковременная, оперативная, долговременная, зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная. В памяти выделяются следующие процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
Внимание-процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Внимание человека обладает 5 основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Основными видами внимания являются: природное, социально обусловленное, непосредственное, опосредствованное, непроизвольное и произвольное, чувственное и интеллектуальное.
Мышление – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания с расширением творческих задач с творческим преобразованием действительности. Оно является высшим познавательным процессом, порождением нового знания, активной формой творческого отражения человеком действительности. Основными видами мышления являются:
- теоретическое (понятийное, образное)
- практическое ( наглядно – образное, наглядно – действенное)
Мышление совершается в соответствии с определенной
·логикой.

































2. Занятие.

4. Пятиминутка о психологии.
Дети должны в течение 5 мин. Вспомнить и записать слова, которые относятся к психологии. Затем 1-2 человека зачитывают ( по желанию) свои слова и это обсуждается.
5. Для эффективности проводимых занятий, обсуждаются заповеди занятий, предлагается сделать их выбор (это будет зависеть от группы детей):
- полная тишина,
- искренность и откровенность,
- уважение других,
- принятие мнения других,
- соблюдение принципа конфиденциальности.
- инициативность.
Дети могут создать и свои заповеди.
5. Демонстрация психологических опытов.
«Маятник».
Итоги. Рефлексия.
Вопросы:
- О чём сегодня говорили?
- Каковы ваши ощущения?
- Что понравилось, а что нет?























II. Блок. Я - человек и личность.
II. Неделя.
Цель: дать представление о темпераменте через познание своих биологических особенностей.
Занятие.
Приветствие. Повторение изученного.
Вопросы:
- Какая наука изучает психику человека?
- Что входит в состав психики?
- Что характеризует личность человека?
2. Формирование представлений об уровнях своего Я.
Детям предлагается записать в тетради ответы на вопрос « Кто я такой?». Должно быть не менее 20 ответов на этот неоднозначный вопрос. Они должны выглядеть следующим образом:
Я-
Я-
Я-
.
Каждый ответ должен быть кратким: 1-4 слова.
На доске, пока дети отвечают, записывается:
Уровень телесного Я.
Уровень социального Я.
Уровень рефлексивного, духовного Я.
Уровень океанического Я.
Психолог даёт информацию об уровнях Я, а ребята соотносят свои ответы.
Каждый человек поставлен перед необходимостью создавать своё океаническое Я, ощущать своё взаимодействие с человечеством и природой. Развитие природы и человечества делается неразрывным. Так в своё время неживая природа, перешла в живую. Следовательно, в каждом из нас тоже есть то, что генетически нам передаётся. Но есть то, что является бесценным даром природы, то, что мы бездумно растрачиваем и осознаём о потере только после первого «звонка». Это- здоровье.
(Это задание заставляет на сознательном уровне увидеть многообразие своей личности, подвести к изучению темперамента.)

3. Исследование состояния своего здоровья.
В качестве осознания себя как организма, слушателям курса предлагается опросник о состоянии здоровья и самочувствия.
( С.В.Ковалёв «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» Москва, «Просвещение», 1991, стр.44-46 )
После самостоятельной обработки результатов опросника и совместного анализа результатов, ( зависит от группы детей) можно задать вопрос:
- Что надо делать, чтобы сохранить наше здоровье?
Психолог может дать советы по сохранению хорошего самочувствия.
Пятиминутный перерыв.
4. Занятие.


4. Информация о человеческих чертах.
По происхождению и сфере приложения выделяются 3 класса черт:
конституциональные,
индивидуальные,
личностные.
Ведущим даётся:
- более развернутое представление об этих классах: чем они обусловлены;
- раскрывается понятие индивидуальности человека.
- предлагается информация о свойствах нервной системе (сила, динамичность, лабильность, подвижность).
5. Диагностика типа темперамента.
Тест Айзенка (подростковый вариант).
Инструкция для учащихся.
Отвечая на вопрос, ставь в листе для ответов рядом с номером вопроса в соответствующем столбце свой ответ: либо «да» (-) , либо «нет» (+).
( И.С.Артюхова «Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты» Москва, «Первое сентября», 2003, стр.75-79.)
Итоги. Рефлексия.



























III.Неделя.

Цель: научить находить в себе главные индивидуальные особенности.

