ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ШАРИНА НАТАЛИЯ АНДРЕЕВНА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ»
Изменения, происходящие в наше время во многих сферах деятельности человека, выдвигают новые требования к организации и качеству образования. Современный выпускник колледжа должен владеть не только специальными знаниями, умениями и навыками своей профессии, но и ощущать потребность в  достижениях и успехе, быть развитой и образованной личностью. По крайней мере к этому стремиться. Необходимо прививать ему интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию. В связи с этим проблема учебной  мотивации студентов приобретает сегодня особое значение.
Основная проблема заключается в том, чтобы учащийся сам захотел получить эти знания, осознал, что ему это нужно. Для этого студенту необходимо объяснить, каким образом эти знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе “в жизни все может быть полезным”, обучающийся по понятным причинам теряет интерес.
Студент приходит в колледж, чтобы стать хорошим специалистом. Преподаватель должен уметь доказать, что и его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей практической деятельности. Как же мотивировать студентов для изучения иностранного языка?
Психологические особенности возраста студентов СПО (16-20 лет) заключаются в том, что при наличии значительной степени энтузиазма, юношеского максимализма, самонадеянности и чрезмерной уверенности в своих силах, они легко пасуют при первых же трудностях, с которыми сталкиваются. Это происходит из-за того, что им не хватает профессионализма, жизненного опыта, нацеленности на результат и веры в возможность достижения успеха (или целей). Ведь для изучения ИЯ нужно прикладывать какие-то усилия, чего делать абсолютно не хочется. А также виду возрастных особенностей, так у учащихся данного возраста совсем другие интересы, тем более многие убеждены, что знание иностранно языка в жизни, а уж тем более в профессии ну никак не пригодится. Еще одной причиной может быть неверие в собственные силы: У меня не получится, я не запомню, я не понимаю. Для кого-то мощным мотиватором может служить оценка в зачетке, в дипломе, для другого – желание получить знания, для третьего - авторитет и уважение сверстников, родителей. Ну, а для некоторых – опасение быть исключенным из учебного заведения и пойти в ряды Вооруженных Сил РФ.
Именно здесь на этом этапе и нужна психологическая, педагогическая и интеллектуальная помощь преподавателя, совет старшего наставника, который поможет им добиться желаемого результата.
В идеале, обучение иностранному языку – это самостоятельный процесс получения знаний с возможностью проконсультироваться с преподавателем (тьютером). Студент сам должен прикладывать усилия для изучения иностранного языка, вникнуть в его суть. Преподаватель не может выучить за студента лексику, усвоить грамматический строй языка. Однако помощь педагога позволяет сделать «непонятное» более доступным и лёгким для обучающегося.
В качестве мотивационных стимулов преподаватель может использовать различные технологии, методы и приемы. Здесь у каждого свои секреты! Мы поделимся своими.
Работая с целевой аудиторией студентов, педагог должен четко представлять себе, что за люди перед ним сидят, каковы их личностные, возрастные, профессиональные, общественно-групповые интересы и потребности, а также их интеллектуальные и эмоциональные возможности для усвоения языковых знаний, умений, компетенций. Чтобы выяснить это, педагогу необходимо тесно контактировать с обучающимися, работать, что называется, в тесной связке «студент-преподаватель». Изучив особенности целевой аудитории, педагог должен предоставить студентам максимальную свободу выбора разговорных тем, (ТО что интересно ИМ) видоизменяя их так, чтобы они соответствовали программе учебной дисциплины и, одновременно, удовлетворяли интересы обучающейся молодежи. Используя данный метод, преподаватель реализует принцип личностно-ориентированного обучения и компетентностный подход в изучении иностранного языка.
Относительная свобода при контроле знаний, когда один студент контролирует другого, оценивает его ответ или письменную работу, объясняя непонятное.
Формируя у студентов психологическую мотивацию, педагог-филолог может разъяснить студентам возможности применения языковых знаний в их профессиональной практической деятельности, показать, как успех в изучении языка может способствовать успеху развития их профессиональной карьеры. Например, чтобы получить статус спасателя международного класса, необходимо знание иностранного языка. [см. ФЗ от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (с изменениями и дополнениями)]. Для того, чтобы изучение материала проходило продуктивно, давать ситуации и темы для обсуждения связанные именно с их профессией, связанные с тем, что происходит в современном мире, а также касающиеся их интересов вне колледжа, увлечений .Данный подход позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более интересным, эффективным. И не только для студентов, но и для преподавателя! Обучая, преподаватель сам развивается как личность, учится понимать молодых людей, находясь в более тесном контакте с ними, умело воздействует на их желание самосовершенствоваться. Процесс обучения иностранному языку становится взаимовыгодным сотрудничеством равноправных партнеров по деятельности.