Почва — важнейшая часть экосистемы УМК Школа 2100 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС УМК «ШКОЛА 2100»
Тема урока: Почва – важнейшая часть экосистемы.
Цель: сформировать представление о почве, её образовании и составе.
Задачи урока:
Образовательные:
Формирование понятия «почва» как единства живой и неживой природы.
Изучение состава почвы в ходе опытов.
Продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов.
Развивающие:
Продолжить работу по формированию умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности при работе в группах.
Продолжить формирование умения работать с оглавлением учебника, учебными текстами.
Развитие практического умения поиска информации путём проведения опытов
Развитие умения анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы.
Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации,
Воспитательные:
Продолжить работу по воспитанию у детей бережного отношения к природе.
Воспитание умения слушать и слышать учителя и одноклассников.
Формируемые УУД:
Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации
Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность
Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий
Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами

Оборудование: презентация к уроку, тарелочки с почвой, стаканы с водой, салфетки, карточки с заданиями для групповой и парной работы, маска червячка, карточки с буквами, учебник А.А.Вахрушева «Обитатели Земли», рабочая тетрадь к учебнику.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов

I. Организацион-ный момент. Приветствие.








·I. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


Работа в парах.
Всем говорю я: «Здравствуйте!
Добрый день, друзья!
День наступил прекрасный,
Потому, что в нем вы и я!»
- А девизом нашего сегодняшнего урока будут такие слова: «Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы её полюбить – надо её знать». И мы сегодня на уроке буде узнавать новое о природе, о экосистеме.
- Но сначала вспомним, что такое экосистема?
- Организмы каких «профессий» входят в состав экосистемы? (Производители, потребители, разрушители.)
– Какие роли они выполняют в экосистеме? (Производители производят органические вещества, потребители получают вещества, поедая растения или животных, а возвращают растениям углекислый газ. Разрушители превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям.)
– Где живут производители, потребители, разрушители? (Живые организмы живут на пересечении трёх сред. А если точно, то растения – производители в почве, разрушители в почве, потребители на почве.)
- Напишите по 2 примера представителей различных «профессий» в карточках.
(заслушать ответы некоторых групп)
– Послушайте разговор наших помощников – Лены и Миши:
Лена:- Почему ветки, которые я поставила в воду, дали листочки и дальше не растут?
Миша:- Для роста растениям нужна не только вода, но и минеральные соли, поэтому растения сажают не в банку с водой, а
- Какие у вас будут предположения?
- О чем мы будем говорить на уроке?
- Что такое почва?
- Какими свойствами обладает почва?
Поэтому, тема нашего урока: «Почва – важнейшая часть экосистемы».
- Ребята, а может быть, вы уже что-то знаете о почве?
(Почва – часть экосистемы. Почва – слой земли. Если в ней живут организмы, то почва должна обеспечивать их водой и веществами. Является опорой для организмов.

Познавательные УУД
1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2.Представлять информацию в виде схемы.
3.Выявлять сущность, особенности объектов.
4.На основе анализа объектов делать выводы.
5.Обобщать и классифицировать по признакам.
6.Ориентироваться на развороте учебника.
7.Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


·
·I. Совместное открытие знаний.

























Работа в группах.
IV. Физкультми-нутка.


V. Заниматель – ный материал.














Практическая работа.
-Давайте поближе познакомимся с почвой. Для этого мы все станем экспериментаторами. У вас на столах тарелочки с почвой, рассмотрите её, что можно сказать о её составе?
Опыт 1. Зачерпните ложечкой почву и высыпите ее снова в тарелочку. О каком свойстве почвы можно сказать?
(Почва сыпучая)
Опыт 2. Возьмите горстку почвы и сделайте из нее комочек. Бросьте в воду. Что вы наблюдаете? Что можете сказать?
(В почве есть воздух)
Опыт 3. Горсточку почвы бросьте в воду и размешайте ложечкой. Что вы видите на дне стакана? А что на поверхности воды?
(Тяжелые частицы в виде песка или глины опускаются на дно. На поверхности остаются перегнившие остатки организмов и растений)
- Из чего же состоит почва?
- А как она образуется, мы узнаем, прочитав информацию в учебнике.
– Давайте вернёмся к нашему определению почвы. Значит, это не просто слой земли, а какой слой? (Плодородный. Почва – это плодородный слой земли.)
- Кто помогает делать почву плодородной? (Горные породы разрушаются под действием воды, воздуха, температуры, живых организмов. Те организмы, которые живут в почве, перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества. От этого почва становится лучше –плодороднее. Плодородный слой почвы называется перегноем. Он меньше остальных слоёв.)
– Какую проблему мы решали сегодня на уроке? Как мы можем ответить на этот вопрос? (Почва – верхний, плодородный слой земли. В её состав входят органические и минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.)
Выполнение заданий №4, №5 в рабочей тетради. Проверка работы у доски.
Растения – руки вверх и покачать.
Птицы – руки в стороны и сделать взмахи.
Звери – присесть.
Рыбы – волнообразные движения руками.
- К нам на урок пришел гость – червячок Кузя. Он хочет вам что-то рассказать.
- Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен 100 горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. И зовется она – земля. Но только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадываются, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: грибы, ягоды, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зерна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлебов. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот таки стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.
- Ребята, а какую пользу земле приношу я?
Решение экологической задачи.
Компания Лукоморье получила заказ на посадку лесополос. По мнению компании для выполнения заказа достаточно посадить только деревья, так как они хорошо защищают почву от эрозии. Сотрудники компании полагают, что посадка кустарников нецелесообразна, потому что потребует дополнительных затрат, при этом кустарники не играют решающей роли в предотвращении разрушения почвы. А как думаете вы? Дайте совет компании Лукоморье.
(Заросли кустарников создают благоприятный климат для роста лесных видов трав; способствуют разнообразию видов растений занятых лесополосой; экологическая значимость)
Вывод: нельзя допускать разрушения и уничтожения почвы.





Коммуникативные УУД
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты
1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.






















Регулятивные УУД
1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.


VI. Итог урока.



VII. Рефлексия.
Возвращаемся к девизу нашего урока.
- О чем говорили на уроке?
- Какую проблему решали?
- Что нового узнали?
- Еще в старину наши предки брали с собой землю в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте и мы с вами любить, ценить ее, заботиться о ней. Тогда и она будет радовать нас густыми лесами, цветущими садами, полями и лугами.
У вас на столах лежат кусочки земли из бумаги и разноцветные цветы. Если вы считаете, что отлично работали на уроке, узнали много нового, то возьмите розовый цветочек и приклейте на «землю». Если считаете, что работали хорошо и вам было интересно – желтый цветочек. Если считаете, что старались, но не все получилось – красный цветочек.
(Вешаем «кусочки земли» на доску и получаем целую картинку – цветущую поляну)
Ученик читает отрывок из стихотворения Н.Добронравого «Песня о матери – планете».
У учащихся на стульях прикреплены листы с буквами. Они выходят с ними к доске и читают по одной строке из стихотворения, поднимая вверх букву. Получается предложение: «Сохраним природу Земли»


2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Прогнозировать
предстоящую работу.
4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



VIII. Домашнее задание.
Чтение текста темы 11, ответы на вопросы: 1 ряд – 1,2 вопросы, 3 ряд – 3,4 вопросы. Работа в тетради №2.












© ООО «Баласс», 2013