5.Занятие.
1.Приветствие. Повторение.
Детям можно предложить ответить на вопросы:
- Какие классы черт человека вы узнали?
- Что входит в понятие индивидуальности человека?
В течение 10 минут детям предлагается записать свои отличительные человеческие черты.
Затем выполняется работа по распределению записанных черт по уже известным детям классам. ( конституциональные, индивидуальные, личностные).
Определение типа темперамента.
Ребятам выдаются бланки ответов по тесту Айзенка, с подсчитанной суммой баллов по каждому столбцу. Затем педагог рассказывает, что означают полученные по каждой шкале баллы.
шкала - шкала искренности. Чем выше результат, тем меньше можно доверять результатам тестирования.
Шкала -шкала эмоциональной устойчивости.
11-22 балла говорят о крайней степени эмоциональной подвижности.
Чувства и настроения этих людей меняются часто и быстро.
0-11 баллов характеризуют эмоционально устойчивого человека. Резкая смена настроения не является характерной чертой этих людей.
3 шкала характеризует замкнутость или общительность человека.
0-11 баллов говорит о замкнутом, необщительном характере. Это застенчивые люди. Такие люди называются интровертами.
11 -22 балла свидетельствует об открытости, общительности человека.
Эти люди являются экстравертами.
11 баллов по каждой шкале является средним результатом.
Ведущий на доске, а дети в тетрадях, строят систему координат и отмечают количество набранных баллов по шкалам. Затем определяется сектор темперамента: меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик.
Затем, ведущим даётся информация об особенностях каждого типа темперамента. ( И.САртюхова « Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты» Москва, «Первое сентября», 2003, стр.80 - 82)
3. Обучение релаксации.
Здравствуй, я мой любимый!
(Л.Анн « Психологический тренинг с подростками» Москва, 2003. стр.62 -64.)
4. Итоги. Рефлексия.
6 Занятие.

1. Приветствие. Разминка.
Мой портрет в лучах солнца.
После выполнения этого задания психолог делает вывод о том, что личность отличается не только типом темперамента, но и способностями.
2. Лекционный материал о способностях.
( Р.Р.Кашапов « Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха» Ижевск, 1996, стр.436-439)
3. Диагностика коммуникативных способностей.
Тест В. Ряховского. Дети самостоятельно подсчитывают баллы, а психолог делает интерпретацию результатов.
(С.В.Ковалёв « Подготовка старшеклассников к семейной жизни» Москва. 1991. стр78 -80.)
4. Итоги. Рефлексия.






























Блок. Влияние общения на личность.

IV. Неделя.

Цель: показать роль общения в жизни человека. Научить понимать невербальные способы общения.

7. Занятие.
1. Приветствие. Повторение изученного.
Детям предлагается ответить на вопросы:
- Какими основными природными особенностями отличается каждый человек?
- Какие типы темпераментов характерны для индивидуальности человека?
- Какие способности вы можете назвать?
2. Введение в тему занятия.
Всё, что мы сейчас с вами вспомнили, входит в структуру личности каждого человека. Именно в ней теснее всего переплетаются индивидуальность человека, его неповторимость, его зависимость от общественных отношений и общественной системы ценностей. Личность человека, его характер формируется в совместной деятельности с другими людьми. Личность осознанно относится к обществу и это обуславливает её поведение в нём. Благодаря этому формируется характер личности, другой её составляющей. И одновременно характер проявляется в общении с другими людьми.
3. Совместное рисование общего будущего дома.
( А.П.Чернявская «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации» Москва « Владос-пресс», 2001, стр. 46 - 48.)
Учащимся предлагается инструкция.
А после выполнения задания обязательно проводится обсуждение:
- Трудно ли было рисовать не разговаривая?
- Кто и как именно проявил активность при проектировании дома?
- Каким образом предлагались идеи?
- Кто начинал новое, а кто только занимался украшением?
- Что вы узнали нового о себе и других участниках группы?
- Как легче выполнить совместную деятельность?
- Как в повседневном общении можно быстро узнать человека?
После обсуждения этой работы необходимо сделать перерыв на 5 минут.








8. Занятие.

4. Настрой на урок.
Подросткам предлагается закрыть глаза и представить своё настроение.
Какого оно цвета? Опрос ведётся по кругу.
Продолжается разговор об общении.
Межличностное общение осуществляется на разных уровнях и разными способами.
5. Невербальные способы общения.
Детям предлагается тренинговое упражнение «Автобус».
( Л.Анн « Психологический тренинг с подростками» Москва, 2003, стр179.
6. После обсуждения выполнения задания, детям предлагается информация о невербальных способах общения.
Делается обзор:
- важнейших мнемических явлений лица,
- основных жестов походки,
- основных жестов рук..
Информационный материал подбирается в зависимости от интересов детей.
( Р.Р.Кашапов « Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха» Ижевск, 1996, стр. 116-142, 230.)
7.Итоги. Рефлексия.























Неделя.

Цель: дать представление о вербальных способах общения. Помочь осознанию важности слушания при общении.

9. Занятие.

1. Приветствие. Возврат к информации, полученной на прошлом занятии.
Предлагается ответить на вопросы:
-Что такое общение?
- В чём проявляется общение?
- Какую роль в формировании личности играет общение?
- с помощью чего можно выразить радость, тревогу, неуверенность, любовь? Как это сделать практически?
2. Введение в тему урока.
Разминка.
Выполнение упражнения « Запомни и передай».
( О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто « Справочник психолога средней школы» Ростов-на-Дону, « ФЕНИКС», 2003, стр. 422- 423.)
3. Нерефлексивное слушание.
После обсуждения выполненного задания, ведущий делает вывод о важности процесса слушания. О том, что существует нерефлексивное слушание. Как человек даёт понять другому, что его внимательно слушает подобным образом? ( Используют невербальные способы общения).
4. Рефлексивное общение.
Детям предлагается информация о рефлексивном слушание:
- зачем и когда им пользуются,
- каковы приёмы эффективного слушания ( выяснение, перефразирование, резюмирование )?
Перерыв на 5 минут.















10. Занятие.

5. Активизация работоспособности.
Выполнение тренировочного упражнения.
Вызвать на разговор, если он начинается с фразы: « Как всё плохо».
6. Лекция о речи и её основных характеристиках.
Выбор лекционного материал осуществляется с учётом характера групп детей.
( Р.Р.Кашапов « Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха» Ижевск, 1996, стр231-236.)
7. Итоги. Рефлексия.


































Блок. Публичное выступление.

Неделя.

Цель: дать представление о публичном выступлении.

11. Занятие.
1. Приветствие. Введение в тему урока.
Обсуждение предыдущей темы урока.
Запись одного слова по теме прошлого занятия.
Затем, после деления на две группы, учащимся одной группы предлагается говорить в течение 1 минуты, пользуясь словом, записанным одним из членов группы. Вторая группа, являясь наблюдателем, внимательно следит за речью детей. Хранителем времени является ведущий.
После выполнения задания делается рефлексивный анализ.
2. Сообщение информации о публичном выступлении.
( Р.Р.Кашапов «Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха» Ижевск, 1996, стр. 176, 147-160)
3. Самодиагностика.
Опросник: «Умеете ли вы контролировать себя?»
( С.В.Ковалёв « Подготовка старшеклассников к семейной жизни» Москва, «Просвещение», 2991, стр.81-82.)
После обсуждения и анализа результатов тестирования, рекомендуется пятиминутный перерыв.





















12. Занятие.
4. Введение в тему занятия.
При входе в учебное помещение дети выбирают цветную, однотонную, заранее приготовленную руководителем карточку.
Психолог сообщает детям о важности цветов в жизни человека и информирует их о том, что может рассказать цвет о личности.
( Н.М.Погосова « Цветовой игротренинг» Санкт-Петербург, 2003, стр. 17-24; Р.Р.Кашапов «Курс практической психологии» Ижевск, 1996 стр. 108-109.
5. Игра: «Выбери «правильную» одежду для выступления».
Детям предлагается несколько детских наборов бумажных кукол с одеждой, а они должны их одеть. Одетые куклы анализируются.
Итоги. Рефлексия.
































VII. Неделя.

13. Занятие.

1 Приветствие. Повторение материала прошлого занятия.
Детям предлагается ответить на вопросы:
- Что такое публичное выступление?
- От чего зависит эффективность публичного выступления?
- Какие особенности личности можно определить по цвету его одежды?
2. Практические советы о том, что каков должен быть внешний вид, необходимый для эффективого публичного выступления ( одежда, аксессуары, причёска).
( Р.Р.Кашапов «Курс практической психологии..» Ижевск. 1996. стр. 300-304).
3. Обучение релаксации по методу Бенсона.
( Р.Р.Кашапов « Курс практической психологии» Ижевск, 1996, стр.390).
4. Планирование публичного выступления.
Этапы подготовки выступления:
1. постановка цели.
2. Составление плана выступления.
3 Написание речи.
4. Эмоциональная подготовка.
Ведущим даётся пояснения по каждому пункту.
5.Подготовка самопрезентации.
Игра: Инопланетяне.
( М.А.Подвойская «Уроки психологии в школе» «Коррекция», стр. 73)
Детям выдаются листочки, которые они заполняли на своём первом занятии, описывая себя, то есть, делая самопрезентацию.
Для подведения итогов занятий, предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что легче - рассказывать о себе или самому задавать вопросы?
- Что вы можете рассказать о своих сильных и слабых сторонах?
- Что вы можете рассказать о своих интересах и увлечениях?
6. Итоги. Рефлексия.






14. Занятие.
Индивидуальная консультация.



VIII. Неделя.
15. 16. Занятие.
Проведение самопрезентации каждого слушателя курсов, с обязательным рефлексивным анализом каждого учащегося группы.
В заключении предлагается всем письменно ответить на вопросы:


1. Что я ожидал(а), начиная ходить на занятия?
2. На сколько мои ожидания совпали, с тем, что было на занятиях?
3. Что нового я узнала о психологической науке?
4. Что мне больше всего понравилось?
5. Было ли что-то, что меня удивило?
6. Что на занятиях мне не понравилось?
7. Что изменилось в ходе занятий в моих представлениях о выборе профессии?
8. Какие аргументы я бы привел(а), советуя знакомым посещать подобные занятия?




























Элективный курс «Что можно узнать о себе, общаясь»

Учебно-методический план (9 «А»)


Наименование блока
Неделя
Наименование темы

I Блок
Психология-наука о человеке
1 неделя
14,21 сентября
1,2 занятия
Психологическая наука

II Блок
Я-личность
2 неделя
28 сентября, 5 октября
3,4 занятия
Я и окружающий мир


3 неделя
12,19 октября
5 занятие
Темперамент
6 занятие
Способности

III Блок
Влияние общения на личность
4 неделя
9,16 ноября
7,8 занятие
Общение и его невербальные способы



5 неделя
9,16 ноября
9,10 занятие
Активное слушание, речь

IV Блок
Публичное выступление
6 неделя
23,30 ноября
11 занятие
Особенности публичного выступления
12 занятие
Важность цвета в нашей жизни


7 неделя
7, 14 декабря






13 занятие
Подготовка к публичному выступлению
14 занятие
Индивидуальная консультация


8 неделя
21,28 декабря

15,16 занятие
Самопрезентация









Литература, используемая в элективных курсах
Михайловой О.Н.
по теме: « Что можно узнать, общаясь»
( вся литература имеется в кабинете школьного психолога (личная))

1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- М: Питер. 2003
Релаксационное упражнение стр. 62-64
Упражнение «Автобус» стр. 179
2. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты - М.: Первое сентября, 2003
Уровни Я стр. 49
Тест Айзенка ( подростковый вариант) стр. 75-82 ( ксерокопии)
3. Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте - М.: Академический проект, 2002
4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - Санкт-Петербург: Питер, 2002
5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы - Ростов-на Дону: Феникс, 2003
Упражнение «Запомни и передай» стр. 422-423
6. Кашаков Р.Р. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха - Ижевск, 19996
Лекционный материал по темам:
- способности личности стр. 436-439;
- невербальные способы общения стр. 116-142, 230;
- речь и её основные характеристики стр. 231-236;
- публичное выступление стр. 147-160, 176;
- важность внешнего вида при публичном выступлении стр. 108-109, 300-304.
Релаксация по методу Бенсона стр. 390.
7. Ковалёв С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни - М.: Просвещение, 1991
Опросник о состоянии здоровья и самочувствие стр. 44-46 (ксерокопии)
Тест Ряховского «Диагностика коммуникативных способностей» стр. 78-80 (ксерокопии)
Опрсник «Умеете ли Вы контролировать себя?» стр. 81-82 (ксерокопии)
8. Кон И.С. Психология ранней юности.- М: Просвещение, 1989
9. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг.- Санкт- Петербург: Речь, 2003
Лекционный материал о значении цвета в жизни стр.17-24
10. Подвойская М.А. Уроки психологии в школе: Коррекция
Лекционный материал о психологии, как науке стр. 71-72
Игра « Инопланетяне» стр. 73
11. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.- М.: Владос. 2001
Рисование будущего дома стр. 46- 48

































13PAGE 15


13PAGE 142415




Элективные курсыЧто можно узнать о себе, общаясь. 15